Место ИГПЗС в системе юридических дисциплин

Методология ИГПЗС как науки

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Метод – это КАК, КАКИМ СПОСОБОМ изучается наука. Специфика предмета и объектов исследования науки ИГПЗС обуславливает применение следующих научных методов:

- исторический (исследование эволюции правовых систем и отдельных их институтов);

- формально-логический (исследование историко-правовых актов с точки зрения их внутренней структуры;

- компаративный (сравнительно-правовой) – изучение общего и особенного в развитии на различных этапах эволюции (сравнение правовых систем). Это основной метод ИГПЗС.Изучая право различных зарубежных государств, мы поневоле начинаем сравнивать это право с другим правом других государств. При сравнении мы находим что-то общее, а также различное, какие-то отличительные особенности одного национального права от другого национального права. Какое-то право одной страны имеет похожие признаки, сходство с правом другой страны. Такое право объединяется в определенную правовую систему со своими собственными схожими характеристиками. Такие правовые системы объединяются в крупные правовые семьи, которых сравнительно немного и можно их уже изучать. Такие правовые семьи в их историческом развитии изучает ИГПЗС.

- структурно-функциональный – анализ фактической реализации полномочий важнейших органов государственной власти, а также структуры государственного механизма конкретных зарубежных стран;

Общефилософские методы:

- диалектика – это метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении;

- метафизика – познания в застывшем виде;

- аналитический;

- статистический;

- прогностический и пр.

Место Всеобщей истории государства и права в системе юридических дисциплин. Всеобщая история государства и права отмечает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытно-общинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс (его ускоряли лишь некоторые экстремальные обстоятельства: угроза внешнего вторжения и т. п.) постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.

В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Даже в странах, где государственная власть особенно интенсивно использовалась или используется в узкоклассовых, подчас клановых целях, государство, равно как и основная часть права, сохраняет и общественное предназначение: защита от стихийных бедствий, эпидемий, борьба с общеуголовной преступностью, во многом оборона страны и другое, отвечающее интересам большинства.

Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. При этом важно, каким является государство - авторитарным или демократическим, какие социальные слои и группы контролируют его механизм, замедляя или стимулируя общественный прогресс.

В таких условиях каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Национальная государственно-правовая история оказывается богаче, "хитрее" общей теории. Соответственно, "логическое", т. е. общая закономерность развития, и "историческое", т. е. проявление этой закономерности во всей сложности частных модификаций, полностью на протяжении весьма длительного исторического времени не совпадают.

Сказанное во многом определяет взаимосвязь Всеобщей истории государства и права с Теорией государства и права.

Напомним, Всеобщая история государства и права исследует государственно-правовой процесс в его пространственно-временной определенности и выявляет конкретно-исторические закономерности, т. е. "историческое". Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, т. е. "логическое". В итоге научно обоснованное раскрытие сути государственно-правового процесса предполагает тесное взаимодействие этих наук.

Отмеченное в полной мере относится и к взаимосвязи Всеобщей истории государства и права с Историей политических и правовых учений, которая изучает возникновение и развитие, социальную эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности. Значимость этой проблематики применительно к изучению государственно-правовой истории определяется прежде всего тем, что люди, ее делающие, обычно руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и, главное, цели. Массовое поведение основных социальных групп, особенно в переломные моменты истории, также во многом детерминируется духовной жизнью общества, включая религиозные воззрения, традиции и даже предрассудки, когда, говоря словами И. Канта, "мертвые управляют живыми".

Известно, что идейно-теоретические установки, господствующие в той или иной стране, определенного исторического времени, обладают многообразием, а также большой относительной самостоятельностью. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как они оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны.

Всеобщая история государства и права и История государства и права России сообща решают задачи, стоящие перед историко-юридической наукой, но различаются по предмету.

Всеобщая история государства и права и История государства и права России совместно с Теорией государства и права и Историей политических и правовых учений образуют группу так называемых теоретико-исторических наук, составляющих теоретическое, точнее, в более широком плане гносеологическое основание отраслевых юридических наук. Они формулируют значительную часть понятийного аппарата юриспруденции.