Правовые проблемы использования космодрома «Байконур».

Институт ответственности и страхования в международном космическом праве.

Одним из способов обеспечения порядка в международных отношениях с древнейших времен является использование института ответственности. Соблюдение внутреннего законодательства обеспечивается соответствующей национальной системой юридических норм, а также использованием аппарата принуждения, который является составной частью государственного механизма. В международных отношениях нет какого-либо центрального надгосударственного аппарата принуждения. Гарантией соблюдения международного правопорядка служат сами международно-правовые нормы и принципы, важнейшим из которых является принцип pact sunt servanda («договоры должны соблюдаться»). В международном космическом праве применимы все три формы ответственности: политическая, материальная и моральная. Государство обязано возмещать ущерб от возможных вредных последствий осуществления правомерной космической деятельности, которая по своей природе связана с известным риском.

Вопросы ответственности регулируются Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам, известной также под названием «Конвенция об ответственности», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1971 года. Она является первым договором, специально регламентирующим материальную ответственность субъектов международного публичного права за ущерб, причиненный в результате деятельности под их юрисдикцией или контролем не запрещенной современным международным правом. Конвенция об ответственности распространяется и на деятельность международных организаций.

Ущербом, согласно ст. 1 Конвенции, признается «лишение жизни, телесное повреждение или иное повреждение здоровья; либо уничтожение или повреждение имущества государств, либо физических или юридических лиц, или имущества международных межправительственных организаций». Ответственность за ущерб, причиненный на поверхности Земли или воздушному судну в полете, является абсолютной ответственностью, т.е. не зависящей от вины причинителя ущерба. Ответственность за ущерб, причиненный космическому объекту или лицам и имуществу на его борту в любом месте, помимо поверхности Земли (т.е. на стадии полета или на небесном теле), основывается на вине запускающего государства или лиц, за которых оно отвечает.

Таким образом ответственность возлагается на запускающее государство, каковым считается государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, либо государство, с территории или установок которого осуществляется запуск космического объекта.

Если ущерб возникает в результате столкновения космических объектов двух запускающих государств, то они несут перед третьим государством солидарную ответственность. Такая же ответственность (статья IV Конвенции) возникает при совместном запуске космического объекта двумя или большим числом государств. Таким образом, если ущерб причинен при совместном запуске, то требование о компенсации может быть предъявлено сразу же любому запускающему государству, которое обязано возместит ущерб в полном объеме, имея при этом возможность воспользоваться правом регрессного иска к соответчикам.

Если ущерб причинен космическим объектом, в том числе и пилотируемым, принадлежащим международной организации, и эта организация, по смыслу Конвенции, входит в число запускающих государств, то такая организация и входящие в нее государства несут солидарную ответственность. При этом, однако, претензия о компенсации должна быть предъявлена в первую очередь организации. Вопрос об ответственности государств-членов за уплату компенсации может быть поставлен только в том случае, если международная организация в течение шести месяцев не выплатила компенсации (ст. XXII, п. 3). Если ущерб причинен космическому объекту с экипажем или без экипажа на борту, принадлежащему международной организации, то претензия о компенсации за ущерб представляется не самой организацией, а по договоренности одним из ее государств-членов. Таким образом, международное космическое право включает в круг субъектов ответственности и международные организации.

Ответственность государства за международно-противоправные деяния персонала пилотируемых космических объектов предполагает привлечение виновных лиц к уголовной, административной (дисциплинарной) и гражданско-правовой ответственности на основании соответствующего национального законодательства. Меры наказания, налагаемые на персонал космического объекта за противоправные деяния, могут быть самыми различными – от административного взыскания до привлечения к уголовной ответственности. Характер ответственности определяется тяжестью совершенного противоправного деяния и наступившими последствиями. Применение дисциплинарных или уголовно-правовых мер не освобождает виновных лиц от возмещения материального ущерба на основании законодательства государства регистрации пилотируемого космического объекта.

Присутствии на борту пилотируемого (обитаемого) космического объекта гражданина или граждан государства, которое не принимало участия в создании или запуске этого объекта, тем не менее, дает основание в вопросах международной ответственности отнести это государство к числу запускающих и, следовательно, несущих солидарную ответственность за ущерб третьей стороне. Это особенно важно в тех случаях, когда такой ущерб причинен по вине гражданина данного государства.

Конвенция об ответственности устанавливает и порядок рассмотрения претензий о компенсации за ущерб в различных ситуациях. Объем компенсации определяется «в соответствии с международным правом и принципами справедливости с тем, чтобы обеспечить возмещение ущерба, восстанавливающее … положение, которое существовало бы, если бы ущерб не был причинен» (статья XII). В случае возникновения спора заинтересованные стороны, по требованию любой из них (обязательная арбитражная процедура), создают комиссию по рассмотрению претензий. В конвенции определен порядок создания таких комиссий, их компетенция и условия деятельности.

Вопросы ответственности могут возникнуть и в отношении частных юридических лиц, обеспечивающих производство запусков, либо представляющих для запусков свои установки. Процесс вовлечения частных компаний в деятельность, связанную с космосом, делает необходимым более пристально посмотреть на распределение бремени ответственности. Некоторые государства уже решили эту проблему удобным для себя способом. Они приняли национальные законы, конкретно оговаривающие деятельность в космосе частных компаний. Эти законы в основном включают положения о возмещении частными компаниями, которым была выдана лицензия в соответствии с национальным законом, любых выплат, произведенных государством вследствие международных требований о возмещении ущерба. Тогда как на международном уровне рамки для такого рода национального законодательства четко не определены, что может помешать единому толкованию и единому подходу к применению положений Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.

Важной областью космического права является космическое страхование. Оно возникло в связи с развитием частного предпринимательства в космосе. Наибольшее распространение получило в области запуска и эксплуатации искусственных спутников связи. Первая операция по космическому страхованию осуществлена в 1965 г. в США.

Космическое страхование предполагает заключение договора по которому одна сторона (страховщик) обязуется за вознаграждение (страховую премию), уплачиваемое другой стороной (страхователем), возместить последний ущерб, причиненный в результате указанного в договоре события. Страховщиками «космических рисков» выступают, как правило, страховые фирмы, специализирующиеся на страховании авиационных и т.п. рисков. Страхователем может выступить любая компания (и даже государственный орган), осуществляющая космическую деятельность и желающая иметь финансовую гарантию покрытия своих возможных убытков. Особенность космического страхования заключается в специфике предмета страхования, т.е. тех рисков, которые принимает на себя страховщик: неизвестна степень риска, затруднена его техническая оценка вследствие недостаточности статистических данных, неприменимость серийных понятий к космической технике, привилегированное положение страхователя в оценке риска и контроля над информацией в целом и т.п.

В космическом страховании выработаны особые виды полисов, отличные от существующих в традиционных областях страхования. В настоящее время страховые полисы выдаются на все стадии космической программы – от окончания сборки спутника до завершения его запланированного функционирования на орбите. Могут быть застрахованы одна, две или несколько стадий. Наиболее распространены следующие виды страхования:

¨ Страхование космической техники в предпусковой период. Гарантирует возмещение ущерба, причиненного имуществу страхователя, начиная с момента завершения сборки спутника и кончая моментом запуска двигателей первой ступени.

¨ Страхование запуска. Покрывает ущерб, причиненный с момента запуска двигателей первой ступени и до выхода спутника на запланированную орбиту (повреждение спутника при запуске, выход из строя контрольных систем, недостижение спутником надлежащей орбиты и т.п.).

¨ Страхование космического объекта на орбите. Гарантирует покрытие убытков страхователя с момента выдачи сертификата (выдается через 3-6 мес. нормального функционирования спутника на орбите на срок от 1 до 3 лет; если запланированный период действия спутника превышает этот срок, страховой полис продлевается). Убытки на этой стадии могут быть причинены сходом спутника с орбиты, неполадками топливной системы или системы коммуникации и др. причинами, делающими невозможной эксплуатацию спутника.

Перечень конкретных видов ущерба, возмещаемых страховщиком, содержится в каждом полисе. В него включаются также оговорки о том, что ущерб, причиненный в результате войны, ошибок проектировщиков и т.д., не возмещается. Процент страховых платежей для каждой стадии различен и устанавливается индивидуально в каждом договоре страхования.

Помимо страхования имущества существует страхование ответственности за ущерб, причиненный имуществу или здоровью третьих лиц (т.е. лиц, не участвующих в данной космической операции) в результате, например, столкновения космического объекта с воздушным судном, с другим спутником, падения на Землю и т.п. Хотя Договор по космосу 1967 г. и Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. не требуют обязательного страхования ответственности, национальное космическое право может предусматривать обязательность страхования. Так, в США в соответствии с Национальным законом об аэронавтике и исследованию космического пространства 1958 г. НАСА требует от компании, осуществляющей запуск космического объекта, заключить договор страхования ответственности перед третьими лицами. В настоящее время космическое страхование ввиду чрезмерного риска (высокий процент гибели или выхода из строя выведенных на орбиту спутников) стоит перед серьезными проблемами. К их числу относятся проблемы точной оценки страховщиком принимаемого на себя риска, установления оптимальных страховых премий (они доходят до 20% стоимости застрахованного имущества), развития новых форм образования страховых фондов и др.

 

Космодром основан в 1955 году. Занимает площадь 6717 км2, протяженность с севера на юг – 75 км, с запада на восток – 90 км. Его административным центром является г.Байконур, в котором проживает около 60 тыс. человек. Космодром «Байконур» предназначен для испытаний ракетно-космической техники, подготовки и осуществления запусков космических аппаратов на орбиты высотой до 200 тыс. км, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций, автоматических межпланетных станций. На космодроме испытаны и запущены созданные главным конструктором С.П.Королевым первая в мире межконтинентальная ракета (21 августа 1957 г.), первый искусственный спутник Земли (4 октября 1957 г.) и первый пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтов планеты Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.). Космодромом производится около 50 % запусков космических аппаратов Российской Федерации и более 90 % запусков по программам международного сотрудничества, в том числе 100 % запусков на геостационарную орбиту. С момента образования космодром входил в структуру Министерства обороны СССР. После распада СССР объекты космодрома стали собственностью Республики Казахстан.

Сложившаяся к началу 1990-х годов отраслевая кооперация была способна осуществлять весьма масштабные по своему размаху проекты. В те годы орбитальная группировка СССР насчитывала до 190 ракетоносителей, а пуски проводились с интенсивностью один в три-пять дней. Но с распадом СССР объекты созданной космической инфраструктуры размещавшиеся практически во всех бывших союзных республиках, оказались на территории независимых государствах.

Обострившиеся в 1990-1991 гг. финансовые трудности сказались, прежде всего, на объемах работ. Финансирование многих программ прекратилось. В самом трудном положении оказались эксплуатирующие организации, и в первую очередь – Министерство обороны, которому подчинялся весь комплекс средств подготовки и проведения пусков, управления аппаратами на орбите, приема и обработки служебной информации со спутников. Тем не менее, несмотря на все трудности нужно было поддерживать эксплуатируемую орбитальную группировку, решавшую широкий спектр оборонных, народно-хозяйственных и научных задач. А поддержание включает в себя и периодическую замену отработавших свой срок аппаратов на новые.

В 1991 г. Россия располагала возможностью осуществлять пуски из трех географически, весьма удаленных друг от друга районов: два их которых находятся в России (Архангельская и Астраханская области) и один – в Казахстане (Байконур или Тюра-Там, как его называли в западных источниках). Это обстоятельство уже само по себе породило проблемы юридического характера на межгосударственном уровне, связанные с вопросами собственности.

Обретя государственную независимость, Казахстан стал полноправным субъектом международного космического права. 28 марта 1994 г. Президент Российской Федерации и Президент Республики Казахстан подписали «Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур». Это Соглашение определило статус Байконура, как объекта, находящегося в собственности Казахстана и передаваемого в аренду России сроком на 20 лет.

Согласно Соглашению, комплекс «Байконур» используется Российской Федерацией для осуществления гражданских и оборонных космических программ; совместных космических проектов России, Казахстана и других государств-участников Содружества; международных космических программ и коммерческих космических проектов. При этом, предусматривалось, что в трехмесячный срок после вступления в силу Соглашения должен быть заключен Договор аренды. В июле 1994 г. Соглашение было ратифицировано парламентами обеих стран, но Договор об аренде еще не был готов.

29 августа Правительство Российской Федерации издало Постановление № 996 «О мерах по обеспечению выполнения Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур». Этим постановлением подводился итог длительным и горячим спорам по вопросу о передаче части объектов Байконура под управление Российскому космическому агентству. Министерству обороны Российской Федерации предписывалось в месячный срок по согласованию с казахстанской стороной осуществить мероприятия по передаче соответствующих объектов, используемых для реализации Федеральной космической программы России. 10 декабря 1994 года в Москве был подписан Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством РК и РФ, который вступил в силу 25 сентября 1995 года.

В соответствии с Договором Казахстан передает в аренду России сроком на 20 лет испытательные, технологические объекты и обеспечивающую инфраструктуру космодрома и г.Байконура с их движимым и недвижимым имуществом, что составляет единый научно-технический и социальный комплекс «Байконур».

К сожалению, истории использования космодрома «Байконур» известны печальные случаи аварий. Так напроимер, 5 июля 1999 года с космодрома Байконур был произведен запуск ракеты-носителя «Протон-К», который завершился аварией на 277-й секунде полета. В результате обломки ракеты упали в Карагандинской области. Россия сразу же сообщила Казахстану, что возместит ущерб, нанесенный аварией «Протона». Этого требовала Конвенция о международной ответственности за ущерб, нанесенный космическими объектами. Правительство Казахстана был наложен запрет на какие бы то ни было запуски ракет-носителей с космодрома Байконур. МИД Казахстана направил в адрес МИДа России ноту. Запрет на пуски сорвал два ближайших пуска. В этот же день была сформирована казахстанская правительственная комиссия для выявления последствий аварии и принятия решения о дальнейшей эксплуатации космодрома Байконур. Основное требование Казахстана, которое эта комиссия «озвучила», было погашение задолженности по аренде Байконура за первую половину 1999 г. 7 июля 1999 года представители казахстанского правительства выступили с заявлением о желании Казахстана пересмотреть договор об аренде комплекса Байконур. Среди прочих были высказаны требования о переходе от уведомительной практики запусков к разрешительной, когда казахстанские официальные органы давали бы «добро» на российские космически запуски. Казахстан также выдвинул требование введения квот на экологически опасные запуски ракетоносителей «Протон», «Рокот» и «Днепр».

Для исследования причин аварии была создана совместная комиссия. Ее работа закончилась подписанием протокола, в котором российская сторона подтвердила приверженность международным принципам и подписанным договорам между Россией и Казахстаном. Было решено, что запуски ракетоносителя «Протона» возобновятся с 31 августа. Однако, несмотря на положительный исход договора, история повторилась. Запуск «Протон-К» 27 октября 1999 года также завершился аварией на 222-й секунде полета. На следующий день МИДом Республики Казахстан была направлена нота в адрес российского МИДа. В ней выражалась «серьезная обеспокоенность по поводу очередного инцидента» с ракетоносителем «Протон». В той же ноте Россия уведомлялась, что Казахстан наложил временный запрет на все запуски РК с космодрома Байконур. Было заявлено, что запрет будет действовать до тех пор, пока расследование не установит причину аварии. Республика Казахстан была обеспокоена состоянием ракетной техники в Российской Федерации и нанесением ущерба экологии и здоровью граждан Казахстана.

Таким образом, двусторонние договоренности способствуют конструктивному и эффективному взаимовыгодному сотрудничеству по использованию космодрома «Байконур». Этот уникальный научно-технический комплекс, несмотря на все трудности переходного периода, сообща был сохранен. В настоящее время космодром успешно работает как в интересах Казахстана и России, так и мировой науки в целом.