Эллинизм
Единая держава, созданная Александром Македонским, в III столетии до н.э. распалась на несколько монархических государств: в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. В Египте, как мы знаем, существовала своя древняя, очень отличная от греческой, культура, в других странах Востока — также.
Камея Гонзага, III в. до н.э., СПб , Эрмитаж
Тем не менее греческая цивилизация и греческие художественные традиции решительно возобладали повсюду. В самом понятии "эллинизм" содержится указание на победу эллинской культуры, на эллинизацию стран Востока. Даже в отдаленных областях эллинистического мира, в Бактрии и Парфии, возникают своеобразно претворенные античные формы. А Египет трудно узнать, настолько он эллинизирован. Его новый город Александрия — это уже настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают и точные и гуманитарные науки и философские школы, берущие начало у Пифагора и Платона. Эллинистическая Александрия дала миру великого математика и физика Архимеда, геометра Эвклида; Аристарх Самосский, "Коперник древнего мира", за восемнадцать столетий до Коперника доказывал вращение Земли вокруг Солнца. Эллинистическая наука и философия впитали многое из наследия Древнего Востока. Но пластические искусства более всего сохранили греческий облик. Если мы посмотрим на сделанные в Египте прекрасную мраморную голову богини в московском собрании или на эрмитажную камею Гонзага, где в трехслойном сердолике искусно вырезаны два изящных, чисто античных профиля, — ничто в этих произведениях не напомнит нам о Древнем Египте, сразу покажется, что они прямо продолжают позднюю греческую классику. В известной мере это так. В самом деле, ведь именно эпохе эллинизма принадлежат прославленные статуи, которые нам представляются олицетворением античности, высшим синтезом того, что создала античная пластика. Речь идет о Нике Самофракийской и Афродите Милосской.
Русский писатель не ошибался, увидев в Афродите Милосской вековечный идеал распрямленного человека, — самое главное, самое большое, что заключено в классическом идеале. Но Афродита Милосская -произведение не совсем характерное для своего времени (ее датируют II веком до н.э.), скорее, необычное, из ряда вон выходящее. Современные ей статуи Афродиты были более чувственными, даже слегка жеманными. Можно подумать, что неведомый скульптор Агесандр, изваявший Афродиту Милосскую, сознательно хотел, поднявшись над сегодняшним днем, воскресить дух фидиевской высокой классики, сохранив изысканную и нежную обработку мрамора, достигнутую уже после Фидия. Обычно подобные замыслы не удаются, выглядят искусственными, но здесь именно победа художника оказалась полной: в его творении "слышен умолкнувший звук божественной эллинской речи".
Афродита Милосская возвышенно спокойна. Многим памятникам эллинистической эпохи было свойственно другое — динамический пафос; в этом они продолжали традиции Скопаса, однако по-иному — более эффектно, импозантно. Крылатая Ника Самофракийская — воплощение радостного пафоса, утро эллинистического мира, она была создана в конце IV столетия до н.э. Когда-то она стояла, трубя в рог, на утесе на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены. Сейчас она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
И еще один замечательный памятник эллинизма — алтарь Зевса в Пергаме (II в. до н.э.}. Грандиозный фриз в технике горельефа опоясывал цоколь алтаря, воздвигнутого в честь победы Пергамского царства над галлами. На фризе изображена борьба олимпийских богов с гигантами - детьми подземных недр. Могучие тела громоздятся, сплетаются подобно клубку змей, поверженных гигантов терзают косматогривые львы, впиваются зубами собаки - битва страшна, она дымится кровью. Есть нечто предвещающее Микеланджело в этих напряженных ракурсах тел, в их титанической мощи и трагедийном пафосе. Здесь видно, как, в сущности, много изменилось по сравнению с классикой. Битвы и схватки были очень частой темой античных рельефов, начиная еще с архаики, но так, как в Пергамском алтаре, их никогда раньше не трактовали. Изменился сам строй композиции: она утратила отчетливую ясность, стала клубящейся, запутанной, хотя принцип равновесия пластических масс и здесь соблюден с большим искусством. Фигуры с Галикарнасского фриза Скопаса, при всем их динамизме, расположены в одной пространственной плоскости, их разделяют ритмические интервалы, каждая фигура обладает известной самостоятельностью. У каждого сражающегося достаточно простора кругом, массы и пространство уравновешены. Совсем иное в Пергамском фризе: борющимся здесь тесно, масса подавила пространство и все фигуры так переплетены, что образуют какое-то бурное месиво тел. А тела все еще классически прекрасны — "то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры", как сказал о них Тургенев. Но гармония духа колеблется. Искаженные страданием лица, глубокие тени в глазных орбитах, змеевидно разметавшиеся волосы... Олимпийцы пока еще торжествуют над силами стихий, но победа эта ненадолго, стихийные начала изнутри взрывают стройный, гармонический мир.
Если попытаться осмыслить искусство эллинизма в целом, в его главных тенденциях (а его памятники многочисленны и разнообразны), то станет еще очевиднее, что оно все же далеко отошло от классических истоков. Оно дало много нового по сравнению с классикой, но не создало на основании этого нового столь же цельной и законченной художественной концепции, какую создала классическая эпоха. А с другой стороны, сами традиционно-классические формы в эллинизме утратили былую органичность, поскольку в них теперь вкладывалось уже какое-то иное содержание.
Ведь эти классические формы сложились в лоне демократической республики, их одушевлял идеал человека-гражданина античного полиса. А монархический строй эллинистических государств означал возрождение того культа единоличного властелина, который полису был чужд. Поэтому в верности прежним формам заключалось известное внутреннее противоречие. Греческий тип пластического мышления теперь приспосабливался к иному мировоззрению, обожествляемые эллинистические правители изображались в облике греческого героя — здесь начинался внутренний разлад содержания и формы. Классический облик приобретал ранее ему не свойственную суховатую импозантность — это чувствуется даже в упомянутой выше камее Гонзага, а еще больше — в монументальной скульптуре эллинизма, в больших портретных и аллегорических статуях.
Лакоон ок. 25 до н.э. Агесандр, Полидор и Афинодор, Рим, Ватикан
Это была одна из тенденций эллинистического искусства — официальная, придворная. Более плодотворной была другая, которая еще в большей мере приходила в конфликт с классическими формами. Она возникала из развития частной жизни, жизни "частного человека", которого политические бури не касаются или лишь слегка задевают своим крылом. В демократических Афинах подобное разъединение частного и общественного было немыслимо: общественная деятельность для афинского гражданина сливалась с его личными интересами, а эгоизм частного лица, уклоняющегося от общественных обязанностей, рассматривался чуть ли не как преступление. В эллинистических монархиях дело изменилось: в этих больших государствах отдельный человек незаметен, его влияние на общественную жизнь понижается. Но в то же время он и не настолько обезличен, какэтобылов восточных деспотиях. Сугубо личные переживания теперь требуют для себя особого художественного языка. Основой служат опять-таки греческие традиции поздней классики, наследие Праксителя, но они заметно снижаются, размениваются на мелкую монету. Греческий бог любви Эрот — "великий и властный бог" — деградирует в шаловливого Купидона; томные, но все еще величавые образы Праксителя перерождаются в кокетливо-изнеженных "Аполлино". В этом русле развиваются декоративно-прикладные жанры — камерные статуэтки типа танагрских, парковая скульптура (надо заметить, что градостроительство в эллинистическую эпоху приняло широкий размах, отсюда и особенное развитие декоративной скульптуры).
С этим направлением искусства связана примечательная новая черта — любопытство к житейским подробностям, к разнообразию повседневности, словом, к тому, что позже стали называть "жанром". Начинают охотно изображать детей, стариков, слуг, иноземцев, различные бытовые эпизоды. Но это больше любопытство, чем подлинное проникновение. Известные эллинистические статуи старух, несущих провизию, старых рыбаков с дряблыми склеротическими телами, пьяной старухи некоторые исследователи считали проявлениями "античного реализма". Это едва ли верно; в рамках античности понятие реализма, как выражения глубинной (не внешней) истины эпохи, к таким произведениям подходит меньше, чем, скажем, к скульптуре Пергамского алтаря. Они для этого слишком поверхностны, "этнографичны", им недостает силы образного обобщения.
Это пока только накопление, нащупывание нового, необычного для искусства материала, который в античности так и не получил сколько-нибудь масштабного обобщения. Такого рода материал был внутренне освоен, по-настоящему пережит только искусством средних веков.
Таким образом, то принципиально новаторское, что есть в эллинизме, дано как бы в предварительном эскизе, не развернуто в новую и целостную художественную систему.
В науке и производстве эллинистическая цивилизация сделала громадный шаг вперед. Однако в искусстве она осталась учеником классической Греции — более разносторонним, но менее глубоким, чем учитель.
ДРЕВНИЙ РИМ
Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе возрастала военная мощь Рима — сначала небольшой олигархической республики на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и, наконец, огромной державы, поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир. Падение Карфагена в 146 году до н.э. было переломным событием: начиная с этого момента Рим завладел Грецией.
"Плененная Греция победила своего некультурного победителя" (Гораций). Это сказано очень точно. Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны; их первоначальная мифология, в отличие от греческой, лишена образности и прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств, дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Арес — Марсом и т. д. Выросши в могущественное государство, Рим создал свою литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную и самобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявлялась меньше: римские художники не столько продолжали греческие традиции, сколько усердно воспроизводили и копировали греческие образцы.
Римская культура с самого начала таила в себе зерна упадка, рабовладельческий Рим явился последним актом истории рабовладельческого общества — он выступил на сцену, когда противоречия этого общества достигли угрожающей остроты. Даже когда Рим находился в зените славы, то есть в период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до н.э. — начало I в. н.э.), затем при Антонинах (II в.), в его искусстве было больше внешней эффектности, чем подлинного величия. Величие Рима искусственно поддерживалось штыками легионеров, Государство непрерывно сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого восстания Спартака. Они смыкались с восстаниями в провинциях, все усиливался напор варварских племен на внешние границы, а развращенность римской верхушки, преступность императоров, ужасы террористического режима при Юлиях - Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких кризисных форм, что "упадок Рима" недаром считается символом всяческого общественного разложения.
Римское искусство рано выучилось льстить и притворяться. Уже в героизированных статуях Августа, изображаемого в виде республиканского полководца (хотя в действительности Август был императором, сохранив только видимость и названия республиканских форм правления), театрально простирающего руку к войскам, есть натянутая выспренность и фальшь. И уже явно лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Коммода в виде Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в облике Юпитера. Когда египтяне изображали своих фараонов в образе бога, в этом не было ничего отталкивающего, не ощущалось лжи. Потому что в эстетических идеалах восточной древности триада "бог - царь - герой" была действительно нерасторжимой. Тогда это было "всемирно-историческим заблуждением", в это верили. В императорском Риме подобным вещам уже не верили нисколько, да и вообще мало во что верили: философская мысль лихорадочно блуждала, охотнее всего склоняясь к горестно-иронической покорности слепой судьбе, проповедуемой стоиками.
Пороки императоров ни для кого не были секретом; римлянин Тацит, "бич тиранов", описывал их в самых откровенных и энергичных выражениях. Тем не менее престиж власти, опирающейся на военную силу, должен был поддерживаться всячески, и ни один самый преступный властитель не имел недостатка в воспевателях и льстецах. В этих напыщенных прославлениях участвовало и пластическое искусство.
Но все же под покровом официальной лести сквозила "тацитовская" беспощадность взора, лишенного иллюзий. Даже в упомянутых "героизированных" портретах есть странная противоречивость. Если мысленно освободить портрет Нервы от его божественных атрибутов — поза Юпитера, идеализированный полуобнаженный торс, венок, - останется морщинистое, жестокое, с опущенными углами губ, довольно неприятное лицо старого человека. Это его подлинное лицо. А в портретах-бюстах, менее официальных, жесткая трезвость характеристик еще более очевидна и поразительна. В этом смысле римский скульптурный портрет — явление по-своему замечательное. Он не похож ни на египетский, ни на греческий — в этом жанре римляне внесли в историю искусства совершенно своеобразный вклад; портрет — лучшее, что они создали.
Портрет сиринянки, вторая половина IIв., СПб, Эрмитаж
Посмотрим на чванного, обрюзглого Вителлия (он несколько месяцев просидел на троне и был брошен в Тибр восставшими солдатами), на хищного банкира Юкунда с его торчащими ушами, на даму-сириянку с изысканной прической и туманным меланхолическим взором, на свирепого и подозрительного Каракаллу, на грубого по-солдатски Филиппа Аравитянина, наконец, на эрмитажный портрет неизвестного римлянина, до такой степени характерный и "натуральный", что нам кажется, будто мы где-то встречали этого человека. Говоря языком современных понятий, можно было бы, пожалуй, сказать, что римские портреты натуралистичны, особенно позднейшие. III столетия. Детали лиц показаны как будто при ярком и безжалостном свете, ничего не укрылось: отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетина на плохо выбритых подбородках. В этом "натурализме" есть своя правда — правда эпохи. Римские портреты с беспристрастием точнейшего зеркала говорят о глубине переживаемого кризиса, о кризисе самого общественного сознания, а следовательно, и о кризисе искусства.
Порой эти портреты производят странное впечатление. Они кажутся поразительно живыми, перед нами подлинные люди. Но мы чувствуем, что это люди, существование которых лишено какого-то важнейшего жизненного нерва. Они могут выглядеть сильными и энергичными или, напротив, слабыми и вялыми, красивыми или некрасивыми, жестокими или добродушными, в сущности не говоря нам ни "да" ни "нет". Этический и эстетический идеал утрачен в самой жизни, следовательно, и в искусстве.
Лучшие люди Рима, к которым принадлежал и император-философ Марк Аврелий, это отчетливо сознавали. Марк Аврелий записывал среди своих афоризмов: "Время человеческой жизни — миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава — недостоверна".
И вместе с тем, какая ирония! Марк Аврелий, философ-стоик, фаталист, один из любимых мыслителей Льва Толстого, в течение двадцати лет правил разлагающейся империей, вел войны, сопротивлялся натиску варваров на римские границы, — словом, играл "роль", ему чуждую, выполнял "долг", смысл которого ему представлялся неустойчивым, смутным, недостоверным. Печальным парадоксом кажется, что именно этому негероическому императору был воздвигнут конный памятник — первый дошедший до нас конный памятник в истории искусства. Кроме скульптурного портрета римское искусство сделало значительный вклад в мировую культуру своим зодчеством. Римская архитектура не может сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма эффектна и по своей инженерно-строительной технике уходит далеко вперед от простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется конструкция сводов. Типы римских построек разнообразны, светские не менее значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой архитектуре на века. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием, который впоследствии лег в основу христианских церквей (в Риме базилика была светским сооружением); это мощные акведуки — многоярусные каменные мосты, несущие водопроводные трубы; это пышные триумфальные арки, воздвигаемые в честь военных побед. В I и II столетиях были выстроены знаменитый Колизей — амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей, где происходили гладиаторские бои и травля зверей, и грандиозная купольная ротонда — Пантеон, "храм всех богов", в котором впервые образный акцент был перенесен с внешнего вида на внутреннее пространство храма.
Застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, Рим и в III и IV веках имел внушительный и роскошный вид. В III веке еще продолжалось большое строительство — воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. Но, по выражению А. Блока, "на теле Римской империи уже не было ни одного не наболевшего места", и ее творческие потенции окончательно угасали. Даже традиционное, веками воспитанное формальное мастерство исчезало: античная пластика, пройдя весь цикл своего развития, вырождалась в примитив. Только искусство портретных характеристик еще удерживалось на определенной высоте, но пластика в целом демонстрирует утрату чувства формы и композиции. Формы становятся огрубелыми и застывшими, лепка объемов подменяется графическими насечками в камне. Композиции или смутны и хаотичны, или в них появляется примитивная оцепенелая симметрия, словно атавистические отголоски давным-давно пройденных этапов. Рельефы поздних римских саркофагов обнаруживают такой показательный симптом композиционного упадка, как "боязнь пустоты" - стремление во что бы то ни стало заполнить все пространство сплошной массой фигур, почти без промежутков, где логика и тектоника построения исчезают.
Искусство вслед за обществом нуждалось в коренных переменах, в притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления- В эти переходные времена Рим захлестывала волна всевозможных, сменяющих одно другим и сосуществующих сектантских учений, эпигонских философских школ, мистических культов, идущих с Востока. Очень сильна была тенденция к установлению единобожия взамен пантеона языческих богов: на единую, общую для всей империи религию с единым богом надеялись как на средство сохранить империю, предотвратить ее распад. И здесь-то - воспользуемся опять образными словами Блока — "сквозь величественные и сухие звуки римских труб, сквозь свирепое и нестройное бряцание германского оружия уже все явственнее был слышен какой-то третий звук, не похожий ни на те, ни на другие; долго, в течение двух-трех столетий, заглушался этот звук, которому наконец суждено было покрыть собою все остальные звуки"1. Блок говорит о христианской религии.
Родиной христианства была эллинистическая Иудея, где идеи мессианизма соединялись с ненавистью к "великой блуднице" - Риму. Римское правительство на первых порах жестоко преследовало христиан, но их учение ширилось, овладевало умами; во многом оно было созвучно идеям поздних античных мыслителей — Сенеки, Эпиктета, неоплатоников. В IV веке христианство было принято Римом в качестве государственной религии.
В пределах рабовладельческого общества христианское искусство еще не сказало яркого нового слова. Это пока лишь компромисс между христианским спиритуализмом и огрубленными, схематизированными античными формами. Он чувствуется и в ранних росписях христианских катакомб и в произведениях IV столетия, когда христианство было узаконено. В поздних портретах, на жестких, "брутальных"'лицах римских императоров вдруг появляются странно расширенные глаза, глядящие неподвижным взором. Традиционные мотивы античной мифологии истолковываются как символы и перемешиваются с новой христианской символикой: в росписях катакомб фигурируют и рыбы — символ крещения, и голубь — символ мира, и Орфей, укрощающий зверей музыкой, — символ Христа, "ловца душ". Фигура юноши, несущего на плечах овечку, — также мотив, давно известный в античной пластике, — теперь оказывается первым изображением Христа, "Доброго пастыря", то есть опять-таки символом. Эта "символизация" пластических образов отнимает смысл у их собственно пластической выразительности, отменяет тот великий принцип "жизнеподобия", на котором взросло и расцвело античное искусство. Но другого принципа еще не найдено, и "жизнеподобие" по инерции сохраняется, теперь уже как нечто формальное.
Распад Римской империи продолжался. В конце IV и в V столетии происходит "великое переселение народов" — перейдя через Дунай, на территории империи поселяется многочисленное племя готов; готы продвигаются вперед, повсюду встречая поддержку восстающих рабов и порабощенных Римом народов. Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов. Вестготы, затем вандалы захватывают и громят самый Рим. В 476 году Риму был нанесен заключительный удар, и власть перешла к варварским дружинам. Эта дата знаменует конец Западной Римской империи. Продолжала существовать Восточная Римская империя. Но ее история и история ее искусства принадлежат уже новой эре в истории человечества, продолжавшейся примерно тысячу лет — эпохе средних веков.
Используемая литература: Н. Дмитриева «Краткая история искусств», «АСТ-ПРЕСС», «Галарт». Москва 2000г.
Ю. Овсянников «История памятников Архитектуры», «АСТ-ПРЕСС», «Галарт». Москва 2001г.
Энциклопедия «Искусство Древнего мира», «ОЛМА-ПРЕСС», Москва 2001