Система государственного аппарата

Под системой или структурой государственного аппарата по­нимается его внутренняя организация, соотношение и взаи­мосвязь составляющих частей, их виды и характерные особен­ности.

Система государственного аппарата образуется из государ­ственных органов. В федеративном государстве в нее входят федеральные государственные органы и органы субъектов фе­дерации.

В современных демократических государствах органы госу­дарства действуют на основе разделения на органы законода­тельной, исполнительной и судебной власти.

Органами законодательной власти являются законодательные собрания — парламенты. В федеративных государствах имеют­ся законодательные органы субъектов федерации. Основная функция органов законодательной власти — принятие законов. К органам исполнительной власти относятся правительство, министерства, ведомства, госкомитеты и другие органы цент­ральной власти. Соответствующая структура органов исполни­тельной власти формируется в субъектах федерации федератив­ных государств.

Основной задачей органов исполнительной власти является исполнение законов и осуществление исполнительно-распоря­дительной деятельности.

Органы судебной власти состоят из Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда и соответствую­щих судов на местах. В федеративных государствах действуют также суды субъектов федерации. В некоторых странах сущест­вуют отдельные уголовные, трудовые, административные и другие суды.

Наряду с органами законодательной, исполнительной и су­дебной власти во многих странах существуют органы прокура­туры, армия, министерство внутренних дел, службы безопас­ности и внешней разведки, в отношении которых у ученых нет единого мнения, к какой ветви власти они относятся. Некото­рые ученые считают, что в связи со спецификой их назначения и деятельности они находятся как бы вне системы разделения властей и занимают особое, самостоятельное положение. Это утверждение обосновывается тем, что прокуратура осущес­твляет надзор за органами исполнительной, а в некоторых случаях и судебной власти. Армия предназначена для ведения боевых действий по защите границ своего государства. При этом решение об использовании армии и ведении военных действий принимается совместно высшим органом законода­тельной власти и главой государства или правительства.МВД,служба безопасности и внешней разведки являются закрыты­ми системами, осуществляют специфическую деятельность и подчиняются во многих государствах непосредственно главе государства.

Другие ученые считают, что несмотря на перечисленные осо­бенности, все эти органы относятся к исполнительной власти, поскольку они не выполняют законодательных или судебных функций. Их деятельность лежит в сфере исполнения законов. Поэтому с определенной долей условности можно сказать, что они являются органами исполнительной ветви власти.

В системе органов государственного аппарата существуют основные или главные органы, которые указаны в Конститу­ции страны, закрепляющей структуру, права и обязанности этих органов, их взаимоотношения между собой, порядок фор­мирования, деятельности, прекращение полномочий.

В государствах, где существует разделение властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную, их органы могут оказаться изолированы друг от друга, что может привести к негативным последствиям. Поэтому необходимо их взаимо­действие. Эту роль выполняет глава государства: монарх или президент. Их положение в различных странах и в различные исторические периоды было неодинаковым.

При абсолютной монархии, например, глава государства -монарх осуществлял и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. В настоящее время монархи в европейских странах могут созывать парламент, подписывать и опубликовы­вать законы, назначать или утверждать главу исполнительной власти, министров с учетом мнения партийного большинства парламента, формально являться верховным главнокомандую­щим, представлять страну в международных отношениях. Ре­ально же, как правило, в практической деятельности государ­ственных органов они не участвуют.

Президент избирается либо населением, либо парламентом, либо на основе особой процедуры, например, в США.

В парламентских и президентских республиках роль и права президента различны.

В парламентских республиках роль президента незначитель­на. Его акты не имеют силы без подписи главы правительства или соответствующего министра. Правительство формируется парламентом.

В президентских республиках президент — центральная по­литическая фигура. Он формирует правительство, является гла­вой государства и правительства, верховным главнокомандую­щим, обладает правом отлагательного вето по отношению к за­конам, принимаемым законодательным органом. В некоторых странах имеет право распускать парламент.

Законодательным органом является парламент. Конституция определяет его количественный состав, порядок формирова­ния, деятельности и другие вопросы. Основная функция парла­мента — принятие законов, утверждение бюджета, контроль за деятельностью правительства в форме запросов депутатов, нап­равляемых министрам, на которые они обязаны ответить, а так­же обсуждения его работы на пленарных заседаниях законода­тельного органа.

Парламенты в зависимости от государственного устройства, исторических традиций могут быть одно- и двухпалатные. В фе­деративных государствах вторая палата формируется из предста­вителей субъектов федерации и представляет их интересы.

Исторически вторая или верхняя палата выполняла функцию контроля со стороны господствующих привилегированных классов за деятельностью нижней палаты, состоящей из предс­тавителей простого народа. В Англии, например, верхней пала­той является палата лордов.

В Конституции определяются полномочия каждой палаты, порядок их деятельности и другие вопросы. Так, например, ука­зано, что палаты заседают отдельно, они избирают сами своих руководителей, их заместителей. Палаты образуют комитеты и комиссии. Конституция регулирует также порядок формирова­ния и деятельности исполнительной власти, как правило, ее ос­новного органа, — правительства, определяет его состав, полно­мочия, структуру, порядок отставки и т.д.

В федеративных государствах существуют два правительства:

федеральное и каждого субъекта федерации. Структуру, поря­док формирования и деятельности правительства субъектов фе­дерации определяет его основной закон.

Конституция определяет виды верховных или высших судеб­ных органов, порядок их формирования, состав, полномочия, порядок деятельности. Имеются также специальные законы о внешних и других судебных органах.

Таковы основные органы государственного аппарата, зак­репленные в конституции — основном законе страны. Эти ор­ганы являются высшими в стране. Они формируют подчинен­ные им соответствующие органы государственного аппарата.