Метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения

С. П. Лавлинский считает, что основой познавательно-понимающей деятельности словесника и его учеников является диалог читателей.

Система методов С. П. Лавлинского.

Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы

В ходе коллективной работы над текстом смысл литературного произведения не воспроизводится как «уже готовый» и заранее, до начала урока хорошо известный учителю, а сотворчески создается словесником и его учениками в процессе активного общения с автором и с другими читателями-собеседниками.

C. П. Лавлинский создает классификацию учебных методов, которая отражает этапы изучения литературного произведения на основе диалогической технологии:

  • метод творческого («медленного» или «пошагового») чтения;
  • выделение «точек предпонимания» (интуитивно-созна­тельный метод);
  • традиционное и творческое воспроизведение (акцентный пересказ);исследовательский (или собственно аналитический) метод;
  • интерпретация полученных результатов проведенных аналитических процедур.

 

Приемы: выразительное (акцентно-смысловое) чтение учителя; обучение выразительному чтению; чтение с комментариями (комментированное чтение); чтение с попутной формулировкой вопросов (системы вопросов); интуитивно-сотворческий прием прогнозированного чтения; прием «всепроникающего узнания».

Учащееся выполняют различные типы заданий: комментируют слова героя, самостоятельно формулируют вопрос и отвечают на него, выделяют в тексте наиболее непонятные места; продолжают сюжет произведения; реконструируют отсутствующую часть текста; формулируют и обосновывают свою гипотезу продолжения и завершения произведения.

Ключевыми видами деятельности в рамках метода являются восприятие текста; попутное выделение и воспроизведение в тексте определенных элементов; формулировка «случайных», «вдруг» возникающих вопросов; рефлексия над результатами собственного восприятия; воспроизведение элементов содержания произведения, прогнозирование и реконструкция художественного целого в устной, письменной и графической форме.

Метод выделения «точек предпонимания» (интуитивно-сознательный) — эстетических и герменевтических показателей полного и непонятного в тексте, маркирующих удивительное как в собственном восприятии читателя, так и в восприятии собеседников.

Учащиеся получают такие задания: определите, выделите, найдите (устно письменно, графически) в тексте самое непонятное; сформулируйте вопросы, адресованные герою, повествователю, автору (устно, письменно); напишите письмо (автору, другу, читателю-собеседнику), в котором расскажите о своем понимании / непонимании; сопоставьте сравните собственное понимание / непонимание с чужим; обоснуйте свое предположение; предложите собственную версию «расследования» непонятного.

Выполнение подобных заданий осуществляется в ходе: самостоятельного или коллективного наблюдения; сопоставления и сравнения различных элементов текста. Школьники ведут читательские дневники, составляют (самостоятельно и коллективно) систему проблемных вопросов и дают предварительные ответы на них (устные, письменные); определяют интертекстуальные связи. В итоге происходит рефлексия (устная, письменная, гра­фическая) результатов предпонимающей деятельности.