План лекции

1. Причины установления императорского режима в Риме.

2. Вклад императоров в украшение Рима.

3. Возникновение христианства.

 

В конце первого века до н.э. наступает кризис республиканского правления. Гражданские войны, восстания рабов (74-71 гг. до н.э. восстание Спартака) привели к установлению в Риме императорского режима.

Первым императором был Октавиан Август (божественный) 27 г до н.э. - 14 г. н.э. Он был мудрым политиком. Август сумел убедить римлян, что он избавит их от беспорядков. Время его правления называется «золотым веком римской культуры».

Во времена правления Августа широко развернулось строительство - как признавал сам император, он принял Рим глиняным, а оставил каменным. К Римскому форуму он добавил новый - форум Августа; в дальнейшем его примеру последовали императоры Нерва и Траян. На форуме Августа уже не было торговых лавок, он носил исключительно официальный характер. Внутреннюю площадь обходили портики, а замыкал форум храм Марса Ультора («Мстителя» с колоннами коринфского ордера, высота которых достигала 15 м.)

В Ниме (Франция) при Августе был выстроен один из самых прекрасных римских акведуков, так называемый Гарский мост. Он состоит из трех ярусов: два нижних имеют арки, а на верхнем расположен водопровод, украшенный миниатюрной аркадой.

Большой шаг при Августе сделала мемориальная архитектура. Со времен основания города римляне придерживались обряда кремации. Однако во второй половине 1 в. до н.э. появляются памятники римской элиты - гробница Цестия в виде пирамиды, гробница Цецилии Метеллы в виде огромного цилиндра.

Живопись времён правления Августа достигла особого расцвета. В моду вошли небольшие изящные сюжетные картинки, заключенные в красивые рамки. Интерьер дома стал уютным, в нем воцарились покой и тишина. В живописи преобладают зеленовато-голубые тона, создающие ощущение сказочности.

Блестяще развивалась поэзия. В это время творили Вергилий («Энеида»), Гораций («Оды», «Памятник»), Овидий («Фасты» - о римских праздниках, «Наука любви»). Значительных успехов достигла наука.

В архитектуре главным достижением стал храм всех богов — Пантеон в Риме. Он представляет собой огромную ротонду, увенчанную куполом (высота 42,7 м, диаметром – 43,5 м). В куполе находится круглое «окно» диаметром 8,5 м . Статуи богов помешались в нишах.

После смерти Августа в Риме правили две династии Клавдиев: Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон; Флавиев: Веспасиан, Тит, Домициан.

В этот период появляется новый литературный жанр - роман («Метаморфозы» Апулея). Оформляется система римского права. Живут и творят философы: Сенека, Аврелий; поэты Ювенал, Марциал; писатели Плутарх, Петроний; историки Тацит, Аппиан. Также распространяется христианство.

Приемники Августа продолжают украшать Рим. Нерон перестроил город, возвел много дворцов. Например, золотой дом императора. Это огромное здание - нечто среднее между дворцом и богатой виллой: его окружали луга, озера и рощи. Помещения из кирпича и бетона были перекрыты мощными сводами. В одном из залов для пиров потолок вращался в соответствии с течение суток.

Могучие стены и своды Золотого дома были украшены нежными росписями на светлом фоне, изображавшими фигурки морских богов, миниатюрные пейзажи, золотые сосуды, висящие на цветочных гирляндах.

Скульптурные портреты становятся все более сложными. Чтобы показать напряженную жизнь героя, уже недостаточно использовать только пластические средства - необходимо прибегать и к живописным, например игре света и тени на поверхности бронзы или мрамора. Главное внимание скульпторы уделяют посадке головы, направлению взгляда, причёске.

При Флавиях были созданы два величайших архитектурных памятника - триумфальная арка Тита и знаменитый амфитеатр (овальная арена, вокруг которой уступами располагаются места для зрителей) Колизей.

Идея триумфальной арки была достаточно популярной среди римлян. Подобно мосту она символизировало соединение «своего» и «чужого» пространства. Эти памятники - а их в самом Риме и провинциях было много - ставили в честь победителей «сенат и римский народ».

Такая надпись начертана и на арке Тита, воздвигнутой на римском форме в 81 г. уже после смерти императора. Она увековечила его победу в Иудейской войне 70 г. Арка должна была служить постаментом для статуи императора Тита, которая помещалась в квадриге - колеснице, запряженной четвёркой лошадей. Одновременно арка являлась мемориалом, т.к. в ней была захоронена урна с пеплом императора.

Внешне этот памятник (высота 15м, ширина пролёта 5 м) выглядит проще и строже августовских арок, часто тяжелых и перегруженных рельефом. Пролёт арки украшен двумя рельефами. На одном предоставлен Тит, въезжавший в Рим на триумфальной колеснице. На другом - входящие в город войска со святынями разграбленного Иерусалима.

Самый большой амфитеатр Рима и всего Древнего мира - Колизей. Это сооружение возвели на месте Золотого дома, разрушенного после смерти Нерона. Он вмещал 50 тысяч зрителей, на его арене одновременно могли выступать три тысячи пар гладиаторов. Арену Колизея окружали четыре яруса с сиденьями для зрителей. Подвальные помещения предназначались для гладиаторов, служителей амфитеатра; здесь стояли клетки со зверями. 80 арок нижнего яруса позволяли зрителям заполнять трибуны. Колизей был окружён высокой стеной, на которой в жаркое время крепился огромный тент.

Одними из замечательных сооружений, являются термы (бани). Они играли большую роль в жизни римлян. Первым строит термы Нейрон, но самые замечательные термы принадлежат императору Каракаллу (площадь 11 га).

Термы Каракаллы были грандиозным архитектурным комплексом, включавшим бани с холодной и горячей водой, бассейны, раздевалки, библиотеки, залы для отдыха и музыкальных занятий. Банями могли одновременно пользоваться 1600 человек. Термы обладали совершенной отопительной и водопроводной системой. Большое прямоугольное здание стояло в парке, окружённое цветочными газонами. Некоторые залы имели четыре глухие стены другие - только три, а четвёртую заменяла колоннада; в третьих залах две глухие стены сочетались с двумя аркадными. Блеск облицовочных камней, позолота, декоративные рельефы придавали термам вид дворца.

3 век был временем упадка империи. В 284г. к власти пришел Диоклетиан, он смог ненадолго продлить её существование. Однако после его смерти усилились нападения варваров. В 410 г. и 455 г. Рим подвергся к страшному разгрому, сначала готов, затем вандалов. А в 476 г. Западная римская империя перестала существовать.

 

Темы сочинений (самостоятельная работа).

 

1. Для чего понадобилась христианство римским императорам?

2. Так ли необходимо было внедрять в умы римлян 10 заповедей?

3. Нужно ли христианство нам сейчас?

4. Может ли спасти общество христианская мораль сейчас?

5. Что для Вас означает Вера?

 

Вопросы и задания

 

 

1. Какие сооружения создавали облик городов Древнего Рима?

2. Какой архитектурный элемент составляет ядро любого римского сооружения - моста, акведука, амфитеатра, триумфальной арки?

3. Как вы понимаете выражение: "Принял Aвгyст Рим кирпичным, а оставил мраморным"? Приведите примеры.