Ранний этап английского Возрождения

ВОЗРОЖДЕНИЕ В АНГЛИИ

 

Наиболее заметные события и исторические процессы в Англии 15—16 вв. — война Алой и Белой розы за корону между сторонниками Ланкастеров и Йорков, которая закончилась в 1485 г. гибелью в битве при Босворте короля Ричарда Третьего из династии Йорков и приходом к власти Генриха УII Тюдора, женившегося на представительнице династии Ланкастеров; усиление королевской власти при Тюдорах; церковная реформа Генриха YIII и возникновение англиканской церкви; правление Елизаветы Тюдор (1558-1603, «елизаветинская эпоха»); казнь Марии Стюарт (1587); разгром испанской флотилии «Непобедимая Армада» (1588) и связанный с этим событием рост национального самосознания англичан; завоевание господства на море, экономические успехи Англии; «огораживание» (захват помещиками общинных крестьянских земель) и крестьянские бунты; становление буржуазии как реальной общественной силы; расцвет культуры, одно из явлений которой — формирование новой европейской философии, опирающейся на опыт, в трудах Фрэнсиса Бэкона (1561— 1626).

Новая эпоха отразилась в такой традиционной сфере культуры, как фольклор. Именно в это время возникают англо-шотландские народные баллады, составить представление о которых можно по балладе «Два ворона» в переложении А. С. Пушкина («Ворон к ворону летит»). Особо знамениты баллады о народном защитнике Робин Гуде (баллада «Робин Гуд и Гай Гисборн», перевод которой осуществил Н. С. Гумилев, и др.). Балладный персонаж Робин Гуд войдет и в литературу Ренессанса. Он появится среди героев «Приятной комедии о Джордже Грине, векфильдском полевом стороже» Р. Грина, (опубл. 1599).

«Университетские умы». Первые английские гуманисты в своем большинстве получили образование в старейших университетах Европы — Оксфорде и Кембридже, поэтому их называли «университетские умы». Большое влияние на них оказал итальянский гуманизм, а также их связи с Эразмом Роттердамским – вождем европейского гуманизма (нидерландского мыслителя, 1469-1536).

Томас Мор (1478—1535) — самый видный из «университетских умов», крупнейший представитель раннего Возрождения в Англии. Он получил блестящее образование в Оксфорде, где примкнул к кружку т.н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет, Т.Линэкр и др.). Мор был другом Эразма Роттердамского, который, гостя в его доме в 1509 г., написал «Похвалу Глупости». В 1529—1532 гг. Мор занимал высшую государственную должность — канцлер Англии. Будучи католиком, он отказался дать присягу Генриху как «верховному главе» английской церкви, за что был брошен в Тауэр (1534) и затем казнен. В 1935 г. спустя четыре века после его гибели католическая церковь признала его святым. Среди трудов Мора выделяется «История Ричарда III» (ок. 1513), в самых черных красках рисующая короля — узурпатора и тирана (это один из источников исторической хроники Шекспира «Ричард III»).

Мировую известность принесла Мору его «Утопия» (1515—1516) — трактат на латинском языке, в котором писатель-гуманист выступил в защиту социальной справедливости, изобразил идеальное общественное устройство. В первой части, написанной в форме диалога, содержится сатирическое изображение Англии с ее несправедливым строем и жизненным укладом. Эта часть создана позже, чем вторая, в которой действие переносится на фантастический остров Утопия. Это слово, придуманное Мором и вошедшее во многие языки, образовано от греческих морфем и означает «несуществующее, небывалое место». В Утопии царит благоденствие, так как здесь нет частной (и даже личной) собственности, все общее, труд – обязанность всех граждан, рабочий день составляет 6 часов, а наиболее тяжелую работу выполняют преступники. В своей «Утопии» Мор развил традиции диалогов Платона («Государство» «Тимей»). Книга Мора стала источником жанра утопии в новой европейской литературе.

Английская поэзия первой половины 16 в.

Английская поэзия этого времени представлена такими крупными фигурами Томас Уайет (1503-1542), перенесший на английскую почву жанр сонета (перевел Петрарку, а затем написал и свои сонеты в духе петраркизма), и Генри Говард, граф Сарри (в русской литературе нередко Серрей, 1517— 1547), также следовавший за Петраркой (не случайно героиня его сонетов Джералдина названа флорентийкой), но вошедший в историю как создатель формы английского сонета (с рифмовкой аbab cdcd efef gg). Именно эту форму использовал позже Шекспир в своих знаменитых сонетах. Шекспир (как до него Марло) Воспользовался и другим нововведением Сарри - белым стихом (пятистопным ямбом без рифмы), которым поэт перевел две песни из «Энеиды» Вергилия.

Сонет. C конца 13 века наибольшее значение имеет жанр сонета (сыгравший выдающуюся роль в поэзии последующих веков вплоть до наших дней). Сонет обладает строгой формой: в нем 14 строк, разбитых на два катрена (четверостишия с рифмовкой abab abab или abba abba) и два терцета (трехстишия с рифмовкой cdd dcd или, с допущением пятой рифмы, cde cde, вариант cce dde). Не менее строги правила, привязывающие к этой форме содержание: в первой строке должна быть названа тема, в первом катрене излагается исходный тезис, во втором катрене – противоположная или дополняющая мысль («антитезис»), в двух терцетах подводится итог («синтез») развития темы в сонете. Сонет близок к жанру фуги в музыке. Развитие сонета по философской триаде «тезис» - «антитезис» - «синтез» поднимает любую избранную тему, даже совершенно частную, на высокий уровень философского обобщения, через частное передает художественную картину мира.