Й уровень: ОСОБЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (или особые виды деятельности).
Совокупность действий, которая как бы «гнездится» вокруг одного мотива называют особенной деятельностью или особенным видом деятельности (игровая, учебная, трудовая деятельность). Это три человечески сменяющих друг друга вида деятельности. Они различаются по конечным результатам, по организации, по мотивам. Отдельные конкретные виды деятельности можно различать между собой по форме, по способу осуществления, по эмоциональным характеристикам, по их физиологическим механизмам и т. д.
2-й уровень: ДЕЙСТВИЕ.
Действие - основная единица анализа деятельности
Определение. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели.
Человеческая деятельность проявляется в форме действия или цепи действий. Например, трудовая деятельность существует в трудовых действиях, учебная деятельность - в учебных действиях и т. д.
«Промежуточный» результат, которому подчиняются трудовые процессы человека, должен быть выделен для него субъективно - в форме представления. Это процесс осознания цели.
Определение. Цель - образ желаемого результата (то есть того результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия).
Имеется в виду сознательный образ результата: он удерживается в сознании все то время, пока осуществляется действие.
Цели не ставятся субъектом произвольно. Они даны в объективных обстоятельствах. Выделение и осознание цели - это не автоматический акт, а относительно длительный процесс апробирования целей действием.
Давая характеристику понятие «действие» можно выделить 4 момента:
1. Действие включает в качестве необходимого компонента своего осуществления акт сознания в виде постановки и удержания цели.
2. Теория деятельности рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием (движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность).
Теория деятельности через понятие действия утверждает принцип активности.
Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.
Деятельность и действие представляют собой не совпадающие между собой реальности. Одно и то же действие может осуществлять разные деятельности, может переходить из одной деятельности в другую, обнаруживая, таким образом, свою относительную самостоятельность.
Действие может быть: как внешним, выполняемым с помощью внешнего двигательного аппарата, так и внутренним, выполняемым в уме.
- Внешние предметные действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира.
- Умственные действия - это действия, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственные действия обязательно включают и моторно-двигательные компоненты.
Умственные действия подразделяются на:
- перцептивные (формируют целостный образ восприятия предметов и явлений);
- мнемические (обеспечивают запоминание, хранение и воспроизведение информации);
- мыслительные (обеспечивают решение задач);
- имажитивные (благодаря им возможно воображение в процессе творчества).
Но в любом случае, как внешние действия, так и умственные подчинены целям.