Эстрадная лирика.

Первый сборник 50х годов – люди, которые родились в начале 30х, они не воевали, но помнили войну как подростки. Ради них ломалось старое мировоззрение, менялся мир.

Мысль о гражданском служении, ощущение своей социальной значимости => эстрадная лирика всегда была публицистической.

Э.л. – не термин, а историко-литературное определение. Чаще в 60-70е года стихи воспринимались со слуха.

«Человек толпы» – быть им не значило быть средним.

Евтушенко: «Людей неинтересных в мире нет. Все люди как истории планет».

Э.л. был сразу необходим мгновенный ответ, одобрение.

3 самых громких имени: Евтушенко, Вознесенский, Рождественский.

Они остались в истории литературы именно представителями э.л. Старшеклассники и студенты – главные потребители э.л.

Идеалом Вознесенского был Маяковский. Он писал лесенкой, читал, разрывая строку. Это поэт города, для него нет другой стихии. «Мой кот, как радиоприёмник, с зелёным глазом, ловит мир». У Есенина было бы наоборот. Пишет о Ленине. Отношение к миру – разрушающее, выделяющее суть.

Цикл «Мастера» (о художниках разных эпох). В нём «Лобная баллада» – о Петре I. Признавая личную трагедию Петра I, он пишет, прежде всего, государя. Это казнь не Анны (Анхен), а самого Петра.

Евгений Евтушенко – его постоянный поэтический соперник, в его лирике всегда господствует мелодичность (похоже на Бальмонта и Северянина).

Страх собственной пустоты, что тебе нечего сказать людям. Я – ваш голос, я – ваше лицо. Если оно вам не нравится, то переделайте что-то в себе – главный посыл э.л.

Э.л. обвиняли в эгоцентризме. В стихотворении «Граждане, послушайте меня!» Евтушенко уравнивает себя со всеми, чтобы высказаться от лица всех. Герои стремятся освоить мир, приблизить к себе.

 

1.Образ солдата в поэзии военного поколения.

2.«Тихая» лирика 1960-70х годов.

 

Давид Самойлов сказал: «Личностно, граждански мы сложились раньше, чем поэтически».

Война пересоздавала людей, воспринималась как главное дело жизни. В лирике воевавших нет нот отчаяния, стремления вызвать жалость. Они не чувствовали себя обделёнными, наоборот чувствовали себя творцами этого мира, они его спасли, сохранили ему возможность жить.

Они увидели те несуразности, несоответствия, которые были в стране после ВОВ.

Авторитет Твардовского в 60-е годы был чрезвычайным. Другие поэты ощущали себя продолжателями его традиции.

Послевоенная лирика Твардовского изменилась по сравнению с «Василием Тёркиным». Для него самой важной оказывается мысль о памяти («Про солдата-сироту»). Тема памяти, благодарного служения участникам войны («Я убит подо Ржевом»). Твардовский постоянно напоминает о цене победы. Дело не в том, что каждый должен чувствовать себя виноватым, что не он погиб, но мы должны помнить о цене победы.

В начале 60х годов начинает складываться облик журнала «Новый мир», который станет знаком гражданского поведения. «Новый мир», «Юность» были центром 60-чества.

«Новый мир» разрешал 2ве темы: войны и памяти. А затем – тему лагеря.

Тенденция: мысль о человеке на войне.

Поэзия 60х годов заговорила глазами очевидцев, юность совпала с ВОВ. Среди них – удивительное единодушие.

Семён Гудзенко: «Мы умрём не от болезней, мы умрём от старых ран». Его военные стихи 1944-45 годов – стихи молодого человека и зрелого солдата.

Стихотворение «Моё поколение» есть почти у всех военных поэтов. Мысль о том, что их не нужно жалеть. Они считали выполненным свой долг, оказались достойными этого испытания, мужской и солдатский долг выполнен.

Михаил Львов: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться…»

Михаил Луконин пишет стихи к вернувшимся с войны в 1944 году, когда война ещё не закончилась. Не нужно устраивать праздник из своего возвращения, так как те, кто были в тылу, пережили войну ещё тяжелее. Он хочет вернуться к любимой духовно целостным («Лучше с пустым рукавом, чем с пустой душой»).

Война, с точки зрения участника войны, должна людей объединять, так как она была не за государство, а за Отечество.

«Наша литература виновата перед тылом».

Детали, которые сообщали военные поэты – это реальные детали, они ничего не приукрашали. Поэты того времени не скрывали ужасы войны.

Юлия Друнина – в 17 лет ушла на фронт санинструктором. Там и начала писать стихи. В 90м году стала депутатом Верховного совета, в 91м покончила с собой.

Евгений Винокуров в 1943 году поступил в артиллерийское училище. «Осенью того же года я уже принял артиллерийский взвод. Мне не было ещё и 18…»

С их точки зрения, самое главное в их жизни уже произошло. Чувство солдатского единения, дружбы не может быть измерено.

Второе крупное явление 60х годов – «тихая» лирика. Названа так за их особое интонационное звучание. Появляется как спор с поэтами-эстрадниками. Последние обращаются непосредственно к слушателю, а «тихая» лирика обращается к читателю, отдельному, своему, с которым он ведёт разговор. Голос человека с улицы сменился голосом собеседника.

Новые темы: заговорили о судьбе человека, прошедшего с ними один социальный путь, пережившего одно и то же.

По возрасту это тоже подростки военного поколения. Но они воспринимают войну как явление метафизическое.

«Тихих» лириков не так много, как поэтов-эстрадников. Их путь к читателю более сложный.

Алексей Прасолов – воронежский поэт. Война не просто как событие 1941-45 годов, а как признак мира, который исконно неблагополучен. Сборники «День и ночь», «Небо и зенит» – противостояния. Разъятый мир, в котором чрезвычайно трудно и драматично выживает лирический герой. Этот мир герой воспринимает как родовое качество, мир такой изначально, а человек должен жить в нём, находить самого себя.

«Тихая» лирика заявила иное мироощущение, пишут уже не столько о гражданине, а о том, что является глубинным содержанием человека и мира, в этот мир вошла метафизика.

Война для них – одно из качеств мира. Не будь войны, трагическое содержание мира проявилось бы в другом качестве.

Наиболее заметный из этих поэтов – Николай Рубцов. Родился в 1936 году, вырос в детском доме («В горнице моей светло, это от ночной звезды» – отсвет внутреннего неблагополучия). Элемент иного видения.

«Тихая» лирика ощущала себя знающей о том, что было. Это естественное состояние человека, который не может забыть о потерях. Герой «тихой» лирики обратился не к человеку внешнему. Обращение к миру не для того, чтобы понять себя. Мир, который в ощущениях расколот – это часть моей судьбы. В их сознании очень острое чувство необходимости помнить.

Рубцов – «Тихая моя родина». Возвращается в детдом – глубокая печаль, всё ушло, никто не узнаёт его. Родина его забыла, но и он перед ней виноват. Те годы, что родина прожила без него – это утраченные годы. Это чувство вины перед «тихой родиной».

Мир – это не социальная протяжённость, а глубина, истории семейной памяти. «Тихая» лирика начала поворачиваться к национальным основам культуры. Мир отчётливо многослоен.

«Тихая» лирика заставила общественное сознание вернуться к памяти своего народа.

Поэт-эстрадник легко соглашается, что виноваты другие, виноват век, а поэты-тихие лирики понимают, что виноваты они сами.

Провинциальная лирика (мало шума, мало героев), но идёт обычная жизнь, достойная памяти и внимания.

Каждый человек уникален и каждый имеет право на великое счастье – жизнь.

Возвращение к разговору о человеке, о мире культуры.

Ни одному герою не отказывают в культурной памяти Бытие человека в культуре – это его существование в быту, в памяти.

 

Анатолий Жигулин – родился в Воронеже; несколько иное направление в «тихой» лирике. Те же ноты и темы (тема родины, провинции). Но у него есть острое чувство семейной истории, через своих предков – казака Жигулю, и мать из дворянской семьи Раевских.

У него звучит трагическая нота, но тема лагеря оборачивается тем, что человек сильнее, он побеждает, выстаивает в невероятных испытаниях.

Для него родной край – источник поэтического, источник гармонии.

В 70-е годы «тихая» лирика делегировала новые имена, например Юрий Кузнецов. Он родился в 1941 году, но для него это ощущение трагического мотива восприятия мира не ослабевает. Он предлагает своему читателю несколько тем. «Тихая» лирика ориентируется на метафизическое представление человека, а новая лирика – переживания отдельного человека. Война запечатлена для него голодом, тыловым детством, страданиями матери.

Для него история страны – это история, которую он постигает в непосредственном общении.

Его очень волнует тема отца. Вводит новое понятие: Родина, долг перед которой священен, и который выполняет отец. Выполнив долг перед родиной, отец осиротил сына.

 

Проза 1960-х годов

 

1.«Лирическая» и «исповедальная» проза, её жанровые и родовые особенности.

2.Личность и коллектив в прозе 1960-х годов.

 

Журналы тогда первыми доносили книгу до читателя, термин «журнальный вариант» текста – первая редакция, обычно чуть короче.

1960-е годы – время господства «лирической» прозы – необычна для литературы того времени интонацией, выбором материала, героя. Создала ощущение перехода, созвучно времени, ощущение новизны и раскованности, возникла во многом как протест против эпической монументальной романистики. Это была, как правило, проза поэтов.

Ольга Бернгольц принадлежала к старшему поколению Советских поэтов, родилась в 1910 году.

Прозаическая повесть «Дневные звёзды», её лирический дневник (1958-59 годы).

Дерзко было в те годы рассказать что прожила я, что было со мной. Три части:

1 часть – «Поездка в город детства»

2 часть – «Та самая полянка»

3 часть – « Поход за Невскую заставу»

Острая субъективность повествования, главный герой подчёркнуто не обобщён, не типизирован.

«Лирическая» проза приглашает нас к сопереживанию, как лирическое стихотворение.

Пересоздающая сила памяти, память высветляет прошлое, оставляет в ней самое главное. Отдельно выбранное, подчёркнутое слово играет очень важную роль – это приближает поэта. Он знает истинную цену слову.

Сразу заявлен исторический фон – Углич (царевич Дмитрий, Борис Годунов), 1918 год – гражданская война. На этом фоне история семьи не менее важна, чем история страны.

Изображение движется от частного плана к общему. В Советской литературе было наоборот.

Автор не закрывается сюжетом от читателя, чётко показывает чего он хочет.

«Моя жизнь также важна, как жизнь общая». Общее и частное неразделимо.

Эта книга – личностная, в ней присутствует автор, который непосредственно выдвигает свою позицию.

Открытая авторская позиция – признак того, что это эпическое произведение с лирическим сюжетом.

Автор теперь смело отсылает читателя к фигуре «я». Я рассказывает о себе, но я является и предметом изображения. Во главе угла – рост личности. «Лирическая» проза приглашала читателя к совместному поиску истины.

 

Владимир Солоухин. Повесть «Владимирские просёлки» (1958-59 годы).

Известен как поэт.

«Владимирские просёлки» как путевые заметки, не скрывает, что восстанавливает традицию «Охотничьих рассказов» Тургенева. Главная задача – рассказать о пешей прогулке по земле.

Доверительная атмосфера. Автор настаивает на спонтанности произошедшего. Всё, о чём рассказывается, появляется само, как чудо. Самые большие открытия – не в экзотических странах, а на родине. Владимирские просёлки открывают свои тайны, пейзажи, удивительную жизнь сёл.

Открывают автору и читателю родную землю => «лирическая проза» как тему, как знак вводит тему природы и тему земли. Это очень важное возвращение к традициям русской литературы.

Укрупнение Я, фигуры повествователя-рассказчика => незаметный переход в прозу исповедальную.

 

Юрий Казаков сосредоточил своё внимание на внутреннем мире героя. Незаметные, крохотные сюжеты Расси «На полустанке» – сцена прощания девушки и здоровенного парня. Обо всём догадываешься по портретам, жестам, коротким фразам. Изображает не сцену прощания, а то, что за ней.

В следствие рассказчик обращается к самому герою, рассказчику. Расси «Тихое утро» о двух мальчиках – городском и деревенском.

Один мальчик тонет. Ощущения конца бытия. Спасённый и спаситель. Он рад, что ещё продолжит тихое утро.

На глазах творится ощущение, что человек – очень сложное существо, такое, как мир => проблема: человек и мир, их соотнесение.

Рассказы об опасности следования по внутреннему миру человека. Неизвестно на что наткнёшься.

Рассказ «Трали-вали» – о том непознаваемом, что не всегда ощущается человеком.

«Исповедальная» проза заставила литературу задуматься над причинами сложности человеческой натуры. Оказывается, они не всегда социальны. Возвращение к драматическому противостоянию: я и мир, человек и мир.

В «исповедальной» прозе строение сюжета – от лирики, строится, как развитие переживания. Плюс герой как «лирическое я».

От эпоса в ней – сопряжение общего и частного планов, разговор о конкретном человеке прямо и непосредственно в тексте перевод в разговор общенародной или общечеловеческой тематики, плюс присутствие исторического фона. История присутствует как определённый этап в развитии страны.

 

В литературе 60-х возникают новые проблемы. Новые авторы предлагают их решение. К середине 70-х и мы уже не сможем чётко разделять на исповедальную, лирическую молодую прозу, так как это проза тематическая, а когда литература говорит о внутреннем мире, отходит от публицистики, тематика уже не важна.

 

Проблема «личность и коллектив» – Георгий Владимов. Родился в 1931 году в семье учителей в Харькове. По дате рождения должен быть отнесён к молодой прозе, но по стилю не относится. Он идёт своим собственным путём. Общественная полемика вокруг его текстов.

Настоящая фамилия – Волосевич. Работал в журнале «Новый мир», ездил на Белгородские разработки железной руды (КМА).

1961 год – повесть «Большая руда». Кажется, что на производственную тематику. Главный герой – шофёр Виктор Пронякин. После армии возвращается к мирной жизни, едет к своей девушке Наташе. Он должен переправиться через реку. Приезжает, но потом бросает её. Встречает затем отчаянную буфетчицу. Он очень быстро решает связать с ней свою жизнь. Уезжает на КМА на заработки.

Странный, непоследовательный герой появляется на КМА. Там он погибнет. Ему дают старый МАЗ, который Пронякин разбирает полностью и снова собирает. Он попадает в бригаду Мацуева. Он должен заработать право быть рядом с ними.

Не гонят его, но и специально не разговаривают.

Он всё время остаётся один – ситуация повторяется и всё с большим напряжением.

Это не просто внутреннее противостояние бригаде – он живёт по своему собственному внутреннему ритму, он не может позволить пренебрежения собой как человеком, он хочет быть на равных, быть оценённым по своим достоинствам. Чувство собственного достоинства, нежелание что-то утратить в самом себе. Конфликт личности и коллектива с одной стороны.

Георгий Владимов защищает право человека на собственное мнение, даже на собственную ошибку. Человек более прав, чем коллектив.

 

Деревенская проза 1960-х годов. Основные тенденции развития.

 

1.Социально-экономический аспект прозы о деревне.

2.Нравственно-этические аспекты деревенской прозы.

 

Валентин Овечкин считается родоначальником деревенской прозы. Его интересовало состояние дел в деревне, реальная действительность, а уже на втором плане – проблемы иного, не социально-экономического плана.

В 60-е годы с темой деревни происходят метаморфозы. Заговорили о деревенской прозе не как о теме, а как о художественном явлении.

Произведения, в которых деревенские материалы и сюжеты послужили основой для более глубоких разговоров: что изменилось в жизни русского крестьянина, каким он стал.

Народническая литература ХIХ века – с крестьянством связаны только позитивные явления. В Советской литературе образ крестьянина был отодвинут на второй план, с негативной коннотацией. Крестьянство рассматривалось как класс ведомый (литература различала передовую часть народа – рабочий класс и ведомую – крестьянство. С ним связаны консерватизм, архаичные взгляды и тенденции). Деревня рассматривалась как поле для преобразования.

60-е годы – образ Тёркина не прошёл даром. Он солдат, но и крестьянин.

Вдруг появляются один за другим очень заметные тексты, которые рассказывают о деревне и о её жителях. Сначала назвали деревенской прозой, отождествив прозу и тему. Речь пошла о русском национальном характере в новых исторических условиях – поворот, противостоящий догматам русской Советской литературы.

В 1958 году – молодой литературовед Абрамов публикует первое крупное произведение «Братья и сёстры». Так обратился Сталин 3 июля, когда объявили о ВОВ.

Формально в этом романе была и другая мотивация.

Рассказывает о многодетной семье Пряслиных. Старший сын берёт на себя ответственность за семью и за всю страну.

Роман – начало очень большой темы, о том, как народ выходит из страшных испытаний.

Второй роман – «Две зимы и три лета» – точное сезонное обозначение самого тяжёлого периода, страшного голода.

Голод 1946 года. Тяготы усугублялись государственным гнётом. События в Архангельской области. Социальные, экономические и нравственные трудности.

Третий роман – «Пути-перепутья» о 60-х годах.

Эта трилогия – история послевоенной деревни в непростых исторических событиях. Абрамов заговорил об особенностях национального русского характера в новых исторических условиях. Он обратился к жанру романа, так как хотел показать условия, которые формировали нынешнего крестьянина.

Диалогия, две повести: «Пелагея» и «Алька».

«Пелагея» – деревенская труженица, коня на скаку остановит. На её долю выпало много испытаний. Абрамов знает, что страну и деревню после войны вытягивали на себе бабы. На долю Пелагеи выпал голод, она будет его помнить всегда. От голода умер её первый ребёнок. Она дала себе слово, что голода в доме больше никогда не будет. Она сдержала своё слово. У неё появляется дочь – Алька. Пелагея всё сделает ради неё. Становится вдовой. Чтобы спасти семью от голода в 1946 году, Пелагея добивается места пекарихи в деревенской пекарне. Для этого позволяет начальнику «переспать на её прекрасных волосах». Этот грех она будет помнить всегда.

Она очень хорошо выполняет свои обязанности. Никогда не брала себе помощницу, так как с ней надо было бы делиться отходами пекарни. Она содержала хозяйство за счёт этих отходов. Абрамов показывает, что Пелагея делает благое дело.

Первая ревизия показала большую недостачу. Она отнесла сумки счетоводу, недостачи не стало. Теперь изменилось положение Пелагеи в деревне. На всех праздниках её сажают рядом со счетоводом Петром Иванычем.

Работа для неё не бессмысленное накопительство. Ей кажется, что она так защитит дочь от испытаний.

Жизнь для неё как серия тяжких испытаний. Беды и страдания – это норма жизни.

Деревенская проза смотрит на всё глазами героини. Пелагея пришла в сельпо (сельское потребительское объединение), продавщица говорит, что поступили плюшевые жакетики (мечта всех модниц). Пелагея берёт один себе, один Альке. По дороге натыкается на дочку Петра Иваныча, делится с ней радостью. Дочка учительница, говорит, что жакетов этих полно, это не дефицит, их никто не носит. Пелагея поняла, что она потеряла одно из первых мест в селе.

Трагическое откровение: Пелагея начинала как труженица. Труженицей она и осталась, не сменила ценностей. Но хлеб утратил для неё смысл жизни, он стал средством добывания жизненных благ. Пелагея стала черствее и жестче, у неё почти нет подруг, она утратила что-то очень важное.

В конце умирает, оставленная всеми. Думает, где же она совершила ошибку. Для Абрамова девальвация ценностей – жесточайшая трагедия.

Социально-экономические условия, о которых так много говорила деревенская тема в литературе, девальвируют, формируют народный характер, ценности народной жизни.

Абрамов представляет первое направление деревенской прозы – социальный аспект в деревенской прозе. Повесть «Пелагея» закончилась поражением Пелагеи. Абрамов уважает Пелагею, бесконечно высоко её ценит, но при этом потеряла многое из того, что составляет сердцевину народного характера. Писатель не упрекает Пелагею, он констатирует факт. Для Абрамова характерен эпический подход к народному характеру.

 

Гавриил Троепольский – в начале 60-х годов выступил с деревенскими очерками, лучшее – «Записки агронома» – очень дерзок, смел, хорошо написано, находится посередине произведений на деревенскую тематику и деревенской прозой.

Таким образом, деревенский очерк 50-х годов явился источником одного из течений деревенской прозы. Лирическая проза была вторым источником. Лирическая проза обозначила нравственно-этическую тенденцию. Она проявила себя в рассказах Александра Яшина и Василия Белова (из глубинки – Сибирь, Вологда).

Яшин – поэт-фронтовик, а в 60-е годы написал рассказ «Вологодская свадьба». Он вызвал полемику в «Литературной газете». Поэт получил приглашение на деревенскую свадьбу – незатейливая ситуация. Подробно рассказывает о встречи со своими родственниками, односельчанами, о самой свадьбе. Спорили, что Яшин обожал русскую деревню. Вологда – болота, бездорожье => жених едет к невесте на самосвале. Это не понравилось многим: наша деревня не такая бедная. Обращает внимание на мелочи, на внешнее оформление, а не на суть. Он заговорил в рассказе, что человеческая жизнь остаётся такой же в любых формах, она идёт по своим вечным законам. Этот рассказ показал, что наше читательское сознание готово к новому качеству.

В Петрозаводске в журнале «Север» Василий Белов в 1969 году опубликовал повесть «Приличное дело». Повесть поразила всех.

Во-первых, совершенно неожиданным звучанием русского языка, музыкальным. Мы привыкли к публицистическому, напористому слову. А Белов заговорил живым, народным языком, а на первой странице заговорил человек с лошадью. Иван Африканыч выпивший едет из сельпо на лошади Пармёне, говорит с ним. Сбивается со счёта, считая своих детей. Ночует в чужой бане. А жена рожает.

Деревенская проза вернула русскую речь, живое словоупотребление, вкус к слову. Во фразе – ритмический музыкальный смысл.

Начинает восприниматься как явление, в котором художественная форма становится столь же важной, как и содержание. Реакция критики – осуждение Ивана Африканыча (характер архаический, он неразвитой мужик, покорен обстоятельствам) => повесть воспроизводит как нарушение неписанного закона – как должен быть изображён прогрессивный крестьянин.

Но были и многие защитники Белова. Золотусский – статья «Тепло добра». В повести шла речь об устоявшемся крестьянском доме, где очень точно распределены обязанности (мужские и женские).

Бабка Евстолья – редчайшее имя. Она рассказывала историю о глупых и смешных пошехонцах. При этом сама хохочет – один из важных приёмов: эта вставная новелла оказывается очень важным сопровождающим мотивом, представляет собой некую загадку. Пошехонское начало нелепое, смешное. Это жизнь Ивана Африканыча за пределами села?

Иван Африканыч живёт очень ограниченной жизнью. Его женили в молодости. Он не любит свою жену, не было детей. Он даже не вспоминает о первой жене. Зато с Катериной – горячая любовь, без неё он жизни не представляет.

Он выпивает, опаздывает к Кате.

Когда он будет нужен, его не будет => Катя выходит на покос и умирает там.

Действие повести происходит до «оттепели», сразу в послевоенные годы. Иван Африканыч воевал, прошёл Европу. Война словно не отпечаталась в его сознании.

В повести Иван Африканыч всегда назван только по имени-отчеству => он не бестолковый, а уважаемый. Если он уважаемый, работящий – и не в состоянии прокормить семью – значит что-то в деревне не так. Послевоенная деревня жила очень трудно и скудно. Рассчитывались с крестьянами трудоднями, раз в год – продуктами.

Крестьянский труд был уравнен. Иван Африканыч работал топором, получал явно меньше, чем счетовод. Самые оплачиваемые – доярки и телятницы, так как молоко отправляли в город, платили деньги.

Катерина работала телятницей. Сразу после родов выходит на работу, так как иначе будет нечего есть (чёткое деление между мужским и женским трудом). Иван Африканыч всё умеет, но не может найти способа заработать деньги.

Иван Африканыч не имеет права накосить на колхозных полях сена для своей коровы Рогули. Тайно ночами подкашивает сено, делает стожки, чтобы их не могли опознать, не так как в колхозе, чтобы считали, что это накосили из соседних сёл.

Из города приезжает оперуполномоченный, приходит во двор к Ивану Африканычу, просит дать ему имена тех, кто тайно подкашивает. Он молчит, стожки увозят, корову кормить нечем.

Брат Катерины Митька, который уехал в город. С точки зрения деревни, вернулся беспечным. Он теперь чужой в этом селе. Настаивает, чтобы Иван Африканыч поехал с ним на заработки.

Катерина сразу воспротивилась, но главное – у Ивана Африканыча не было паспорта. Он не мог ехать. В 1962 году появились паспорта у сельских жителей.

Иван Африканыч должен был взять у председателя справку, что ему разрешён выезд до определённого времени. Председатель не хочет его отпускать, так как он – хороший работник. Иван Африканыч берётся за кочергу. Уезжает. Его не было три дня, тут объявлено, что можно косить для себя. Катерина умирает на покосе. Смерть Катерины приравнивается к гибели всего дома. Корову зарежут, старшие дети уедут учиться в город, средние – в детдом.

Ивану Африканычу присмотрели невесту. Семейные хозяйственные проблемы решены. Иван Африканыч приходит на могилу жены, 40й день. Он отправляется в лес, проходит той делянкой, где она умерла. На кусте видит её платок: Кати нет, а платок остался – потрясает его. Куда она делась?

Он шёл очень быстро – и заблудился в лесу, в котором знал каждую тропку. Сел и заплакал от отчаяния и от того, что не может понять главного – он родился, но его не было раньше и не будет потом. Так зачем его рождение?

Зачем он пришёл в этот мир – вопрос мировой литературы.

Простая догадка – ценность человеческой жизни в самой жизни приходит как спасение. Иван Африканыч услышал звук трактора, выходит из леса.

Иван Африканыч не смирился с потерей, но осознал жизнь как серию потерь. Приносит на могилу Катерины рябиновую ветку, просит прощение за то, что живёт.

Он простой патриархальный мужик, поднимается до осознания высот человеческой жизни, что жизнь – серия потерь и обретений, и всё равно жить надо.

Валентин Распутин – вершина деревенской прозы (по учебнику).

 

Кризисные явления в деревенской прозе второй половины 1960-70-х годов.

 

1.Тема коллективизации в прозе 1960-х годов.

2.Шукшинский герой в ситуации выбора.

 

Деревенская проза обращается к недавнему историческому прошлому – к теме коллективизации (раньше она называлась темой колхозной деревни). Деревня осмысляется как нечто отстающее от строительства социализма.

Михаил Шолохов – в 1932 году завершил первый том «Поднятой целины» (Семён Давыдов – «двадцатипятитысячник», генеральная линия партии; Нагульнов – вчерашний день деревни; Размётнов – средняя линия).

В 1955 году Шолохов возвращается к работе над вторым томом «Поднятой целины».

1955-59 годы – работа над ним показала нам, как ушло сознание советского писателя от темы колхозной деревни к теме коллективизации. В 1м томе – непременная правота руководителей. Во 2м томе практически бездействует Нагульнов и Размётнов.

Иван Артанов везёт Семёна Давыдова, говорит, чтобы люди жили благополучно надо оставить только Размётнова. Людям не надо мешать – притча о пожаре (Давыдов и Нагульный будут мешать, а Размётнов – стоять спокойно, так как казаки сами знают, что делать).

Сергей Залыгин – не намного моложе Шолохова. Его человеческий опыт к 1964 году был значительным, когда была написан повесть «На Иртыше». Обращение к теме коллективизации, он наблюдал реальную жизнь колхозов.

Главный герой – Степан Чаузов. Живёт в селе Крутые Луки. Голосуют, чтобы посчитать кулаком и выгнать. Чаузов не согласен с этим, приводит к себе жену и детей, так как зима, им некуда деться.

Чаузов не засыпает свою норму в колхозные закрома, так как его семья теперь увеличилась. Тогда власти объявили и его кулаком. Когда уполномоченный Митя разговаривал с одним из сельчан о том, что Чаузова надо сослать за болота, крестьянин спросил: «Откуда ты знаешь, что Чаузов – кулак?» Митя ответил: «Переделка всей жизни. Я ничего не боюсь. Лес рубят – щепки летят. Я честно служу делу» (Зазубрин «Щепка»).

Мужики с этим не согласны, они не хотят быть щепками => Залыгин усомнился в правоте людей, которые проводят коллективизацию.

Залыгин настаивает на том, что выработанные крестьянским сознанием нормы жизни несправедливы, не могут быть отвергнуты, коллективизация ломала нравственные ориентиры.

Переосмысление коллективизации с позиции нравственной, исторической.

В повести «На Иртыше» Залыгин ставит под сомнение нравственность коллективизации, она сломала хребет крестьянству.

 

Белов – в начале 1970-х годов приступает к разговору о теме коллективизации. В 1972 году работает над романом «Кануны», в 1976 году – вторая часть.

Роман о вологодской деревне накануне коллективизации. Главный герой – крестьянин Данила Пачин. Он женится – счастливая семья. У него есть завистники. Данила своими руками делает мельницу. Мы понимаем, что ему грозит быть объявленным кулаком. Иная оценка. Белов донельзя высветляет образ Пачина, он падает от руки тех, кто его недостойны – начало слома нравственности.

Деревенская проза имела внутренние возможности для развития, но политическое вмешательство, идеологический диктат сыграли свою роль => кризис. Деревенская проза была задержана на том рубеже, когда она вновь и вновь поворачивала тему деградации человека.

 

Выходы:

1. Этнографический – обращение к культуре народа. Мысль, что до Петровских времён существовала цивилизация, которая была «новыми временами» потом подавлена (книга Белова «Лад», Солоухина «Письма о крестьянском быте из Русского музея»).

2. Обращение к народному характеру в реальной жизни (Шукшин).