Понятие правотворчества.

Взаимодействие норм права с корпоративными нормами.

Значительную группу социальных норм составляют корпора­тивные нормы, установления, принятые в общественных организа­циях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринима­тельских союзах и т. д. Эти нормы выражаются в уставах, положе­ниях, других актах.

Большая часть корпоративных норм — это правила организа­ционного характера. Они закрепляют порядок формирования, орга­низации, построения, функционирования общественных организа­ций (корпораций), а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Корпоративные нормы устанавливаются самими организация­ми, выражают прежде всего интересы граждан, которые создали или вошли в эти организации. Корпоративные нормы соблюдаются членами организации в силу целесообразности, справедливости этих предписаний. Нарушения корпоративных норм вызывают опреде­ленные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.

Корпоративные нормы, содержащиеся в "Уставах", "Положе­ниях", по своему характеру не противоречат праву и морали, бы­тующим в государственно-организованном обществе. Государствен­ные органы, а также органы местного самоуправления играют оп­ределенную роль в обеспечении законности и легитимности корпо­ративных норм. Принципы морали, нормы нравственности, созна­ние и дисциплина членов корпоративных организаций определяют порядок в их жизнедеятельности.

В художественной литературе мы находим примеры свобод­ной и в то же время четкой, слаженной организации коллектива людей на основе моральных стимулов, положительных нравствен­ных качеств членов организации, объединения.

В то же время необходимо отметить, что всякого рода корпо­рации, объединения, учреждения, действующие на основе Устава, Положения, входят в единое правовое пространство государства, на их деятельность, деятельность членов, участников полностью распространяются требования соблюдения законности и право­порядка.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государст­венных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные орга­ны, негосударственные структуры (органы местного самоуправле­ния, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномо­чиями, а .также народ при принятии законов на референдумах.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках уста­новленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Кон­ституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании ста­рых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

- основная продукция его - юридические нормы, воплощаю­щиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в норма­тивных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах),

- это важнейшее средство управления обществом, здесь форми­руется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения,

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче­ство принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизо­ванности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы'.

- научность (ибо в процессе подготовки нормативных' актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.),

- профессионализм (заниматься подобной деятельностью долж­ны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.),

- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);

- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в об­ществе);

- гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную цир­куляцию информации).

- оперативность (предполагает своевременность издания нор­мативных актов).

Следовательно, принципы правотворчества - это основопола­гающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятель­ности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.

72. Субъекты правотворчества: понятие и виды.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государст­венных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Субъектами правотворчества выступают государственные орга­ны, негосударственные структуры (органы местного самоуправле­ния, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномо­чиями, а .также народ при принятии законов на референдумах.

Субъекты правотворчества(П-Т): понятие и виды.

Субъекты П-Т – это органы и лица, уполномоч-е на создание, измен-е и отмену юр. норм.

органы и долж. Лица гос-ва(Парламент, Правит-ва, суды в англосаксю системе.

Органы местного самоуправ-я, они самостоят., если не включаются в общую систему гос. власти, как в РФ

Обществ. Орг-ции . в недемокр. Гос-ве право осущ-ть эту деят-ть делегировано.

Органы управления юр. лиц – акты в виде должностных инструкций, кот-е принимаются этими органами.

Население, когда юр. нормы принимаются референдумом.

Гос-во в целом в сфере междунар. права.

Междунар. орг-ции (ООН…)- выработка норм междунар. права

Субъекты Федер-и, когда речь идет о договорных отношениях субъектов с федерацией.

Трудовые коллективы, адм-ция орг-ций.

Отдельные граждане не могут явл-ся субъектами П-Т.

Правотворческая деятельность осуществляется в рамках уста­новленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Кон­ституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании ста­рых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:

- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

- основная продукция его - юридические нормы, воплощаю­щиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в норма­тивных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах),

- это важнейшее средство управления обществом, здесь форми­руется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения,

- уровень и культура правотворчества, а соответственно и каче­ство принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизо­ванности и демократии общества.