Понятие исторического типа Г и П.
Пути возникновения права.
Причины возникновения права: 1) Необходимость установления единого порядка. 2) Необходимость поддержки единого порядка. 3) Необходимость оформления товарно-обменных отношений. 4) Необходимость смягчения противоречий, между богатыми и бедными.
Пути возникновения права: 1) Трансформация обычая. 2) Возникновение судебных решений. 3) Решение и постановление органов власти.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует-юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов (чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох).
Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.
Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);
3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).
Принадлежность государства и права к той или иной общественной формации предопределяет их конкретные специфические особенности. Отсюда исторический тип государства можно определить как совокупность существенных свойств государств, относящихся к определенной социально-неоднородной (классовой) общественно-экономической формации.
Историч. Типы гос-ва и права.
рабовладельческий
феодальный
капиталистический
социалистический
Исторический тип – совокупность существ-х свойств и сторон гос-ва и права, соответствующих определённой общественно - экономич. формации.
Из общей схемы выпадают деспотические общества (не имевшие рабовладения)
Истории известны государства двух типов - добуржуазного и буржуазного (капиталистического), а также государства, переходные от одного из них к другому. Особенностями добуржуазных государств являются:
а) закрепление земельной собственности в качестве основы производства и охрана связанных с нею экономических отношений, представленных в виде трех сосуществующих укладов:
рабовладения, крепостничества, и докапиталистической
б) ярко выраженный сословно-классовый характер государственного аппарата;
в) незначительная роль государства в «опережающем» (на перспективу) регулировании общественных отношений, вследствие чего система законодательства неразвита и представляет собой лишь запись существующих обычаев.
На смену добуржуазной общественно-экономической формации приходит буржуазная, а добуржуазный тип государства сменяется капиталистическим, к которому принадлежат наиболее развитые современные страны (США, Великобритания, Япония, Италия и т. д.). К числу их типовых особенностей можно отнести:
а) закрепление и охрану в качестве основы производства, наряду с землей, собственности в сферах промышленности, услуг и информационных технологий;
б) постепенное исчезновение сословно-классового характера государственного аппарата, его переориентация на первоочередное выполнение задач, стоящих перед обществом в целом.
в) возрастание активности государства в регулировании социальных отношений влечет за собой повышение роли законодательства и практическое исчезновение норм-обычаев как регуляторов внутригосударственной жизни. Капиталистические государства стремятся к упорядочению общественных отношений с учетом перспектив их развития.
Перечисленные особенности не являются исчерпывающими. Принадлежность к тому или иному историческому типу определяет и специфику формы государства, под которой понимается способ организации и осуществления государственной власти, характеризующийся взаимосвязью следующих трех элементов: политического режима, формы правления и формы государственного устройства.