Урок русского языка в средней школе
4.
3.
2.
1.
Различных типов
Планирование и проведение уроков
По русскому языку
Организация учебного процесса
Распределение основного материала
по классам в учебниках разных авторов
Класс | Учебники Баранов | Учебники под ред. Разумовской | Учебники под ред. Бабайцевой | Учебники под ред. Панова |
Синтаксис. Фонетика. Лексика. Состав слова. Морфология: существительное, прилагательное, глагол | Фонетика. Синтаксис и пунктуация. Лексика и словообразование. Морфология: глагол, существительное, прилагательное. | Синтаксис. Фонетика. Морфемика. Лексика и фразеология. Морфология: существительное | Лексика. Фонетика. Морфология. | |
Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол. | Правописание и словообразование существительных, прилагательных, глаголов. Морфология: причастие, деепричастие, числительное, местоимение. | Морфология: глагол, прилагательное, числительное, наречие, слова состояния. | Словообразование. Грамматический класс, грамматическая форма, грамматическое значение. Служебные части речи. Существительное, местоименные существительные, прилагательное. | |
Причастие, деепричастие, наречие, предлог, союз, частица, междометие | Наречие, предлог, союз, частица, междометие | Местоимение, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие | Числительное, глагол, причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфологический строй языка. Диалекты. | |
Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения, прямая и косвенная речь. | Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения, прямая и косвенная речь. | Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения. | Синтаксис и пунктуация: словосочетание, простое предложение, вводные слова, обращения. | |
Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. | Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. | Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Предложение с чужой речью. | Синтаксис и пунктуация: сложное предложение. Прямая речь. |
1. Планирование учебного материала.
2. Средства наглядности в обучении русскому языку.
3. Межпредметные связи русского языка в обучении.
4. Преемственность и перспективность в работе по русскому языку.
В организации учебного процесса важнейшими проблемами является планирование учебного материала, создание условий для его восприятия и обучение на уроке.
Выделяются 3 вида учебных планов:
1) календарный план
он представляет собой перечень программных тем, распределенных по неделям учебного года.
Рассмотрим составление календарного плана работы по русскому языку в 5 классе. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч., из них – на развитие связной речи – 34 ч. Время, отводимое на грамматику и правописание: 201-34=170 ч. При составлении календарного плана необходимо учитывать школьные каникулы, количество часов в неделю. Отсюда высчитываем количество часов в I четверти (53 ч.); II четверть – 36 ч., III ч. - 68, IV ч. – 47 ч.
2) тематический план
Время, отводимое на каждый раздел русского языка, необходимо распределить по отдельным темам. Изучение той или иной программной темы сопровождается написанием контрольной работы и работой над ошибками, допущенными учащимися, поэтому в тематическом плане должны быть выделены часы на контрольную работу и её анализ, часы на развитие речи.
Рассмотрим тематический план по теме «Имя числительное» (6 кл.) На неё отводят 12 часов+2 ч. на развитие связной речи. Из 12 ч. необходимо выделить 2 ч. на контрольную работу и её анализ. В теме есть орфографический материал, на изучение которого целесообразно отвести 2 урока.
Тема: «Имя числительное»
№ п/п Кол-во уроков
1. Имя числительное как часть речи. 1
2. Простые и составные числительные. 1
3. Ь на конце и в середине числительных 1
4. Разряды количественных числительных. 1
5. Числительные, обозначающие целые числа. 1
6. Выборочное изложение. 1
7. Дробные числительные. 1
8. Собирательные числительные. 1
9. Порядковые числительные. 1
10. Сочинение-рассуждение. 1
11. Морфологический разбор числительного. 1
12. Повторение. 1
13. Контрольный диктант 1
14. Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1
Итого: 12+2=14
3) план урока
Он составляется на каждый урок. В нём обязательно должны быть указаны: тема, цели, элементы повторения, средства обучения, последовательность работы учителя, итоги урока, домашнее задание. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставятся следующие цели: 1) познавательная цель: познакомить учащихся со значением и формами безличных глаголов; 2) практическая цель: сформировать умения различать безличные глаголы и указывать формы, в которых они употреблены; 3)развивающая: развить логическое мышление учащихся.
Наглядность реализуется в практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как
· мобилизация психической активности учащихся;
· введение новизны в учебный процесс;
· повышение интереса к уроку;
· увеличение возможности непроизвольного запоминания материала;
· расширение объема усваиваемого материала;
· выделение главного в материале и его систематизация.
Самым распространенным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы. Их функция – вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила, облегчение запоминания конкретного языкового материала. Таблицы могут быть использованы как на этапе осмысления нового материала, так и на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала.
Межпредметные связи – это целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами.
Например, на уроках русского языка изучаются антонимы, в литературе существует понятие антитеза. При изучении числительного вспоминается математическое понятие – количество, число, дробь.
Изучая славянскую группу языков, опираемся на знания из области географии (народы мира, языковые семьи) и т.д.
Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала.
Преемственность возникает:
- на стыке 2-х концентров между начальными классами и 5 классом;
- на стыке ступеней обучения.
В 8 кл. – за 5 кл. по синтаксису словосочетания, простого предложения и пунктуации; в 9 кл. – за 5 кл. по синтаксису сложного предложения и пунктуации.
Перспективность (опережение) – это включение в изучаемый материал сведений, с которыми учащиеся познакомятся значительно позднее.
Преемственность и перспективность создают условия для лучшего осознания нового, введения его в уже сложившуюся в голове ученика систему.