Урок русского языка в средней школе

4.

3.

2.

1.

Различных типов

Планирование и проведение уроков

По русскому языку

Организация учебного процесса

Распределение основного материала

по классам в учебниках разных авторов

Класс Учебники Баранов Учебники под ред. Разумовской Учебники под ред. Бабайцевой Учебники под ред. Панова
Синтаксис. Фонетика. Лексика. Состав слова. Морфология: существительное, прилагательное, глагол Фонетика. Синтаксис и пунктуация. Лексика и словообразование. Морфология: глагол, существительное, прилагательное.   Синтаксис. Фонетика. Морфемика. Лексика и фразеология. Морфология: существительное   Лексика. Фонетика. Морфология.
  Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол.   Правописание и словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Морфология: причастие, деепричастие, числительное, местоимение.   Морфология: глагол, прилагательное, числительное, наречие, слова состояния. Словообразование. Грамматический класс, грамматическая форма, грамматическое значение. Служебные части речи. Существительное, местоименные существительные, прилагательное.
  Причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие   Наречие, предлог, союз, частица, междометие   Местоимение, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие Числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфологический строй языка. Диалекты.
Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения, прямая и косвенная речь. Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения, прямая и косвенная речь. Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения.   Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения.
Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Предложение с чужой речью. Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Прямая речь.

1. Планирование учебного материала.

2. Средства наглядности в обучении русскому языку.

3. Межпредметные связи русского языка в обучении.

4. Преемственность и перспективность в работе по русскому языку.

 

В организации учебного процесса важнейшими проблемами является планирование учебного материала, создание условий для его восприятия и обучение на уроке.

Выделяются 3 вида учебных планов:

1) календарный план

он представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям учебного года.

Рассмотрим составление календарного плана работы по русскому языку в 5 классе. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч., из них – на развитие связной речи – 34 ч. Время, отводимое на грамматику и правописание: 201-34=170 ч. При составлении календарного плана необходимо учитывать школьные каникулы, количество часов в неделю. Отсюда высчитываем количество часов в I четверти (53 ч.); II четверть – 36 ч., III ч. - 68, IV ч. – 47 ч.

2) тематический план

Время, отводимое на каждый раздел русского языка, необходимо распределить по отдельным темам. Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане должны быть выделены часы на контрольную работу и её анализ, часы на развитие речи.

Рассмотрим тематический план по теме «Имя числительное» (6 кл.) На неё отводят 12 часов+2 ч. на развитие связной речи. Из 12 ч. необходимо выделить 2 ч. на контрольную работу и её анализ. В теме есть орфографический материал, на изучение которого целесообразно отвести 2 урока.

Тема: «Имя числительное»

№ п/п Кол-во уроков

1. Имя числительное как часть речи. 1

2. Простые и составные числительные. 1

3. Ь на конце и в середине числительных 1

4. Разряды количественных числительных. 1

5. Числительные, обозначающие целые числа. 1

6. Выборочное изложение. 1

7. Дробные числительные. 1

8. Собирательные числительные. 1

9. Порядковые числительные. 1

10. Сочинение-рассуждение. 1

11. Морфологический разбор числительного. 1

12. Повторение. 1

13. Контрольный диктант 1

14. Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1

 

Итого: 12+2=14

 

3) план урока

 

Он составляется на каждый урок. В нём обязательно должны быть указаны: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставятся следующие цели: 1) познавательная цель: познакомить учащихся со значением и формами безличных глаголов; 2) практическая цель: сформировать умения различать безличные глаголы и указывать формы, в которых они употреблены; 3)развивающая: развить логическое мышление учащихся.

Наглядность реализуется в практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как

· мобилизация психической активности учащихся;

· введение новизны в учебный процесс;

· повышение интереса к уроку;

· увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;

· расширение объема усваиваемого материала;

· выделение главного в материале и его систематизация.

 

Самым распространенным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Их функция – вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила, облегчение запоминания конкретного языкового материала. Таблицы могут быть использованы как на этапе осмысления нового материала, так и на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала.

Межпредметные связи – это целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами.

Например, на уроках русского языка изучаются антонимы, в литературе существует понятие антитеза. При изучении числительного вспоминается математическое понятие – количество, число, дробь.

Изучая славянскую группу языков, опираемся на знания из области географии (народы мира, языковые семьи) и т.д.

Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала.

Преемственность возникает:

- на стыке 2-х концентров между начальными классами и 5 классом;

- на стыке ступеней обучения.

В 8 кл. – за 5 кл. по синтаксису словосочетания, простого предложения и пунктуации; в 9 кл. – за 5 кл. по синтаксису сложного предложения и пунктуации.

Перспективность (опережение) – это включение в изучаемый материал сведений, с которыми учащиеся познакомятся значительно позднее.

Преемственность и перспективность создают условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему.