Биологические (естественные) потребности
Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма,
нормального функционирования человеческого тела: потребности питания
и выделения, потребности расширения жизненного пространства,
деторождения (воспроизводство рода), потребность физического
развития, здоровья, общения с природой.
Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям,
направленным на немедленное удовлетворение биологических
потребностей. Естественные потребности - это проявления того
инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему
роду животных.
"Человек есть животное homo naturalis, - писал Макс Шелер. - Он,
таким образом, не выделился из животного мира, а был животным, есть
животное, и вечно будет животным".65 Но весь парадокс заключается в
том, что, оставаясь животным, человек становится человеком в меру
преодоления своей животности. Тот же самый Шелер и еще ранее
Августин Блаженный пытались создать теорию преодоления человеком
своей животности. В силу господства души над телом, человек, по
Августину, вырван из природы и поставлен над ней. Но в практической
жизни тело довлеет над душой человека: его разум подсказывает лучшие
поступки, но он следует худшему, впадает в грех. В силу
двойственности своей природы человек думает как ангел, но поступает
как животное. В качестве средства преодоления своей животности
Августин утверждал приоритет воли над разумом, выступив впервые в
истории философии с позиции ярко выраженного волюнтаризма.
Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по
своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они
опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются
достигнутым уровнем культуры. "Голод есть голод, - писал Маркс,
-однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью
ножа и вилки, - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают
сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов".66
В "Экономическо-философских рукописях 1844 г." Маркс показал, что
природное отношение мужчины к женщине становится человеческим
отношением лишь при условии, что оно освобождается от давления
грубых физиологических потребностей и становится общественным
отношением. В отношении мужчины к женщине, по Марксу,
"обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека
становится человеческим или в какой мере человеческая сущность стала
для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая
природа стала для него природой".67 С этих высказываний Маркса
следует вывод, что биологические потребности человека выражают его
природу, но не его сущность и могут быть правильно поняты через
призму его социально-деятельной сущности. В этом ракурсе следует
рассматривать и потребность человека в общении с окружающей
природой.
В человеке заложена генетическая неистребимая потребность следовать
вечному зову своего естества, зову окружающей природы. Вместе с тем,
гармония человека с природой (внутренней и внешней) как самоцель -
кратковременная ситуация мятежного человеческого духа, не терпящего
продолжительного состояния покоя, душевного удовлетворения.
Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со
своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное,
не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то
отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир
человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек
организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам
человеческой деятельности.
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет
только такое общение с природой, при котором остаются следы его
самоутверждения в природе, То есть удовлетворяет не девственная, а
измененная природа. Пассивное, созерцательное отношение к природе
воспринимается человеком лишь как временная пауза вечно
бытийствующей деятельной сущности.