Лекция 6 Понятие информационной системы. Основные свойства юридических информационных систем.

Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика должна это делать в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям.

Добавление к понятию "система" слова "информационная" отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Основное назначение информационной системы - реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. С этой точки зрения и правовая система в целом и отдельные ее подсистемы (например, органы прокуратуры, суда, внутренних дел и т.д.) могут и должны рассматриваться как информационные системы.

Во внутренней структуре правовой информационной системы можно выделить следующие составные части:

- субъектов информационных процессов, протекающих в правовых образованиях: специалистов различных областей знания, обеспечивающих функционирование информационной системы, субъектов информационно-правового воздействия;

- социально-правовую информацию, на основе сбора, систематизации и обработки которой информационная система решает поставленные задачи;

- информационные технологии: совокупность логико-математических, лингвистических и других методов и методик исследования информационных объектов и вычислительных, телекоммуникационных, других технических и программных средств обработки социально-правовой информации.

Такой широкий подход к определению информационной системы невозможен для юридической науки. При анализе информационной системы как объекта права необходимо четко разграничить субъектный и объектный состав правоотношений. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информационная система определяется как «организационно-упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы».

Существуют классификации автоматизированных систем правовой информации (АСПИ) по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации. Кроме того, АСПИ можно классифицировать по требованию к уровню подготовки пользователей (для специалистов, для широкого круга пользователей).

Опыт практического применения АСПИ показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АСПИ следует считать классификацию по степени сложности технической, вычислительной, аналитической и логической обработки используемой информации. При таком подходе к классификации можно наиболее тесно связать АСПИ и соответствующие информационные технологии и выделить следующие виды АСПИ:

- автоматизированные системы обработки данных (АСОД);

- автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС);

- автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС);

- автоматизированные информационно-логические системы (АИЛС);

- автоматизированные рабочие места (АРМ);

- автоматизированные системы управления (АСУ); автоматизированные системы информационного обеспечения (АСИО); экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия решений.

С проблемами правовой информатизации связана разработка правового обеспечения информационных процессов и информатизации, представляющего собой совокупность нормативных актов, принимаемых на разных уровнях власти и управления и регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации и применениями современных информационных технологий.

Информационные отношения представляют собой обособленную однородную группу общественных отношений, возникающих при обороте информации в результате осуществления информационных процессов.

Информационно-правовое отношение - это такое урегулированное правом отношение, при котором один субъект (физическое или юридическое лицо) вправе требовать от другого субъекта получения определенной информации, а второй - обязан передать первому определенный вид информации. Объектами информационных отношений выступают информация и информационные ресурсы. Субъектами информационных отношений являются общественные и государственные структуры, физические и юридические лица, предприятия, фирмы, объединения граждан, государство в целом.

Многие нормативные акты, регулирующие информационно-правовые отношения, содержат в себе также нормы, относящиеся к классическим отраслям законодательства, в частности, например, регулирующие трудовые, гражданские, предпринимательские и финансовые отношения. Так, в Законе Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» в статьях 14 - 19 рассмотрен вопрос об использовании программ для ЭВМ по договорам. В этом же законе рассматриваются способы свободной купли-продажи программ, методы защиты авторских прав на программы для ЭВМ и на базы данных.

Правовое обеспечение информационных процессов и информатизации России должно предусматривать обоснование целей, состава, содержания системы законодательства, регулирующего отношения в области формирования информационных ресурсов России и пользования ими, создания систем обработки информационных ресурсов, установление места и роли этой отрасли законодательства в общей системе законодательства России, создание механизмов реализации нормативных правовых актов.

В последние годы процесс по разработке стратегии в отношении информационной сферы в России значительно активизировался. Одобрена Советом Безопасности Российской Федерации Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, являющаяся политическим документом. Стратегия утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. 16 августа 2007 г. Правительством Российской Федерации одобрена Концепция «электронного правительства», а в 2006 г. приняты федеральные законы от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», четвертая часть ГК РФ от 18.12.2006 № 230-ФЗ, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» и ряд других законодательных и подзаконных нормативных правовых актов.

Правовая информация входит, как правило, в состав государственных информационных ресурсов. При создании и развитии государственного информационного ресурса решение о форме хранения информации в таком ресурсе, формах предоставления информации для формирования такого ресурса и предоставления информации из данного ресурса принимается с учетом требований совместимости форм хранения и предоставления информации с формами хранения и предоставления информации других государственных информационных ресурсов. Государственные органы, должностные лица, работники государственных органов (организаций) обязаны принимать меры по обеспечению защиты информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, от неправомерного доступа к ней третьих лиц. Указанные меры должны обеспечивать необходимый для данного вида государственного информационного ресурса уровень защиты информации.). Все используемые правовые, организационные и технические меры защиты информации в государственном органе (организации) должны быть основаны на положении об обеспечении информационной безопасности, утверждаемом руководителем данного органа (организации).

Умение оценивать и использовать разнообразную правовую информацию для мотивации принимаемых решений является одним из аспектов правовой культуры. Правовая культура - чрезвычайно емкое явление. Ее общественная значимость во многом превосходит границы нормативного воздействия права на социальные отношения, так как, являясь составной частью общечеловеческой культуры, правовая культура прямо и косвенно влияет на формирование сознания и деятельность личности в самых различных сферах жизни общества. При этом правовая культура понимается как развивающаяся система правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества.

В состав правовой культуры включаются: а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права; б) политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку; в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов) г) государственно-правовую идеологию; д) права и свободы граждан.

Выделение в качестве компонентов правовой культуры государственно-правовой идеологии, прав, свобод и обязанностей граждан сближает понимание правовой культуры с пониманием всей юридической надстройки, правовой системы общества, включает личность и ее деятельность. Правовая культура в этом случае выступает как социальное, имеющее ярко выраженную целевую направленность явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности в ходе ее фактического функционирования.

В состав правовой культуры включаются: а) правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль, регулирование и исполнение норм права; б) политическая оценка права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку; в) уровень развития всей системы юридических актов (юридических документов) г) государственно-правовую идеологию; д) права и свободы граждан.

Правопорядок и его действие оказывают специфическое и, в целом, положительное воздействие на реализацию норм поведения. Дело в том, что поддержание правового порядка и поведения не сводится лишь к общей и специальной превенции и касается не только правонарушителей или потенциальных нарушителей. Оно играет более значительную роль, ибо влияет как на состояние правосознания, так и реализацию других социальных норм, например, нравственных.

Юридическая организация, как и любая другая, например, политическая или религиозная, имеет характерные черты. Одной из них выступает специфика деятельности. Для юридической организации любого уровня свойственна правовая деятельность. Она характеризует внутреннюю и внешние области применения. Внутренняя правомерная деятельность конкретной организации (определенного объединения людей) включает и исполнение профессиональных функций ее структурными подразделениями, оптимизацию взаимоотношений между людьми, входящих в них.

Государственные информационные ресурсы должны содержаться в форме и в состоянии, позволяющем свободно осуществлять доступ к находящейся в них информации.

К числу наиболее значимых государственных информационных ресурсов относятся следующие массивы информации:

- Библиотечные ресурсы около 150 тысяч библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек имеют автоматизированные информационные технологии и базы данных.

- Архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн.ед.хр., в том числе в непосредственном ведении Росархива - свыше 193 млн.ед.хр. и несколько сот баз данных.

- Информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации, в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также государственные предприятия отраслей материального производства.

- Информационные ресурсы Государственной системы статистики, включающие информационные фонды по отраслям статистики, информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичную статистическую информацию. Государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАПСИ, подведомственных им центрах правовой информатизации, а также разнообразные ресурсы судебных органов.

- Информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней, включающие массивы социальной и управленческой информации.

- Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах, сосредоточенная в нескольких секторах информационной сферы: топографо-геодезическая и картографическая информация - в Роскартографии, которая возглавляет работы по созданию в стране географических информационных систем (ГИС), обеспечивающих естественную пространственную привязку информации о любых природных объектах; информация о недрах, водных и лесных ресурсах - в МПР России: Единой информационной системе недропользования (Федеральный геологический фонд и его филиалы), Государственном банке цифровой геологической информации, водном и лесном кадастрах, музейно-библиотечных и коллекционных фондах, фондах эталонов минерального сырья и кернового материала; метеорологическая информация и информация об охране окружающей среды (метеорологическая, аэрологическая, гидрологическая, океанографическая, агрометеорологическая и др.) объемом более 1 Тб; информация о земельных участках - в Росземкадастре.

- Информационные ресурсы в области образования, аккумулированные не только в библиотеках более 500 российских вузов (общий фонд свыше 300 млн.ед.хр.), но и в создаваемых региональных центрах информации, региональных центрах новых информационных технологий и в формируемой Федеральной университетской сети RUNNet.

Внедрение информационных систем может способствовать:

· получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

· освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

· обеспечению достоверности информации;

· замене бумажных носителе" данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

· совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

· уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

· предоставлению потребителям уникальных услуг;

· отысканию новых рыночных ниш;

· привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

Контрольные вопросы.

  1. Понятие информационной системы.
  2. Понятие правовой информационной системы.
  3. структура правовой информационной системы
  4. Примеры государственных информационных ресурсов
  5. Понятие и состав правовой культуры.
  6. классификации автоматизированных систем правовой информации