СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Тема 2. Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Единство преподавания и учения. Дидактические отношения. Обучение как сотворчество учителя и ученика.

 

 

Тема 3. Классификация средств обучения

Целостность системы дидактических средств. Дидактические средства, их типология, уровневый характер. Функции дидактических средств. Современные взгляды на дидактические средства. Учебная ситуация. Технические средства обучения и их использование в учебно- воспитательном процессе. Компьютерные средства обучения.

Понятие средства обучения и их классификация

Понятие средства обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельностей преподавателя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средство обучения — это материальный или идеальный объект, который "помещен" между учителем и учащимися и использован для усвоения знаний. Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний учащихся, их умственное развитие и профессиональное становление.

Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям: по их свойствам» субъектам деятельности, влиянию на качество знаний и на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе (в плане уменьшения количества ошибок при решении задач).

По субъекту деятельности средства обучения можно условно разделить на средства преподавания и средства учения. Так, оборудование демонстрационного эксперимента относится к средствам преподавания, а оборудование лабораторного практикума — к средствам учения. Средствами преподавания пользуется в основном учитель для объяснения и закрепления учебного материала, а средствами учения — учащиеся для его усвоения. В то же время часть средств обучения может быть тем и другим, в зависимости от этапа обучения.

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функций учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе. Их можно разделить на средства объяснения нового материала, средства закрепления и повторения и средства контроля.

В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения, в частности, законом интериоризации. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний за счет уменьшения познавательного интереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большое количество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальным следует считать при изучении трудной темы 4-5 демонстраций на урок, считая средства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля.

Демонстрируемые предметы и рисунки на доске должны быть хорошо видны с последних мест. При пятиместных рядах экспонаты на доске должны иметь размеры не менее 5x1 см. Если объекты меньших размеров, то необходимо организовать их теневую проекцию, либо оптическое увеличение изображения, либо использовать раздаточный материал, либо пересадить учащихся на время демонстрации за первые столы. В схемах, выполняемых в развертку, размеры изображений деталей должны определяться закономерностями зрительного восприятия, а не их фактическими размерами, причем учащимся необходимо давать разъяснения об истинных размерах предмета и его изображения на схеме.

Схемы на текстолите желательно изображать белой или светлой краской. Большое значение имеет также освещенность и контрастность фона. Темные предметы должны изображаться на светлом фоне, а светлые предметы — на темном. Поэтому в каждом кабинете должны быть фоновые экраны (черно-белые) на подставках, которые ставятся на демонстрационном столе сзади демонстрируемого предмета.

Средства учения, иначе называемые орудиями деятельности учащихся, используются при решении задач и усвоении знаний. Это дидактический раздаточный материал, карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ и т.д. Предмет становится средством учения, когда учитель выделил в нем в явном виде его назначение, характеристики, возможные внеконтекстные операции в обобщенном виде и необходимые последовательности (состав и технологию) операций в контексте информации, подлежащей усвоению.

Подобно орудиям труда, средства учения выступают средним членом между сознанием учащихся и учебной информацией, между их деятельностью и предметом преобразования. Орудия познавательной деятельности используются учащимися соответственно поставленной в задаче цели для преобразования условия в ответ (продукт). В процессе использования определенных средств происходит усвоение адекватных знаний, формирование убеждений, привычек, технологии решения задач. Эти качества

личности учащихся отображают то, что зафиксировано в общественной практике использования данных орудий деятельности.

Средства обучения существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Средства обучения уподобляются усваиваемому знанию. В них кристаллизован опыт общественной практики, способы применения научной и технической информации.

Опыт передовых учителей и экспериментальные исследования (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, И.П.Колошина и др.) показали, что интенсивность умственного развития зависит от того, даются ли средства учения в готовом виде или конструируются учащимися на уроке совместно с учителем. Изготовление средств обучения дает больший развивающий эффект и более высокое качество знаний учащихся, нежели их ординарное использование по образцу, данному преподавателем. Это объясняется тем, что разработка новых средств обучения, как и усовершенствование освоенных, предполагает изменение познавательных заданий и инструкций, использование новых видов тренировочных упражнений. Не абсолютное количество задач, а их разнообразие составляют одну из дидактических основ повышения качества знаний учащихся, расширения их кругозора и способностей.

Преподаватели-энтузиасты часто изготавливают новые средства обучения совместно с учащимися, причем все единодушно отмечают, что качество знаний учащихся при этом значительно улучшается. Этот вывод следует также из известной дидактической закономерности о том, что качество знаний учащихся зависит от использования в учебной работе средств учения (орудий познавательной деятельности). Новые средства обучения и связанные с ними изменения в организации, содержании познавательной деятельности возбуждают внимание и познавательный интерес учащихся, улучшают запоминание и понимание учебного материала. В процессе изготовления и использования новых средств обучения происходит умственное развитие учащихся благодаря тому, что осуществляется взаимодействие средств с учебной информацией, порождающее, при условии его выделения в специальную цель теоретического анализа, творческие способности.

В настоящее время в практике обучения широко распространены три подхода к разработке, конструированию и использованию средств обучения. Согласно первому, разработка средств обучения не относится к преподаванию, поэтому необходимо использовать только то. что уже имеется в материальном оборудовании кабинета. В этой позиции средства обучения отождествляются с обычными средствами

наглядности, контроля и т.п., создающими известный комфорт, без которого можно и обойтись. Сторонники этой теории часто утверждают, что им для преподавания достаточно доски и мела.

Второй подход абсолютизирует роль средств обучения, которые в нем рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели, а все остальные компоненты (методы, организация и т.п.) должны соответствовать и обусловливаться спецификой средств обучения. Преувеличение роли средств обучения можно рассматривать и как негативную реакцию на первый подход, отрицающий вообще их значение и влияние на качество знаний и умственное развитие учащихся.

Третья позиция состоит в том, что средства обучения рассматриваются прежде всего в системе деятельности учителя и учащихся. Они выполняют определенные функции и обеспечивают (наряду с другими компонентами) определенное ими качество знаний и умственное развитие учащихся. Разработка и использование новых средств обучения неизбежно влекут за собой изменения в качестве знаний и в умственном развитии.

Рассмотрим в качестве примера учебные карты, все чаще используемые в практике обучения. Они имеют определенный способ употребления, который выработан в науке и закреплен в практике обучения: это не просто столбцы (операции) и строки, раскрывающие содержание учебных понятий, клеточки информации, но и тот общественно выработанный способ действия, который систематизирован, организован и оформлен, как бы кристаллизован в этой таблице. Поэтому разрабатывать на занятии вместе с учащимися учебную карту и затем использовать ее для усвоения знаний и решения задач — это значит применять обобщенные познавательные действия, обеспечивающие усвоение данной информации вместе с методами ее структурирования и применения.

Употребление учебной карты повышает качество знаний и содействует умственному развитию потому, что обобщение содержания в ней слито с практическим анализом и применением для решения тренировочных задач, в ходе которого в знаниях отображаются объективные характеристики учебной информации, обобщение содержания осуществляется по известному для учащихся и объективированному в карте признаку, что делает карту эффективным средством усвоения обобщенного знания.