Й уровень: ОСОБЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (или особые виды деятельности).

Совокупность действий, которая как бы «гнез­дится» вокруг одного мотива называют особенной дея­тельностью или особенным видом деятельности (игровая, учебная, трудовая деятельность). Это три человечески сменяющих друг друга вида деятельности. Они различаются по конечным результатам, по организации, по мотивам. Отдельные конкретные виды деятель­ности можно различать между собой по форме, по способу осуществления, по эмоциональным характери­стикам, по их физиологическим механизмам и т. д.

2-й уровень: ДЕЙСТВИЕ.

Действие - основная единица анализа деятельности

Определение. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели.

Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях и т. д.

«Промежуточный» результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него субъективно - в форме представления. Это процесс осознания цели.

Определение. Цель - образ желаемого результата (то есть того результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия).

Имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие.

Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели - это не автоматический акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием.

Давая характеристику понятие «действие» можно выде­лить 4 момента:

1. Действие включает в качестве необходимого компонента своего осуществления акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. Теория деятельно­сти рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием (движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущ­ность).

Теория деятельности через понятие действия утве­рж­дает принцип активности.

Понятие действие «выводит» деятельность че­ловека в предметный и социальный мир.

Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, мо­жет переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая, таким образом, свою относительную самостоятельность.

Действие может быть: как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.

- Внешние предметные действия направлены на из­менение состояния или свойств предметов внешнего ми­ра.

- Умственные действия - это действия, выполняе­мые во внутреннем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторно-двигательные компо­ненты.

Умственные действия подразделяются на:

- перцеп­тивные (формируют целостный образ восприятия пред­метов и явлений);

- мнемические (обеспечивают запоминание, хранение и воспроизведение информации);

- мыслительные (обеспечивают решение задач);

- имажитивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).

Но в любом случае, как внешние действия, так и умственные подчинены целям.