Ход урока

3.

2.

1.

Лексика изучается в школе в течении всех лет параллельно с основными разделами. Поэтому в методике изучения лексики выделяется 4 этапа:

1) предварительный(начальная школа)

Учащиеся знакомятся с отдельными лексическими понятиями.

2) основной (5-6 класс)

Перед учителем ставится задача создания условий для обогащения словарного запаса школьников. Изучается лексика как раздел науки о языке в 5 классе, фразеология – в 6 классе.

3) 7-8 классы. Задача учителя – показать различие между лексическим и грамматическим значением слова.

4) Функционально-стилистический (9 кл.)

Лексика рассматривается на уроках русского языка в качестве компонента, который характеризует различные стили речи. Лексика и фразеология изучается кроме уроков русского языка и на факультативах, элективных курсах в старших классах.

 

Методов и приёмов изучения лексики существует множество. основным системным способов работы по лексике является лексический разбор (анализ). План лексического разбора даётся в учебном комплексе под ред. Бабайцевой в учебнике Русский язык: Практика. 5 кл. В остальных учебниках отсутствуют планы лексического разбора. Рассмотрим возможный порядок лексического разбора, которым можно воспользоваться на уроках повторения по русскому языку в 7-8 классах.

План лексического разбора

1. Общеупотребительное слово или ограниченное в употреблении (если огранич., то указ вид – профес., диалект., термин, жарг., архаизм, историзм).

2. Однозначн. или многознач. (сколько значений указ. словарь); в каком смысле употр. Оно в данном предложении.

3. В прямом или перен. Знач. Употреблено.

4. привести синонимы.

5. Антонимы.

6. Происхождение слова (исконное или заимствованное, если заимс., то из какого языка)

 

Рассмотрим некоторые приёмы закрепления знаний по лексике:

1) метод наблюдения над текстом

Например: Спишите, подчеркните синонимы; или выпишите из текста антонимы и др.

2) Лингвистические игры «4-й лишний», «Цепочка фразеологизмов», «Одним словом», «Кто больше», «Кто быстрее» и др.

3) Викторины, кроссворды, логограммы и др.

Например: Выпишите в горизонтальные клетки слова, лексические значения которых дано. Если вы сделаете это правильно, то в клетках по вертикали можно прочесть слово, обозначающее словарный состав языка.

1. Помещение для чтения публичных лекций (лекторий)

2. Сомнение, удивление (недоумение)

3. Игра, задания в которой даны в качестве вопросов, ответ нужно записывать буквами в клеточках, по горизонтали и вертикали получатся слова (кроссворд).

4. Памятный подарок (сувенир)

5. Мелкий дождь (изморось)

6. Часть города, ограниченная пересекающимися улицами (квартал)

7. Круглая площадь (арена).

лекторий

Недоумение

кроссорд

сувенир

изморось

квартал

арена

4) Свободный диктант с лексическим заданием

Учитель читает текст, дети слушают, затем повторно читается, и дети записывают запомнившееся. Задание: записать текст, употребив многозначные слова из данного отрывка.

5) Лексико-фразеологические упражнения

- подобрать синонимы (антонимы, фразеологизмы) к данному слову.

- найти в толковом словаре диалектные слова (профессионализмы, диалектизмы)

- определить значение, в котором употреблено указанное учителем слово.

- составить предложения с указанным значением данного слова

- найти лексическую ошибку в данном предложении.

В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями, готовят учащихся к обогащению словарного запаса.

 

Лексические ошибки – недостаточно четкое представление о лексическом значении слова, что приводит к нарушению точности в речи.

Например:

· Ребята быстро бросились к выходу.

· Петух работает ногами.

· Ему подарили памятный сувенир.

· После футбола я пришёл с унылой (поникшей) головой.

· Они выполнили клятву. (сдержали).

· Наступил [месяц] февраль.

· Опустив голову вниз, он рассматривал дорогу.

· Однажды охотник охотился на зайцев.

Для предупреждения лексических ошибок должна быть специально организованная работа. Например в 2-х рамках даны слова «опять» –«снова»; «обратно»-«вновь» Составить с ними предложения

-Могут ли слова «опять» и «обратно» заменять друг друга в речи?(опять – повторение, обратно-возвращение действия).

При изучении антонимов можно взять примеры с лексическими недочетами, а учащиеся должны их исправить. «Царевна была добрая, а царица - плохая»; «Был барин хороший, а она - жестокая».

Домашнее задание

Выбрать любую тему по лексике и подготовить урок .


Урок русского языка в 6 классе по теме: «Фразеологизмы»

 

Данный урок составлен учителем русского языка и литературы школы №1 города Нурлата Республики Татарстан Мальковой М.Ю к учебнику русский язык для 6 класса (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.) Исходя из собственных наблюдений за речью учащихся, я пришла к выводу о том, что её можно охарактеризовать как не соответствующую нормам литературного языка.

 

Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы.

Также, занимаясь подготовкой к ЕГЭ в старших классах, мною было выявлено, что учащиеся с большим трудом находят фразеологизмы, и я ещё раз убедилась в том, что просто необходимо, чтобы урок на тему: «Фразеологизмы» был ярким, интересным, необычным и запоминающимся, что вероятнее всего улучшит знания учащихся на эту тему.

На уроке используются разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Материал к уроку подобран таким образом, что может быть использован как при коллективной, так и при индивидуальной форме обучения. Данный урок предполагает выполнение и достижение определённых целей и задач.

Цели:

1. Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи.
Усвоить структуру и семантику фразеологизмов.

2. Уметь употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения

Задачи:

1. Научить распознавать фразеологические обороты.

2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.

3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Для достижения целей и задач на уроке используются стандартные и инновационные методики. Рассматриваются разнообразные рубрики, предполагается применение мультимедиапроектора. Материал урока подобран таким образом, что активизирует внимание и память детей, развивает логическое мышление: учит сравнивать, анализировать.

Разработанный мною урок даёт возможность применения новых информационных технологий, в частности, интерактивной доски, в рамках школьного образовательного процесса, а также использование новых информационных ресурсов, в частности Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов. По окончании урока проверить свои знания, заполнив кроссворд на тему « Фразеологизмы»

Описание разработки урока русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы»

Форма учебной работы:классно – урочная.

Приобретаемые навыки детей:учащиеся научаться распознавать устойчивые выражения, будут стараться их запомнить, чтобы обогатить свою речь, чтобы их речь была эмоциональной, логичной, лаконичной.

Особенности роли педагогазаключаются в том, что учитель должен быть ярким образцом и примером для своих учеников, речь которого должна быть богатой, насыщенной, разнообразной, эмоциональной, грамотной и интересной.

Формы организации работы детей: индивидуальная и коллективная.

Технологические особенности: на уроке использовать компьютер и интерактивную доску, так как для этого есть все необходимые технические условия в школе.

В связи с тем, что в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов мною не был найден материал по фразеологизмам, я предлагаю использовать рисунки учащихся, предварительно отсканированные и помещённые в презентации к уроку.

I Проверка домашнего задания.

II Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся записывают предложение, подчёркивают главные члены, составляют схему предложения.
Ночь темна и тепла,
Благодатная мгла
На долины легла.
Найдите в толковом словаре значение выделенных слов.