Художественная культура и искусство Италии в эпоху Возрождения

В итальянском Возрождении обычно выделяют несколько этапов:

-Проторенессанс: вторая половина XIII века — XIV век;

- Раннее Возрождение: почти весь XV век;

- Высокое Возрождение: конец XV века — первая треть XVI века;

- Позднее Возрождение: последние две трети XVI века.

Главными фигурами Проторенессансаявляются поэт Данте Алигьери(1265 - 1321) и живописец Джотто(1266/67 - 1337).

Первые произведения Данте — "Новая жизнь" и "Пир" — представляют собой лирические стихи. Вершиной творчества стала "Божественная комедия». К числу выдающихся итальянских поэтов относится также Франческа Петрарка. В мировой культуре он известен, прежде всего, своими сонетами. В то же время он был широко­масштабным мыслителем, философом и историком. Его по праву считают основателем всей ренессансной культуры.

Еще одним ярким представителем литературы стал Джованни Боккаччо(1313 — 1375), автор всемирно известного "Декамеро­на", а также повести "Фьяметта", которая считается первым пси­хологическим романом западной литературы.

Джотто ди Бондонеявляется самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве. Основным его жанром были фресковые росписи. Все они написа­ны на библейские и мифологические сюжеты. В своем творчестве Джотто отказывается от средневековой условности и обращается к реализму и правдоподобию. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.

Главным творением Джотто является роспись Капеллы дель Арена в Падуе, повествующей о событиях из жизни Святого се­мейства. Наиболее сильное впечатление производит стенной цикл, включающий сцены "Бегство в Египет", "Поцелуй Иуды", "Оплакивание Христа".

Раннее Возрождениеокончательно утвердило новые эстети­ческие и художественные принципы искусства.При этом биб­лейские сюжеты по-прежнему остаются весьма популярными. Однако их трактовка становится совершенно иной, в ней уже мало что остается от Средневековья.

Родиной Раннего Возрождения стала Флоренция, а "отцами Возрождения" считаются:

- архитектор Филиппе Брунеллески (1377 — 1446) — внес огромный вклад в развитие архитектуры. Он заложил основы ренессансного зодчества, открыл новые формы, которые просуще­ствовали целые столетия. Многое он сделал для разработки законов перспективы. Самой значительной работой Брунел­лески стало возведение купола над уже готовой конструкции ей собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции;

- скульптор Донателло (1386 — 1466) — работал в самыхразных жанрах, везде проявляя подлинное новаторство. Стремление Донателло к идеализации изображаемого человека ярко проявилось в статуе юного Давида. Героическое началосильно и отчетливо звучит в статуе св. Георгин,ставшей одной из вершин творчества Донателло. Классической работой Донателло считается бронзовая статуя полководцаГаттамелатты — первый конный памятник и искусстве Ренессанса. В последний период творчества Донателло создает I бронзовую группу "Юдифь и Олоферн";

• живописец Мазаччо (1401 — 1428) по праву считается одной | из главных фигур Раннего Возрождения. Главным творением Мазаччо являются фрески в капелле Бранкаччи Церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции, повествующие об эпизодах из легенд о святом Петре, а также изображающие два библейских сюжета — "Грехопадение" и "Изгнание из Рая".

Высокое Возрождениеначинается с конца XV века, когда итальянское искусство достигает наивысшего подъема. Для Ита­лии этот период оказался исключительно тяжелым. Раздробленная и потому беззащитная, она была буквально опустошена, разграблена и обескровлена вторжениями со стороны Франции, Испании, Германии и Турции. Однако искусство в этот период переживает невиданный расцвет. Именно в это время творят такие титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с твор­чеством Донато Браманте(1444 — 1514). Именно он создал стиль, определивший развитие зодчества данного периода.

Одной из его ранних работ стала Церковь монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, в трапезной которой Леонардо да Винчи напишет свою знаменитую фреску "Тайная вечеря". Его слава начинается с маленькой часовни, именуемой Темпетто(1502), построенной в Риме и ставшей своеобразным "мани­фестом" Высокого Возрождения. Вершиной творчества Браманте является реконструкция Ва­тикана и преобразование его сооружений в единый ансамбль. Ему также принадлежит разработка проекта собора св. Петра, в который Микеланджело внесет изменения и начнет реализовывать.

Леонардо да Винчи(1452 — 1519) был не только гениальным живописцем, скульптором и архитектором, но и великим уче­ным, инженером и изобретателем.

Леонардо да Винчи во многом не принял господствовавший в Италии платоновский гуманизм, упрекая Платона за абстракт­ную теоретичность. Искусство Леонардо было высшим вопло­щением идеалов гуманизма. Однако как ученому ему гораздо ближе был аристотелевский эмпиризм, и вместе с ним он пере­носился в XIII век, в позднее Средневековье.

Леонардо разрабатывал систему мышления, которая получит распространение в Новое время. Многие его идеи и технические проекты — замыслы самолета, вертолета, танка, парашюта и т. д. — будут воплощены только в XIX — XX веках.

В каждом произведении Леонардо решал какую-нибудь слож­ную проблему. Когда это решение находилось, ему уже неинтерес­но было доводить полотно до завершения. В этом смысле уче­ный-экспериментатор в нем брал верх над художником. Здесь mi опять же опередил развитие живописи на целые столетия. Только во второй половине XIX века французский импрессио­низм встал на путь подобного эксперимента, который привел искусство к модернизму и авангарду.

Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако наибольшую славу ему принесла живопись.

Одной из самых ранних живописных работ Леонардо являет­ся "Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа". Продолжением начатой темы стало полотно "Мадонна Литта", где ярко проявилась еще одна особенность творчества художника — игра на контрастах.Завершением темы явилась картина "Мадонна в гроте", которая говорит о полной творческой зрелости мастера.

Вершинами творчества Леонардо являются:

- фреска "Тайная вечеря" втрапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие;

- портрет Моны Лизы, или "Джоконда".Это произведение поло­жило начало жанру психологического портрета в европей­ском искусстве.

Леонардо осмысливает и обобщает свой творческий опыт, размышляет об огромной важности для живописи анатомии и знаний о пропорциях человеческого тела. Он подчеркивает значение не только линейной, но и воздушной перспективы. Лео­нардо впервые высказывает мысль об относительности понятия прекрасного.

Рафаэль(1483 — 1520) — один из самых ярких гениев Высо­кою Возрождения, был архитектором и живописцем. Вслед за Браманте он участвовал в проектировании и сооружении Собора св. Петра, строил капеллу Киджи Церкви Санта Мария дель Пополо в Риме. Однако невиданную славу ему принесла живопись.

В его произведениях все ясно и прозрачно, все прекрасно и совершенно. Он с наибольшей силой воплотил положительный идеал прекрасного человека. В его творчестве царит жизнеутверждающее начало.

Главной темой его творчества стала тема Мадонны, которая нашла у него непревзойденное, идеальное воплощение. Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений - Мадонна Конестабиле", где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец.

За этим полотном последовала целая серия вариаций на ту же тему — "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница", "Мадонна среди зелени", "Мадонна с безбородым Иосифом", "Мадонна под балдахином". А. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Все они возвышают и идеа­лизируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество.

После некоторого перерыва, когда Рафаэль был занят фреско­выми росписями, он вновь возвращается к теме Мадонны. В неко­торых ее изображениях он как бы варьирует ранее найденные модели. Таковыми, в частности, являются "Мадонна Альба" и "Мадонна в кресле", композиция которых подчинена круглому обрамлению. В то же время он создает и новые типы изображе­ния Мадонны.

Вершиной в развитии темы Богоматери явилась "Сикстин­ская Мадонна ".

Кчислу выдающихся творений Рафаэля относятся росписи личных папских покоев (станц) в Ватикане, посвященные биб­лейским сюжетам, а также философии, искусству и юриспру­денции.

Фреска "Афинская школа" изображает собрание философов и ученых античности. В центре ее находятся величественные фигуры Платона и Аристотеля, а по сторонам от них располага­ются древние мудрецы и ученые.

Фреска "Парнас" представляет Аполлона и муз в окружении великих поэтов древности и итальянского Возрождения. Все росписи отмечены высочайшим мастерством композиции, яркой декоративностью, естественностью поз и жестов персонажей.

Микеланджело Буонаротти(1475 — 1564) является третьим великим гением итальянского Возрождения. Он был скульпто­ром, живописцем, архитектором и поэтом. Последние тридцать лет его творчества приходятся уже на Позднее Возрождение. Вэтот период в его произведениях появляются беспокойство и тревога, предчувствие грядущих бед и потрясений.

Среди первых его творений обращает на себя внимание ста­туя "Замахнувшийся мальчик", которая перекликается с "Дискоболом" античного скульптора Мирона. В ней мастеру удалось ярко выразить движение и страстность юного существа.

Две работы — статуя "Вакх" и группа "Пьета" — созданные в конце XV века, принесли Микеланджело широкую известность и славу.

К числу высших достижений Микеланджело относятся ста­туя "Давид", созданные для гробницы папы Юлия II — "Мои­сей", "Скованный раб", "Умирающий раб", "Просыпающийся раб", "Скорчившийся мальчик", пристроенная к Церкви Сан Лоренцо во Флоренции и украшенная скульптурными надгробиями капелла Медичи. Из последних скульптурных работ Ми­келанджело заслуживает внимания группа "Положение во гроб", которую художник предназначал для своей гробницы. Ее судьба оказалось трагичной: Микеланджело разбил ее. Однако она была восстановлена одним из его учеников.

Помимо скульптур Микеланджело создал прекрасные произве­дения живописи. Самыми значительными из них являются рос­писи Сикстинской капеллы в Ватикане.

В последние годы жизни Микеланджело занимается архи­тектурой. Он завершает строительство собора св. Петра, внеся изменения в первоначальный проект Браманте.