История политических и правовых учений как научная дисциплина

Тема 1.

 

План:

1.1. Предмет истории политических и правовых учений.

1.2. Становление и развитие политико-правовой идеологии.

1.3. Критерии оценки политико-правовых доктрин.

1.4. Периодизация истории политических и правовых учений.

1.5. Методологические проблемы изучаемого курса.

 

 

1. .Составной частью духовной культуры человечества является всемирная история политических и правовых учений. (Понятие Д.С. Лихачева «Гомосфера» - человекоокружение).

История политических и правовых учений (ИППУ) относится к историко-теоретическим дисциплинам. Её задачи - ознакомить с содержанием и историей наиболее значительных теоретических концепций государства и права прошлых эпох.

Изучение ИППУ актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, праву, политике - неоднократно обсуждались в предшествующие эпохи, в результате чего сложилась система доводов в пользу того или иного решения этих проблем. Дискутировались такие злободневные проблемы, как юридическое равенство, сословные привилегии, права человека, соотношение личности и государства, государства и права, общества и государства, политики и морали, демократии и технократии, реформ и революции и т.д.

Знание о различных вариантах решения этих проблем и об обоснованиях решений - важнейшая составляющая политико-правового сознания квалифицированного правоведа.

В настоящее время в России возрастает значение истории политических и правовых учений как школы альтернативного мышления, дающей возможность сопоставлять различные теории, направления политической и правовой мысли с учетом многовековой дискуссииоб этих проблемах.

Если узко конкретизировать вопрос, то предметом ИППУ является история возникновения и развития теоретических знания о государстве, праве, политике и законодательстве; история политических и правовых теорий. Это одно из распространённых определений. Уточним ряд аспектов:

—Во-первых, вне предмета ИППУ, в целом, остаются различные фрагментарные, то есть не развитые до уровня самостоятельной и оригинальной теории суждения разных мыслителей...

—Во-вторых, соединения в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений, обусловлено тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий. Под этим углом и следует понимать сочетание политических и правовых теорий прошлого в предмете ИППУ. (Так история политологически ориентированной мысли будет определенной политологической ретроспекцией, за рамками предмета которой останется история правовых учений). В-третьих, немалое место в ИППУ занимает изучение объемов понятий: «Политическое» «Государственное». Представление об их соотношении различно в разные эпохи, у разных авторов и т.д. Так, древнегреческие авторы, начавшие теоретическую разработку явлений политики на основе опыта полиса, ещё не знали термина «государство», который вошёл в научный оборот во времена Макиавелли.

На сегодняшний день более типичны представления о преобладании объёма понятия «политическое» по сравнению с «государственное».

—В-четвертых, в отличии от истории государства и права, предметом ИППУ являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.

— В-пятых, ряд ученых отмечают как принципиальное обстоятельство (В.С.Нерсесянц), что предмет рассматриваемой дисциплины - это не просто совокупность политических и правовых учений прошлого, а именно их история. Выяснение смысла этой историчности значимо для характеристики как предмета данной дисциплины, так и её методологии.

—Другое определение (О.Э.Лейст) имеет несколько другую направленность: «Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленное в доктрину (учение), взгляды на государство, право и политику». Считается, что политико-правовая доктрина включает три компонента:

1. Логико - теоретическая основа (Методологический стержень учения). Возможные варианты: философская, религиозная основы... Эти основы тесно связаны с мировоззрениями эпохи. Так, политические учения древнего мира опирались преимущественно на религиозные и философские обоснования. Мировоззрения средних веков было теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм...

2. Содержание (или выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.)

Уточним, что содержанием политико-правовой доктрины являются её понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный ключевой характер именно в данной доктрине.

—К традиционному кругу вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения, относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, личностью, с отношениями собственности и т.д.

3.Программные положения - оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Программные положения придают политико-правовой доктрине социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание её теоретическое части и нередко предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. Здесь наиболее чётко выражен идеологический характер доктрины.

Через программные положения политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы. Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определённых классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.

Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим началом, поскольку оформление политико-правовых взглядом в целостную систему происходит на основе идеалов, объединяющих членов общества в группы, стремящиеся оказать влияние на право, государство, политику.

2. Существует несколько периодизаций истории ППУ. Ряд ученых дают её опираясь на схему общественно-экономических формаций. Другие ориентируются на классическое деление общей истории (Древний мир. Средние века. Новое и Новейшее время).

На сегодняшний день достаточно распространена типология ИППУ, включающая три большие эпохи, соответствующих главным периодам государственно-организованного общества:

1.Политико-правовая идеология сословно-кастового общества;

2.Политические и правовые доктрины периода перехода к гражданскому обществу;

3.Политико-правовая идеология гражданского общества. Хронологически первый период охватывает время от возникновения государства и права примерно до XV - XVI веков. Традиционно - это Древний мир и Средние века. Особенность данного периода состоит в том, что социальная структура общества определялась правом не равным для разных сословий, а государство зависело от высшего сословия и стояло на страже общественно-правового неравенства. Даже в государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как «дела народного» под народом разумелась лишь малая часть общества. Редкие рассуждения некоторых философов V века до нашей эры о том, что все люди по природе равны следует, скорее всего, понимать ограничительно или даже как неверную передачу античного источника.

Второй период примерно охватывает XV - ХVШ в. (он не «умещается» в формационную схему, а по общеисторической периодизации совпадает с поздним Средневековьем и началом Нового времени). Эта эпоха кардинальных изменений и поисков в области духовного развития в целом (особенно в Европе). Великие потрясения тех лет нередко обозначаются именами собственными: Возрождение, Реформация, Просвещение. Исторический смысл этого периода состоял в признании и утверждении всеобщего равенства людей перед законом. По существу была сформирована теоретическая модель бессословного гражданского общества равноправных людей.

Результатом политических революций в ряде стран Европы ХVII - XVIII вв. стало становление и развитие гражданского общества (Условно говоря, бессословного, промышленного, капиталистического).

Итак, XIX -XX вв. - это третий период развития политико-правовой идеологии, проблемы которого связаны и сегодняшним днем.

Следует обратить внимание, что в процессе развития мировой цивилизации разные страны не одновременно вступали в этот или иной период развития. В ряде государств отличался и попятный процесс. Соответственно позже мы будем рассматривать темы курса по хронологическо-региональному принципу.

3. На сегодняшний день каждый изучающий данный курс уже имеет представление о богатом арсенале философских и специально-научных методов, прежде всего формально-логического исследования, диалектического, системного и сравнительно-исторического. Тот или иной метод - не самоцель, а лишь путь познания и приемы исследования. Научная значимость применяемого метода определяется его эвристическим потенциалом. В некотором роде ИППУ - это своеобразная история методов политико-правового познания. В.С.Нерсеcянц применительно к ИППУ выделяет три основные функции метода: 1 – метод как способ построения определенной политико-правовой теории (главным образом речь идет о принципах и внутренней логике формирования конкретной системы теоретического знания, о компонентах данной системы...); 2- метод как способ интерпретации и оценки предшествующих политико-правовых учений (данный аспект преимущественно отражает характер отношений между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли); 3- метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теории и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.).

Особую роль в изучении ИППУ играет принцип историзма. Он выступает в качестве способа адекватного понимания, интерпретации и оценки политико-правового содержания освещаемых учений в контексте прошлого и современности.

При изучении курса большое внимание уделяется вопросу о единстве и взаимосвязи конкретно-исторической и общетеоретической сторон политико-правового учения. С учетом этого освещение материала в данной дисциплине проводится на основе сочетания хронологического и проблемно-категориального способов и приёмов изложения. Данное сочетание позволяет глубже выявить общее и особенное в различных политико-правовых учениях.

Значительную роль играют приёмы и средства историко-сравнительного исследования. Сопоставительный анализ /в синхронном и диахронном плане/ различных концепций конкретизирует наши познания об их общих и специфических чертах...

В определенной мере к методологическим проблемам изучаемого курса относится и вопрос о многообразии политико-правовых доктрин. Примем к сведению ряд замечаний.

Основной причиной развития политико-правовой идеологии являются исторически возникающая острота проблем государства и права, повышенный интерес общества к этим проблемам и, главное, соревнование ряда общественно-политических идеалов, выражающих интересы и цели различных социальных групп.

Нередко дискуссии по проблемам государства и права ведутся между идеологами одной и той же группы по той причине, что каждый из них видит современность по-разному и строит свою теорию на отличной от других методологий.

ИППУ свидетельствует о том, что важнейший показатель степени свободы и демократизма того или иного общества и государства - состояние политико-правовой мысли. («Мне ненавистны ваши взгляды, но я готов жизнь отдать за то, чтобы вы могли их свободно высказывать»).

Считается, что организация и жизнь любого общества основываются либо на подавлении одной части общества другой его частью, либо на компромиссах, на увеличении численности среднего класса за счет нищих и высших слоев общества. Что касается политической и правовой идеологии, то противостоящие учения не поглощаются новыми доктринами, выражающими социальное равновесие. (Например, в учениях о государстве Нового и Новейшего времени крайними направлениями можно назвать анархизм и — авторитаризм (в духе теории Гоббса) или тоталитаризм (как в «Кодексе природы» Морелли). Между этими крайностями находится концепция правового и социального государства с развитым общественным самоуправлением. Разумеется, эта «теоретическая середина» является не соединением названных крайних направлений, а отрицанием того и другого, качественно иной концепцией.

Идеи и анархизма, и авторитаризма, и тоталитаризма сохраняют свою жизненность. Каковы же причины? Сложность социально-политических проблем, рост государственного механизма и др. питают концепцию анархизма с его непревзойдённой критикой феномена власти, с его предсказанием опасности подавления личности.

Питательной средой для распространения авторитарных или даже тоталитарных идей, зовущих к усилению государственной власти является социальная неустроенность больших групп населения, рост преступности, экологический или демографический кризис... («Говорят, что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема» Гёте).

В гражданском обществе закономерно многообразие правовых концепций, основанных на различных пониманиях права, каждое из которых столь же верно, сколь и уязвимо.

Юридический позитивизм и разработанная на его основе нормативная концепция права являются основой основ законности правоприменительной практики в правовом государстве. Однако нормативная концепция права отождествляет право и тексты законов, открывая тем самым возможность: 1 - для подмены юридических норм декларациями или лозунгами; 2 - для издания законов, грубо противоречащих нормам нравственности.

Социологическая концепция права даёт возможность выявить жизненные интересы, требующие юридического признания и защиты, но ещё не предусмотренные законом. В то же время социологическое понимание права отождествляет право с правопорядком, заменяет право распространенной практикой, общепринятостью, эффективностью.

На основе теории естественного права возможна поистине нравственная оценка действующего права и обоснование естественных прав человека, предшествующих закону и практике его применения. Но данная теория (и родственная ей психологическая теория) способна принять за право разнообразные и противоречивые представления о добре и зле, справедливом и несправедливом и т.д.

Каждое из пониманий права - необходимый противовес другим пониманиям, не дающий уйти за пределы права к беззаконию и произволу. Ряд учёных считают, что польза каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций выявить негативные свойства и опасные тенденции самого права.

По соотношению идеалов и исторической действительности политико-правовые учения делятся на реакционные (призывающие к восстановлению прежних порядков), консервативные (направленные на сохранение и укрепление существующего государства и права) и прогрессивные (зовущие к переменам, положительная оценка которых соответствует мировоззрению исследователя).

Если критерием берётся предположение о сроках и способах достижения идеала, то политико-правовые учения, различаются на радикальные (зовущие к быстрой и всесторонней перестройке государства и права), умеренные (ставящие задачу перестраивать не всё и не сразу), революционные (настраивающие на насильственном преобразовании существующего строя), реформистские (обосновывающие необходимость изменения общества при помощи реформ, проводимых государственной властью) /Лейст/.

По мнению Лейста «...с точки зрения идеалов гражданского общества и критериев оценки ИППУ её содержанием являются возрастание гуманистических начал политико-правовых доктрин, обоснование значительной частью этих доктрин идей справедливости, свободы, общего блага и других элементарных норм общечеловеческой нравственности.»

Воплощение общечеловеческих ценностей в учениях о государстве более всего связано с проблемой преодоления политического отчуждения. (Политическим отчуждением называется процесс и результат превращения государства, возникшего в итоге человеческой деятельности, в нечто независимое от общества и господствующее над ним.)

Считается, что в идеологической борьбе, обуславливающей развитие политико-правовой мысли, во все исторические эпохи существовали и существуют два противоположных направления: 1 - за увековечивание политического отчуждения, 2 - за его преодоление. Так было и в государствах Древнего Востока.

4. Наиболее краткое содержание данного вопроса может быть дано в следующем тезисе: социально-политические теории Древнего Востока являлись сложными идеологическими образованиями, состоявшими из религиозных догм, моральных представлений и прикладных знаний о политике и праве. Соотношение этих элементах в различных учениях было неодинаковым. Поясним:

- прикладной характер (главное содержание учения составляли вопросы, касающиеся «ремесла» управления, разрабатывались конкретные проблемы техники власти. В большинстве учений государственная власть отождествлялась с властью императора.

- слияние с моралью (этико-политический характер) (повышенный интерес к проблемам морали характерен для идеологии формирующихся классов. Само искусство управления подчас сводилось к нравственному совершенствования государя, к управлению силой личного примера. Народ восставал во имя справедливости и перераспределения богатства, но не подвергал сомнению экономические и политические основы общества.)

- Религиозный характер (не только сохранение, но и развитие религиозно- мифологических воззрений. Наиболее общие вопросы (например, происхождение государства и права) решались с религиозных позиций.

В своей «Истории» Геродот сообщает, что согласно источникам, со времени первого египетского царя до времени его посещения Египта (V в. до н.э.) прошло 341 поколение верховных жрецов и царей, т.е. в течении 11.340 лет правили только смертные люди. До этого в Египте властвовали боги, которые жили совместно с людьми.

Известное своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый истинный Бог находится в особом договорном отношении со всем еврейском народом, и одно время даже являлся его главой. Считается, что законы еврейского народа получены Моисеем прямо от Бога.

Многие государства Древнего Востока утратили независимость или погибли. Их политико-правовые учения не получили развития. Последовательная преемственность истории политико-правовой мысли сохранялась лишь в Индии и Китае.

В Др. Индии ведущими направлениями политической и правовой идеологии были брахманизм и буддизм. Они возникли примерно в середине I тыс. до н.э., когда у арийских племён, покоривших Индию, началось образование классов. Корни обоих направлений восходят к религиозно-мифологическому воззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Расхождение между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия.

Итак, зачатки идеологии брахманизма встречаются в Ведах (II тыс. до н.э.) = санскритское слово «ведение» или «знание». В Ведах говорится о делении общества на четыре сословия (варны), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): «... брахманом стали его уста, руки - кшатрием, его бедра стали вайшьей: из ног возник шудра».

По мировому закону (рта) определяется строение общества и положение сословий. Рабы находились вне варн. Брахманы - жрецы и кшатрии - воины были господствующими варнами, а вайшии (крестьяне, ремесленники, торговцы) и шудры («свободные низы») -подчиненными.

Дальнейшее развитие брахманизм получает в другом памятнике древнеиндийской мысли - в Упанишадах (IX-VI вв. до н.э.). Согласно Ведам и Упанишадам все варны и их члены должны были следовать божественно предустановленной для них драхме (джамме) - закону, долгу. Идеологий брахманизма пронизаны многочисленные дхармасутры и дхармашастры

- правовые сборники, которые составлялись различными брахманисткими школами.

Примерно ко II в. до н.э. относиться письменное оформление на основе более древних источников известного политико-правового памятника - «Законов Ману». В них защищаются соответствующие положения «Вед» и «Упанишад» о делении общества на варны. Подчеркивается: «Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы...» Даже царь при своём божественном статусе должен чтить брахманов. А главное назначение царя и его слуг - охранять систему варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Значимая роль отводится наказанию, которое в своем земном облике буквально означает палку. «Данда» - «данданити» (руководство палкой - искусство управления). «Весь мир подчиняется посредством наказания».

Неравенство прав членов различных варн включает и их неравенство перед лицом закона в вопросах преступления и наказания.

Отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате «Артхашастра» (IV-Ш вв. до н.э.), автором которого считается (Чанакья), влиятельный советник царя Чандрагупты I.

Полезность выступает в трактате в качестве определяющей основы. Отмечается высшая сила царского указа. «Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу». Возможно, идеи «Артхашастры» выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества.

С критикой многих положений Вед, Упанишад и брахманисткой идеологии в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой (Просветленным).

Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака» (Три корзины) принадлежит II — I вв. до н.э. Одна из центральных идей буддизма - освобождение человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы других каст, если в результате духовного подвижничества получают статус «архата» (брахмана). В известном каноне IV-Ш вв. до н.э. «Дхаммападе» (Стезе закона) подчеркивается: «Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать». Дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. «Джаммы обусловлены разумом»; «...никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма».

В «Дхаммападе» чётко видна тенденция к ограничению наказания. Буддийская установка на индивидуальный путь спасения и достижения нирваны (состояния высшей просветленности) объясняет невнимание учения к реальным политико-правовым явлениям, которые в целом расценивались как часть общей цепи земных несчастий.

Постепенно идеи буддизма, в том числе концепция дхаммы, стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки (268-232 гг. до н.э.), объединившего Индию, буддизм был признан государственной религией. Влияние буддизма распространилось на многие страны Азии.

Представление о естественном характере законов мироздания и общества наиболее последовательно развиты школой локаяты (чарвака) (в VI в. до н.э. - критика брахманизма с атеистических позиций).

Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма - религии, впитавшей элементы и брахманизма и буддизма и др. верований. В первых веках н.э. буддизм становиться одной из мировых религий.

В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепции "буддисткого социализма".

В современных словарях часто повторяется определение: "Буддизм - религиозная идеология, оппозиционная брахманизму. Содержит 4 истины: 1- "все" — "это страдание", 2 - у всякого страдания есть своя причина, 3 - имеется возможность положить конец страданию, 4 - есть путь, ведущий к прекращению страданий. Жизнь изображается как зло. Чтобы достичь блаженного состояния (нирваны), человек "не должен совершать злого действия против кого-либо...