Лекции Н. В Сильченко

Академия МВД

Под сущностью государства можно понимать устойчивые свойства , особенности, качества, которые всегда присутствуют в государственно- организованном обществе , характеризующих общество , организованное в государство , или общество , организованное как государство , и которые обеспечивают тождественность государственно- организованного общества самому себе . Тождество обеспечивается системой ( совокупностью ) устойчивых и неизменных качеств . Иными словами , сущность государства - это самое устойчивое в государстве , это то содержание государства , который делает государство государством и без которого государство не может существовать.

Для выяснения устойчивых качеств , присущих государству , используются различные подходы. Одним из них является толкование содержания терминов , с помощью которых обозначается государственно- организованное общество . Этимология слова позволяет определить отдельные черты изучаемого явления. Известно, что в древних славянских летописях и других источниках государство ( государственно- организованное общество) обозначалась различными терминами: « княжество» , « королевство » , «земля» , « волость » , « город». При этом терминами « княжество» , « королевство » обозначали преимущественно характер верховной власти в государственно- организованном обществе , а термины « земля», « волость » , «город» использовали для обозначения территориальных границ государственно- организованного общества , а также характера связей между верховной властью и местной властью или властью , которая существовала в определенной части государственно- организованного общества. После того , как был найден единственный , универсальный термин для обозначения всех проявлений государственно- организованного общества - государство , дальнейшие поиски сущности государственно- организованного общества путем этимологии термина стали непродуктивными .

Вторым из подходов к определению сущности государства стал преимущественно эмпирический путь формулирования наиболее отличительных и устойчивых признаков , которые наиболее ярко характеризовали государственно- организованное общество в качестве относительно самостоятельной реальности. Данный подход позволил определить , что самые устойчивые признаки государства : а ) наличие в обществе отдельной публичной власти , которая не совпадает со всем населением ; б) наличие населения , от имени которого выступает государство и интересы которого она изучает и представляет , в) наличие территории , на которой постоянно проживает население , от имени которого действует отдельная публичная власть и на которой отдельная публичная власть проявляет свою деятельность.

После того , как было определено, что в отдельной публичной власти в концентрированной форме , как в отдельной капли воды , отражаются все особенности и свойства государственно- организованного общества , задача определения сущности государства упростилась . Стало нужным определить самое главное и самое устойчивое в отдельной публичной власти, которая всегда присутствует в государственно- организованном обществе и без которой государственно- организованного общества не существует. Наилучшим образом это можно сделать путем ответа на два тесно взаимосвязанные вопросы : а ) как и почему возникла отдельная публичная власть (государство) в жизни общества ; б) какое назначение имеет отдельная публичная власть ( государство ) в жизни общества.

Надо отметить , что , несмотря на разность взглядов среди ученых о причинах и конкретно- исторических механизмах происхождения государства между ними , как представляется , не существует принципиальных расхождений в том , что государство в виде отдельной публичной власти « выросла » из потребностей самого общества. Отдельная публичная власть появилась в обществе потому, что предыдущая форма организации власти , которая была присуща первобытному обществу , не могла в условиях социальной неоднородности общества и существования противоречивых интересов гарантировать целостность общества , обеспечить необходимые условия для его функционирования и саморазвития .

Более сложным оказалось сформулировать ответ на вопрос о назначении отдельной публичной власти в жизни общества. Дело в том , что исторический опыт развития и функционирования отдельной публичной власти свидетельствует о следующем: 1) государство в форме отдельной публичной власти очень часто использовалась ранее и используется сегодня для обеспечения интересов какой-то части общества. При этом под частью общества понимают либо определенные классы , касты или какие-то другие группы населения ; 2) отдельная публичная власть (государство) во все времена своего существования в большей или меньшей степени , но всегда , обеспечивала общие ( Общесоциальные ) интересы всего сообщества , от имени которой она всегда выступала и которой она руководит .

Обеспечение , осуществление государством Общесоциальные интересов часто в научной и учебной литературе обозначается в качестве выполнения государством функции « общих дел » . Одновременно следует отметить , что в юридической литературе встречаются суждения о наличии среди функций государства в качестве самостоятельной функции общих дел . Представляется , однако , что функция ведения общих дел - это Общесоциальные задачи , которые решает государство во все времена своего существования . Правда , состав , система этих дел меняются , но они всегда присутствуют в каждом государстве. Общие дела присутствуют в каждой из тех самостоятельных внутренних и внешних функций , которые присущи государству - в экономической , социальной , политической , прыродарэсурсавай и т.д.

Можно привести достаточно исторических примеров и доказательств в пользу того , что современная цивилизованное государство ( современная отдельная публичная власть) предпочитает Общесоциальные интересам . Но в то же время нельзя утверждать , что для этого государства не существует понятия « вузкакласавага » интереса и она не осуществляет таких мероприятий и дел , которые бы соответствовали интересам отдельных групп населения. Дело здесь в том , что ни одно государство не может отказаться от того , чтобы проводить в жизнь « вузкакласавыя интересы » . Государство появилось на свет потому, что она смогла обеспечить такие интересы. « Вузкакласавы интерес» - это «Родина Ярлык » государства , от которой она не в состоянии избавиться. Вместе с тем , отдельная публичная власть , возникшая в социально неоднородным обществе , не могла отказаться от того , чтобы обеспечить Общесоциальные интересы , которые присущи всей общины . Отдельная публичная власть меняет власть первобытного общества и вынуждена решать те проблемы и вопросы , которые обеспечивала власть первобытного общества .

Таким образом , государство одновременно вынуждена осуществлять как Общесоциальные интересы , так и интересы вузкакласавыя . Обеспечение Общесоциальные интересов - это наследие отдельной публичной власти , которую она получила от власти первобытного общества , а решение , обеспечение и защита вузкакласавых интересов - «Родина Ярлык » отдельной публичной власти , от которой государство никогда не в состоянии избавиться. Два эти виды интересов отдельная публичная власть должна обеспечивать и решать одновременно. И, более того , обеспечивая Общесоциальные интересы , государство проводит , как правило , в жизнь одновременно и вузкакласавыя интересы , как , кстати , и наоборот. Обеспечение территориальной целостности и независимости государства отвечает интересам как малоимущих слоев населения , так и богатых. То же самое можно сказать и о деятельности государства по преодолению техногенных катастроф и аварий , охране природы и « восстановлению » природных ресурсов. Борьба с бедностью , помощь малоимущим слоям населения всегда укрепляют согласие и способствуют взаимопониманию в обществе , служат обеспечению его единства и целостности.

У каждого интереса есть свои социальные носители , свои « владельцы » . Отдельная публичная власть может способствовать реализации и обеспечению вузкакласавых интересов к тому времени и момента , пока это не будет идти в ущерб обеспечения единства и целостности общества , а , наоборот , будет способствовать единству , согласию в обществе и его целостности.

Другое дело , когда речь идет об интересах самой отдельной публичной власти и ее носителей ( государственных служащих , чиновников и т. д.). Назначение государства , отдельной публичной власти в жизни общества не имеет целью обеспечение этой группы « вузкакласавых интересов » . Наоборот , такие « вузкакласавыя интересы » государство не может и не должна обеспечивать , а тем более противопоставлять их Общесоциальные или иным видом « вузкакласавых интересов » . « Вузкакласавыя интересы » самого государства при определении ее сущности , ее роли в жизни общества не должны приниматься во внимание. Государство в этих условиях рассматривается в качестве отдельного полюса , отдельной силы , а общества - той сферы деятельности , относительно которой определяется назначение государства . Именно относительно Общесоциальные интересов и « вузкакласавых интересов » , которые присущи обществу , и определяется миссия государства в жизни общества , а интересы самого государства и тех , кто осуществляет отдельную публичную власть , остаются за пределами ответа на вопрос о назначении отдельной публичной власти в жизни общества.