История возникновения термина. Этапы развития логистики

Мікроекономічні фактори, що характеризують безпосе­редньо об'єкт інвестування.

При ухваленні рішення про інвестування того чи іншого підприємства потенційний інвестор аналізує його фінансовий стан, його виробничі можливості, місце розташування, маркетингові можливості та інші фактори, що впливають на його діяльність. Оскільки більшість підприємств України перебувають в дуже важкому фінансовому стані, то головним завданням держави при фор­муванні інвестиційної політики є розроблення ряду способів щодо одержання інвестицій, крім створення вільних економічних зон, надання інвестиційних податкових кредитів для підприємств, що реалізують інвестиційні проекти в пріоритетних галузях еко­номіки, надання державних гарантій за інвестиціями, а також ство­рення і сприяння діяльності бізнес-центрів, що допомагали б підприємствам зробити фінансовий аналіз їхнього стану і конкурентноздатні бізнес-плани.

 

Произошлоот древнегреч. logistike «счетное искусство», «искусство рассуждения, вычисления».

В Древних Афинах существовала особая должность - "логист", т.е. чиновник общественного самоуправления. Каждый год логисты выбирались с помощью жребия, круг их обязанностей включал проверку отчетов чиновников, время полномочий которых подходило к концу, и передачу данных отчетов на согласование совету почетных граждан, решение которого было окончательным.

В Римской империи – правила распределения продовольствия.

В Византии (9-10 вв. н.э.) – искусство снабжения армии и управления ее перемещениями; тыл, снабжение войск. Это значение термин «логистика» продолжает сохранять до наших дней.

Примером хорошо продуманной логистики в военной сфере может служить египетский поход через пустыню Александра Македонского в 330 г. до н. э., когда он сумел организовать бесперебойное снабжение своей армии, состоящей из 65 ООО воинов и 8900 животных, едой, водой, фуражом, амуницией, вооружением и повозками.

Исторически сложилось две трактовки термина:

1. связана с применением логистики в военной области (А. Джомини).

Создатель первых научных трудов по логистики – французский военный специалист н.19 века – А.Джомини: практическое искусство маневра войсками.

А.А. Жомини (1779-1869 гг.): логистика – как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дисклокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Он являлся военным советником Николая I и одним из основоположников военной академии в Санкт-Петербурге, был личным учителем цесаревича Александра II, для которого и написал свой главный труд по логистике, переведенный в дальнейшем на многие иностранные языки.

2. логистика как математическая логика (Г. Лейбниц) (широко используется символика, аксиомы. Пример логического исчисления дает шахматная игра: поля и фигуры представляют систему символов, правила ходов есть операционные правила. (Символическая логика, новейшая разновидность формалистической логики)

В России в середине 19 в. под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, организация их тылового обеспечения (Военный энциклопедический лексикон,1850 г. СПб).

На рубеже 19-20 вв. термин «логистика» в России широкого применения не имел. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1896г.: слово логистика в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления.

В более поздних отечественных энциклопедиях логистика трактуется как математическая логика.

Термин «логистика» в бизнесе стал широко применяться в мире с конца 1970-х годов.

Принципы логистики стали применяться в экономике в начале 1950-х годов в США.

Этапы развития логистики:

1. Период фрагментаризации - 1920 – н 1950-х годов

Управление материальным распределением носило фрагментарный характер. Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. На практике это означало, что транспортный отдел нередко рассматривался как инородный элемент оптовый торговли.

Активное развитие военной логистики во время второй мировой войны, особенно в США.

В этот период проявились первые логистические организации и сообщества. Старейшая организация в мире – Национальная ассоциация проблем управления закупками (США, 1915 г.).

 

2. Период становления логистики (концептуализации): сер. 1950 – 1970-е годы

Быстрое развитие теории и практики логистики, прежде всего в США.

Появилась концепция общих затрат, концепция «точно в срок», система КАНБАН, система всеобщего управления качеством (TQM).

Появилась концепция общих затрат в физическом распределении: так перегруппировать затраты в дистрибьюции, чтобы общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшился.

Появилась логистическая концепция «точно в срок», система КАНБАН, система всеобщего управления качеством (TQM).

К концу 1970-х гг. завершилась «тарно-упаковочная» революция (стандартизация тары и упаковки, новые виды тары и упаковки и др.).

Причины ускоренного развития логистики:

1. изменения в моделях и отношениях потребительского спроса:

усиление внимания к покупателям

появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности

Усиление разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системе дистрибьюции. Это потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводщих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

2. давление затрат на производство: сер 1960 г. – спад в экономике

3. прогресс в компьютерных технологиях: позволил проводить контроль всех процессов товародвижения

4. изменения в стратегиях формирования запасов: производители предпочитают не создавать большие запасы готовой продукции на своих производствах, а стремятся их вытолкнуть в канал дистрибьюции; в свою очередь дистрибьюторы стали возвращать запасы производителям. Конфликт мог быть разрешен с помощью логистики

5. влияние военного опыта

 

3. Этап интеграции: 1980 - сер. 1990 гг. (период логистического ренессанса)

Бурное развитие логистики. Интеграция логистичеких действий фирмы и ее партнеров в полную логистическую цепь: «закупки-производство-дистрибьюция-продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами

Причины бурного развития логистики:

1. революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров;

Возможность постоянного контроля за материальными потоками в реальном масштабе времени в режимах удаленного доступа через информационные системы связи (н, спутниковые телекоммуникационные системы).

2. глобализация рынка: создание международных логистических систем;

3. изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики: изменения в транспортном законодательстве;

4. повсеместное распространение философии TQM

5. рост партнерства и стратегических союзов и.т.д.

6. структурные изменения в организациях бизнеса: изменение в законодательстве (смягчение антитрестовского законодательства)