Рассуждение
Описание
Описание отдельных предметов, описание животных | Описание помещения, описание природы | Описание действий, описание внешности человека | Описание местности (улицы, города, родного края), архитектурных памятников. |
Ответы на вопросы, заключенные в теме. | Рассуждение на тему дискуссионного характера. | Рассуждение, требующее раскрытия понятия. |
Рассмотрим некоторые варианты проведения уроков по подготовке написания сочинения.
5 класс Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
1. Рассмотрите картину, почему она так названа?
- Что значит слово «лазурь»? (см. Толковый словарь учебника)
(светло-синий цвет, о безоблачном голубом небе)
- Какой февральский день изобразил художник? (солнечный, с безоблачным голубым небом)
- Рассмотрите небо: есть ли не нём оьлака, какого оно цвета вверху и на горизонте (лазоревое)
-Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце (сиреневый) и в тени (сапфировый)?
- Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола? (жемчужный)
- Ветвей? (коралловые)
- А цвет прошлогодней листвы на верхушке берёзы?
- Что можно сказать о других берёзках?
- Что виднеется на горизонте?
2. Составление плана сочинения:
1. Вступление (Передо мной репродукция картины… или Я смотрю на картину…).
2. Что изображено на картине? (опишите берёзки, снег, небо, горизонт)
3. Впечатление от картины (Чем понравилась вам она?)
Слова на доске: солнечный, лазоревое, коралловые, сапфировые, сиреневый.
5 класс Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень»
- Что изображено на картине?
- Какие у сирени кисти? (тяжелые, крупные, напоминающие гроздья винограда).
- Что напоминают цветы сирени? (маленькие звёздочки).
- Какая сирень на картине?
- Подберите синонимы к слову «красивая» - чудесная, изумительная, великолепная, роскошная, прекрасная, замечательная.
- Какого цвета сирень? (бледно-розовая, темно-красная, голубовато-сиреневая, белоснежный, фиолетовый, лиловый).
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Что вам захотелось, смотря на картину?
План
1. Сирень, её цвет, гроздья, листья.
2. Фон натюрморта.
3. Ваше отношение к картине.
Опорные слова: ч..десная, р..скошная, прекрасная, бледно-розовый, тёмно-красный, голубовато-сиреневый, ра..пространяет аромат, в..поминаем весну, ра..сыпала бе..порядочные кисти, вызывает раздумья.
5 класс Сочинение по картине К.Н. Кологривовой-Успенской «Не взяли на рыбалку»
- Где и когда происходит действие? (ранним утром, т.к. длинные тени от предметов)
- Кто изображен на картине?
- Опишите действующих лиц.
- Как вы думаете, почему мальчика не взяли на рыбалку? (он очень мал, на это указывают колёса трехколесного велосипед).
- Как художник показывает, что мальчик огорчён? (курица клюёт червяков в ведёрке, которое держит мальчик, а он этого не замечает, т.к. огорчен).
- Как вы назовете свой рассказ? («Не взяли!», «Не сдержали слова!», «Мужчины не плачут» и т.д.)
_Рассказ можно написать и от имени обиженного мальчика, и от имени других действующих лиц, и от имени автора.
Схема построения рассказа
1.Что было до момента, изображенного на картине.
2. Картина.
3. Что было после момента, изображенного на картине.
- Обязательно использовать диалог.
6 класс Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»\
- Что изображено на картине (терраса дачи после дождя).
- Давно ли прошёл дождь и какой он был? (сильный, ливень).
- Что показывает на то, что дождь закончился недавно? (на переднем плане мокрая от дождя терраса, капли дождя на пионах, опрокинутый на столе стакан).
- Каким стал воздух после дождя, что можно почувствовать, находясь на веранде? (ощущение свежести).
- Какой тип речи вы будете использовать? (описание помещения).
План
1. Пейзаж Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса:
а) стол;
б) цветы;
в) пол;
г) перила.
3. Задний план картины.
4. Моё впечатление от картины.