Понятие правотворчества.
Взаимодействие норм права с корпоративными нормами.
Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы, установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т. д. Эти нормы выражаются в уставах, положениях, других актах.
Большая часть корпоративных норм — это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, организации, построения, функционирования общественных организаций (корпораций), а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.
Корпоративные нормы устанавливаются самими организациями, выражают прежде всего интересы граждан, которые создали или вошли в эти организации. Корпоративные нормы соблюдаются членами организации в силу целесообразности, справедливости этих предписаний. Нарушения корпоративных норм вызывают определенные организацией санкции, меры воздействия на нарушителя.
Корпоративные нормы, содержащиеся в "Уставах", "Положениях", по своему характеру не противоречат праву и морали, бытующим в государственно-организованном обществе. Государственные органы, а также органы местного самоуправления играют определенную роль в обеспечении законности и легитимности корпоративных норм. Принципы морали, нормы нравственности, сознание и дисциплина членов корпоративных организаций определяют порядок в их жизнедеятельности.
В художественной литературе мы находим примеры свободной и в то же время четкой, слаженной организации коллектива людей на основе моральных стимулов, положительных нравственных качеств членов организации, объединения.
В то же время необходимо отметить, что всякого рода корпорации, объединения, учреждения, действующие на основе Устава, Положения, входят в единое правовое пространство государства, на их деятельность, деятельность членов, участников полностью распространяются требования соблюдения законности и правопорядка.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а .также народ при принятии законов на референдумах.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:
- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
- основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах),
- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения,
- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы'.
- научность (ибо в процессе подготовки нормативных' актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.),
- профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.),
- законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
- демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
- гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
- оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Следовательно, принципы правотворчества - это основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право.
72. Субъекты правотворчества: понятие и виды.
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а .также народ при принятии законов на референдумах.
Субъекты правотворчества(П-Т): понятие и виды.
Субъекты П-Т – это органы и лица, уполномоч-е на создание, измен-е и отмену юр. норм.
органы и долж. Лица гос-ва(Парламент, Правит-ва, суды в англосаксю системе.
Органы местного самоуправ-я, они самостоят., если не включаются в общую систему гос. власти, как в РФ
Обществ. Орг-ции . в недемокр. Гос-ве право осущ-ть эту деят-ть делегировано.
Органы управления юр. лиц – акты в виде должностных инструкций, кот-е принимаются этими органами.
Население, когда юр. нормы принимаются референдумом.
Гос-во в целом в сфере междунар. права.
Междунар. орг-ции (ООН…)- выработка норм междунар. права
Субъекты Федер-и, когда речь идет о договорных отношениях субъектов с федерацией.
Трудовые коллективы, адм-ция орг-ций.
Отдельные граждане не могут явл-ся субъектами П-Т.
Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что:
- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;
- основная продукция его - юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах),
- это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения,
- уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества.