Жан Рассин

 

1639-1699

Родился в небольшом городке Ферте-Мелон. Происходил из третьего сословия, из буржуазной семьи. Очень рано осиротел и оказался на попечении бабушки. Образование он получил при Пор-Рояле, все детские и юношеские годы провел при янсенистах. Обучался поэтике, риторике, родному французскому языку. С юных лет начал увлекаться литературой и пробовать себя в ней. Но янсенисты не одобряли искусство и занятие литературой.

Фиваида или братья-соперники – первая пьеса Рассина, попавшая на сцену. Она была вполне успешной.

Следующая пьеса – Александр Великий (1665 год) – премьера состоялась в театре Мольера. Но произошел конфликт, так как Россин поставил пьесу в другом театре, в Бургундском отеле, а потом и сам ушел туда, забрав с собой лучшую мольеровскую актрису, любовницу Россина. Аналогия Александра Великого и царствующего монарха. Монарх не мог не оценить этого и поэтому всю жизнь потом покровительствовал Рассину. Но, разумеется, другие поэты не любили его. У Рассина практически не было по жизни друзей. Наступление творческой зрелости Рассина знаменует «Андромаха», 1667 год.

 

«Андромаха»

Троянская война за пределами комедии. Главная героиня – пленная троянка, жена погибшего в бою троянца Гектора. Ее страстно любит Пирр, хоть он сам и помолвлен с другой женщиной, Гермионой. Он разрывает помолвку с Гермионой и то кнутом, то пряником уговаривает Андромаху выйти за него замуж. Еще один герой – Орест, влюбленный в Гермиону. Пирр, Гермиона и Орест становятся жертвами своих чувств. Они осознают неразумность своих чувств, но ничего не могут с этим поделать. А Андромаха оказывается втянута в водоворот страстей, которые играют ее судьбой и судьбой ее малолетнего сына. На самом деле, судьба этих внешне свободных людей зависит от судьбы пленной троянки. Андромаха решается на обманный компромисс – выйти замуж за Пирра, потребовав у него клятву оставить жизнь ее сыну, а потом покончить жизнь самоубийством. Но все оборачивается по-иному. Орест убивает Пирра, Гермиона кончает с собой, Орест теряет рассудок. Андромаха формально становится женой царя Пирра до его смерти и опять-таки оказывается в двойственном положении, благодарить своих спасителей, избавивших ее от брака с Пирром, или мстить за смерть ее нового мужа.

Здесь не любовь, а страсть, причем жадная, эгоистичная, требующая подчинения и приобретающая масштаб мании обладания, легко переходящая в ненависть. Вне страстей здесь только Андромаха, которая несмотря на все сохранила жизнь сыну и себе, она победительница. Сила разума начинается там, где осознает свою слабость.

Самая знаменитая трагедия «Федра», 1677 год.

Трагедия «Федра»

Федра стала поворотным пунктом в судьбе Рассина. У него появилось еще больше недоброжелателей. Особенно после того, как он был избран во Французскую Академию. Кто-то из недоброжелателей заказал такую же пьесу «Федра» у автора Продона. Пьесу Продона все приняли с удовольствием, Федру Рассина же освистали.