Система государственного аппарата
Под системой или структурой государственного аппарата понимается его внутренняя организация, соотношение и взаимосвязь составляющих частей, их виды и характерные особенности.
Система государственного аппарата образуется из государственных органов. В федеративном государстве в нее входят федеральные государственные органы и органы субъектов федерации.
В современных демократических государствах органы государства действуют на основе разделения на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органами законодательной власти являются законодательные собрания — парламенты. В федеративных государствах имеются законодательные органы субъектов федерации. Основная функция органов законодательной власти — принятие законов. К органам исполнительной власти относятся правительство, министерства, ведомства, госкомитеты и другие органы центральной власти. Соответствующая структура органов исполнительной власти формируется в субъектах федерации федеративных государств.
Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов и осуществление исполнительно-распорядительной деятельности.
Органы судебной власти состоят из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и соответствующих судов на местах. В федеративных государствах действуют также суды субъектов федерации. В некоторых странах существуют отдельные уголовные, трудовые, административные и другие суды.
Наряду с органами законодательной, исполнительной и судебной власти во многих странах существуют органы прокуратуры, армия, министерство внутренних дел, службы безопасности и внешней разведки, в отношении которых у ученых нет единого мнения, к какой ветви власти они относятся. Некоторые ученые считают, что в связи со спецификой их назначения и деятельности они находятся как бы вне системы разделения властей и занимают особое, самостоятельное положение. Это утверждение обосновывается тем, что прокуратура осуществляет надзор за органами исполнительной, а в некоторых случаях и судебной власти. Армия предназначена для ведения боевых действий по защите границ своего государства. При этом решение об использовании армии и ведении военных действий принимается совместно высшим органом законодательной власти и главой государства или правительства.МВД,служба безопасности и внешней разведки являются закрытыми системами, осуществляют специфическую деятельность и подчиняются во многих государствах непосредственно главе государства.
Другие ученые считают, что несмотря на перечисленные особенности, все эти органы относятся к исполнительной власти, поскольку они не выполняют законодательных или судебных функций. Их деятельность лежит в сфере исполнения законов. Поэтому с определенной долей условности можно сказать, что они являются органами исполнительной ветви власти.
В системе органов государственного аппарата существуют основные или главные органы, которые указаны в Конституции страны, закрепляющей структуру, права и обязанности этих органов, их взаимоотношения между собой, порядок формирования, деятельности, прекращение полномочий.
В государствах, где существует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, их органы могут оказаться изолированы друг от друга, что может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо их взаимодействие. Эту роль выполняет глава государства: монарх или президент. Их положение в различных странах и в различные исторические периоды было неодинаковым.
При абсолютной монархии, например, глава государства -монарх осуществлял и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. В настоящее время монархи в европейских странах могут созывать парламент, подписывать и опубликовывать законы, назначать или утверждать главу исполнительной власти, министров с учетом мнения партийного большинства парламента, формально являться верховным главнокомандующим, представлять страну в международных отношениях. Реально же, как правило, в практической деятельности государственных органов они не участвуют.
Президент избирается либо населением, либо парламентом, либо на основе особой процедуры, например, в США.
В парламентских и президентских республиках роль и права президента различны.
В парламентских республиках роль президента незначительна. Его акты не имеют силы без подписи главы правительства или соответствующего министра. Правительство формируется парламентом.
В президентских республиках президент — центральная политическая фигура. Он формирует правительство, является главой государства и правительства, верховным главнокомандующим, обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, принимаемым законодательным органом. В некоторых странах имеет право распускать парламент.
Законодательным органом является парламент. Конституция определяет его количественный состав, порядок формирования, деятельности и другие вопросы. Основная функция парламента — принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства в форме запросов депутатов, направляемых министрам, на которые они обязаны ответить, а также обсуждения его работы на пленарных заседаниях законодательного органа.
Парламенты в зависимости от государственного устройства, исторических традиций могут быть одно- и двухпалатные. В федеративных государствах вторая палата формируется из представителей субъектов федерации и представляет их интересы.
Исторически вторая или верхняя палата выполняла функцию контроля со стороны господствующих привилегированных классов за деятельностью нижней палаты, состоящей из представителей простого народа. В Англии, например, верхней палатой является палата лордов.
В Конституции определяются полномочия каждой палаты, порядок их деятельности и другие вопросы. Так, например, указано, что палаты заседают отдельно, они избирают сами своих руководителей, их заместителей. Палаты образуют комитеты и комиссии. Конституция регулирует также порядок формирования и деятельности исполнительной власти, как правило, ее основного органа, — правительства, определяет его состав, полномочия, структуру, порядок отставки и т.д.
В федеративных государствах существуют два правительства:
федеральное и каждого субъекта федерации. Структуру, порядок формирования и деятельности правительства субъектов федерации определяет его основной закон.
Конституция определяет виды верховных или высших судебных органов, порядок их формирования, состав, полномочия, порядок деятельности. Имеются также специальные законы о внешних и других судебных органах.
Таковы основные органы государственного аппарата, закрепленные в конституции — основном законе страны. Эти органы являются высшими в стране. Они формируют подчиненные им соответствующие органы государственного аппарата.