План занятия: 2 занятия по 45 минут
Химические факторы
Способность ряда химических веществ подавлять жизнедеятельность микроорганизмов и предотвращать порчу органических субстратов известно с глубокой древности (египтяне широко применяли кислоты, щелочи, природные ароматические вещества для мумификации умерших).
Дезинфектанты - химические средства неспецифического действия, применяемые для обработки помещений, оборудования и различных предметов. Антисептики – вещества, используемые для обработки живых тканей. Дезинфицирующие средства оказывают в рабочих концентрациях бактерицидное действие, а антисептики (в зависимости от концентрации) - бактериостатическое или бактерицидное действие. Антисептики и дезинфектанты обычно легко растворимы в воде и действуют быстро, оказывают неспецифический микробицидный эффект, при правильном применении не оказывают вредного воздействия на организм человека.
Дезинфекция позволяет уменьшить число патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды.
В качестве дезинфектантов и антисептиков могут быть использованы различные группы химических соединений: спирты или алкоголи (этанол, изопропанол); галогены: хлорсодержащие (хлорная известь, хлорамин Б, хлоргексидин) и йодсодержащие (йодонат, калия иодид, раствор Люголя); альдегиды (формальдегид); кислоты и щелочи (борная, бензойная, уксусная кислоты, раствор аммиака); металлы (нитрат серебра, сульфат меди); фенолы (резорцин); красители (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий); окислители (перекись водорода) и др.
Ход урока | Содержание учебного материала | Методы обучения и приёмы обучения | Средства обучения | Дозировка времени | Задачи воспитания и развития |
Организационная часть | Приветствие,проверка посещаемости, сообщение плана работы. | 4-6 мин | Подготовить (настроить студентов на предстоящий урок) | ||
Объяснение нового материала | Работа по плану:
| Объясне-ние, уточнения, вопросы к студентам. | 54-64 мин | Продолжать учить студентов вычленять и записывать главные моменты, развернуто отвечать на вопросы. | |
Закрепление нового материала | Уточняющие вопросы к студентам.
| Вопросы, пояснения, дополне-ния. | 10 мин | Уточнить знания студентов по пройденной теме. | |
Объяснение домашнего задания | Составить кроссворд по теме | Ответы на вопросы студентов. | 5 мин | ||
Окончание урока | Проведение рефлексии учебного занятия. 1. Я для себя открыл нового…. 2. Неожиданным для меня было…. 3. Особенно мне понравилось….. 4. Мне не понравилось….. 5. Я бы хотел, чтобы в следующий раз…. Подведение итогов. Ответы на вопросы студентов | Словесные приёмы: объясне-ние, уточнение. | 5мин | Продолжать учить правильно формулировать вопросы и выражать свои мысли. |
Тип урока: комбинированный
Вид учебного: занятия изложение нового материала
Цель:Формировать представления о живописи как о виде искусства
Задачи:
1. Воспитывать уважение друг к другу, уметь слушать.
2. Учить студентов аргументировать свои ответы.
План урока:
1. Определения понятия живопись
2. Техники и направления в живописи
3. "Функции" живописи
4. Виды живописи
5. История живописи
Литература к теме:
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. - М.: «Изобразительное искусство», 1983
2. Прохоров А.М., Гиляров М.С. и др. Советский энциклопедический словарь. - М.: «Советская энциклопедия», 1991
3. Шитов Л.А., Алехин А.Д., Антонова И.А., Коржев Г.М., Мыльников А.А. и другие. Юный художник. – М.: «Молодая гвардия», 1999
4. Мир искусства. – М.: «Молодая гвардия», 2006
Вопросы, задаваемые во время урока:
1. Дайте определение понятию живопись?
2. Назовите техники и направления в живописи?
3. Охарактеризуйте "функции" живописи?
4. Назовите виды живописи?
5. Кратко расскажите историю живописи.
Содержание урока:
Здравствуйте, меня зовут Белла Михайловна. Сегодня урок у вас проведу я. Попрошу старосту группы написать список присутствующих. Давайте запишем тему сегодняшнего урока.
(Живопись как вид искусства)
1. Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твердую или гибкую поверхность.
2. Техники живописи практически неисчерпаемы. Все, что оставляет какой - либо след на чем-то, строго говоря, является живописью, создается природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.
Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов.
С 15 века становится популярной живопись масляными красками, в 20 веке появляются синтетические краски со связующими веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов. Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель так же относят к живописи. Живопись встречается и соседствует с пластическим искусством, в том числе с архитектурой, скульптурой, она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.
Живопись, как и другие изобразительные виды искусства, иллюзорна: она это имитация трехмерного пространства в плоскости, достигаемая посредством линейной и цветовой перспективе. Но ее визуальный и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновения практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств. В тоже время, развитие искусства, изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач – «воспроизведение реальности». Еще Плотин (античный философ-реалист) говорил: «Не копировать природу, а учиться у нее», и этим принципом руководствуются многие художники на протяжение многих веков. Поэтому задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуются и ограничивается воссозданием на ней трехмерной среды, мало того, имеет самостоятельную ценность и ценность, вместе они диктуют свои условия в синтезе форм и на плоскости как таковой – во взаимодействии с трехмерно- временным пространством.
Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приемов он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов и самовыражения и воздействия на зрителя, ищет новых форм.
3. Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, философскую, социально- воспитательную или документальную функции.
Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значения в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и силу психологических факторов воздействия и восприятия).
Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И.Итема (швейцарский художник). Не случайно, существует такое понятие «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекают в свой арсенал чисто повествовательную, литературную, составляющую.
Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобрела и новые истолкования, и новое понимания задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик, возможностей - в наибольшей степени, конечно, самому распространенному виду - масляной живописи, но и, конечно же, – многим новым видам и техникам, подразумевающим синтез форм.
4. Живопись – один из древнейших видов искусства. Живопись бывает двух основных видов: монументальная, станковая, декоративно-прикладная.
Монументальная живописьтак или иначе связана с архитектурой: это роспись стен и потолков, зданий, украшения их мозаикой, витражами, фресками. Монументальная живопись-это искусство больших тем, исполненное общественного пафоса, оно обращено ко всему народу и говорит, как с трибуны на площади, громко, страстно, отчетливо по содержанию форм. Произведения монументальной живописи пишут или помещают на стенах и потолках общественных зданий, с которыми они должны составлять единое художественное целое - синтез живописи и архитектуры. Отсюда возникли и своеобразия тематической монументальной живописью, раскрывающей большие темы общественной жизни, существует и монументально- декоративная живопись, цель которой - украшения архитектурных сооружений, общественных и жилых зданий орнаментальными изображениями.
Станковыминазывают картины, которые не составляют неотъемлемую часть какого-то архитектурного целого или художественного ансамбля и имеют самостоятельное значения. У станковой живописи есть много разновидностей – жанров. Важнейшие из них: бытовой, исторический, портрет, пейзаж, натюрморт. К историческому и бытовому жанрам принадлежат такие полотна, в которых есть действия, рассказ, повествования и запечатлены какие-либо современные или исторические общественные события, сцены из повседневной жизни людей. Таковы, например, «Утро Стрелецкой Казни» Сурикова, «Не ждали», И.Е. Репина, «Сенокос» Паленова. Сюжет в живописи обладает множеством своеобразных черт.
Само название «декоративно-прикладная живопись» говорит о ее прикладной роли в украшение вещей главным образом бытового назначения (домашней утвари, тканей, ковров, сувениров, посуды и многих других предметов обихода и роскоши). Здесь живопись, независимо от изображаемых сюжетов, по преимуществу декоративных материалов.
5. История развития живописи
Живопись возникла в эпоху палеолита (40 - 8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-Де Гром в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен. В живописи палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиционное начало в ней еще слабо выражено.
Более развитые, более абстрактно обобщенные представления о мире отразились в отвлеченно-ритмизированной живописи неолита (росписи в Вальторте, Испании.) в неолитических изображениях, сознательно связываемых в повествовательные цикли, появляется человек. Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системной, богатыми техническими средствами, краски (земляные –желтые, красные и коричневые, минеральные – синие и голубые) наносимые ровным слоем на белый грунт, появившись связующие, волосяные кисти. В восточных деспотиях (Древнем Египте и др. государствах), в древней Америке существовала монументальная живопись (роспись гробниц, реже зданий), связанная обычно с заупокойной культурой (культом) и носившая развернуто - повествовательный характер, главное место обобщенное и нередко схематичное изображения человека.
В присущей этой живописи строгой канонизации изображений, в особенностях композиции изображений, соотношений фигур отражались господствовавшая в рабовладельческом обществе иерархия. Древняя живопись обладала так же декоративными качествами. Особенно высокого совершенствования достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с ее музыкальной ритмичностью и четкостью композиции.
В античности живопись по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой, и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям, происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в том, числе нравственно-воспитательной) значимости живописи, как и всего искусства в целом. Постепенно раскрываются новые, специфические возможности живописи, как дающей более широкое по тематике отображения действительности, чем скульптура стремящейся к чувственному воплощению мира. В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивающейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетичные образы, полные духовной экспрессии. Не смотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой живописи, находили отзвук народные представления (например: на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения.
Основной вид живописи в то время – фреска (как по сухой, так и по влажной поверхности) часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку, иконопись исполнялась на грунтовых досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскую трактовку форм, а также миниатюре в рукописях на грунтованных пергаменте или бумаге, исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками. Последовательность исполнения, темпы изображения, композиция, раскраска все это регламентировалось.
Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи, а так же мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Повышенная эмоциональность и декоративность средневековой живописи обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентировано-ритмичной линии, выразительностью четких контуров.
В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеодальном мировоззрении, жизнелюбивого гуманистического искусства, вновь открывающегося и пытливо познающего земной, материальный мир, антропоцентризма, вырабатывающей систему средств реалистического изображения действительности. Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в 14 веке итальянским живописцем Джотто. Научное изучения перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствования Я ван Эйкон. В 17-18 веке процесс развития живописи усложняется. Складываются национальные школы во Франции (Ж. Латур, Ф. Шапель, О. Франгонар, Ж.Л. Давид), в Италии (Караваджо, Фетти), в Испании (Эль Греко, Веласкес.) Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные системы живописи, провозглашает новые социально-гражданские идеалы. Обращается к более развернутому точному изображению реальной жизни в ее движении и многообразии. В 17 веке расширилась и четко оформилась система жанров. В 17-18 веке процветает монументально- декоративная живопись. (особенно в барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой.
Опрос по теме:
1. Дайте определения понятию живопись;
2. Назовите техники и направления в живописи;
3. Охарактеризуйте «функции» живописи;
4. Назовите виды живописи;
5. Кратко расскажите историю живописи.