Разработка превентивной программы.
Профилактические превентивные программы.
V. Теория ИМНР.
IV. Теория стадиального изменения поведения.
II. Теория разумного действия.
Примерно 70-е годы – Айзен, Фишбейн.
Факторы:
- Установка личности действовать определенным образом, в зависимости от ценности этого для человека (самоценность).
- Оценка поддержки и оценка общества, в котором человек живет.
- Фактор субъективного контроля.
III. Теория устрашения.(К. Витте)
→человека необходимо напугать, однако информация должна быть достоверной
→ люди не любят негативные эмоции
Прохазка, ДиКлементе
Человек, чтобы изменить своё поведение проходит ряд стадий:
0 – человек не задумывается о том, что его поведение отклоняющееся.
1 – сомнение → принятие решения
2 – подготовка к действию
- Анализ барьеров
- Расписать «шаги» изменения
3 – действие
4 – поддержание нового действия, закрепление
→ опасность рецидива
5 – выход → избавление.
=> Теория вращающейся двери.
→ должны происходить внутренние изменения
- Повышение осознанности риска своего поведения
- Изменение самооценки
- Переориентация на людей. Кторые будут поддерживать это новое поведение → переоценка социального окружения.
- Развитие навыков самоподкрепления.
- Социальное раскрепощение.
И → важно человеку дать информацию о рискованном поведении
М → чтобы человек изменился, он должен этого захотеть => мотивация.
Н → необходимо иметь навыки, чтобы закрепить новое поведение.
Р → ресурс.
Профилактическая программа – комплекс мер, направленный на предотврощение и изменение любых форм отклоняющегося поведения.
1) Постановка проблемы, компоненты превентивной программы.
2) Исследование ситуации
ü Постановка целей и задач
ü Выявление целевой группы (анализ целевой группы)
ü Выявление группы, которая взаимодействует с целевой группой (помощь/барьеры)
ü Изучение других профилактических программ, которые проводились на данной целевой группе
3) Цели и задачи → на основе ИМНР
4) Определение форм профилактических воздействий (использование всех форм)
5) Определение продолжительности программы (чем больше, тем дальше она длится).
6) Место проведения
7) Составление плана действий мероприятий → расписать цели каждого мероприятия и их продолжительность.
8) Выделение критериев эффективности
9) Система мониторинга (наблюдения0 и оценки всей программы.
Принципы эффективной передачи профилактической информации.
· Достоверность информации
· Информация должна быть представлена образно
· Эмоциональная подача информации (должна затрагивать ценности, установки)
· Должна быть доступна, адекватна аудитории
· Не провоцировать
· Информация о риске
· Актуализация ресурсов («+») → что человеку будет помогать избегать этого поведения
· Не навреди → человеку не должно быть хуже.