Военные сцены в романе
Эпилог
Женские образы в романе
Л.Н. Толстой любил и ценил в женщине:
§ хранительницу семейного очага, основу семьи;
§ высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, патриотизм, понимание общественных проблем;
§ движение души.
С этих позиций Толстой и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.
Наташа Ростова
1. Первое знакомство с Наташей на её именинах. Сущность натуры Наташи – любовь, жизнь чувствами.
2. Поведение Наташи во время возвращения Николая Ростова, непосредственность и простота.
3. Наташа в Отрадном. Лунная ночь. Радостное, восторженное восприятие жизни.
4. Первый бал Наташи Ростовой. Помолвка с Андреем Болконским (высокая любовь).
5. Наташа у дядюшки на охоте. Красота души и народный дух в пляске Наташи.
6. Связь Наташи с Анатолем Курагиным (чувственная страсть) и разрыв с Андреем. Первый духовный кризис. Разочарование в себе – вся жизнь в прошлом.
7. Единение с людьми перед лицом общей беды 1812 года. Возвращение к жизни. Душевная щедрость и благородство Наташи (эпизод с подводами).
8. Встреча Наташи с раненым Андреем Болконским. Высокая любовь к Андрею и ко всем людям.
9. Смерть князя Андрея. Второй духовный кризис. Духовное сближение Наташи с Марьей Болконской.
10. Возрождение к жизни под влиянием необходимости помощи близким (матери после гибели Пети).
11. Семейное счастье Наташи с Пьером Безуховым. Постижение смысла жизни в семье в роли жены и матери.
Марья Болконская
1. Внешняя и внутренняя характеристики княжны Марьи (внешняя некрасивость и внутренняя духовность, доброта, ум, великодушие, искренность, умение любить и чувствовать людей, интуиция). Лучистые глаза Марьи.
2. Воспитание княжны Марьи и жизнь с отцом в имении Лысые Горы. Строгий порядок и жёсткое обращение отца.
3. Жизненные принципы Марьи Болконской: самопожертвование, христианская любовь к ближнему, жажда земной любви и добровольное подавление в себе этого желания.
4. Отказ княжны Марьи Анатолю Курагину в попытке жениться на ней из-за материальных побуждений.
5. Прощание Марьи с братом Андреем перед Аустерлицем.
6. Смерть отца и война 1812 года. Бунт мужиков в Богучарове. Марья и Николай Ростов.
7. Любовь и семейное счастье княжны Марьи и Николая Ростова.
1. Завершение сюжетных линий и взгляд в будущее.
2. Ростовы и Безуховы – идеальные семьи.
3. Высшее предназначение женщины – в семье и материнстве.
4. Сон Николеньки Болконского. Пьер Безухов и Николенька Болконский – будущие декабристы.
«Мысль семейная» в романе
В романе «Война и мир» Толстой изображает несколько семей: Ростовы, Болконские, Курагины. Ростовы и Болконские – любимые семьи Толстого. Он изображает их с большой симпатией, потому что они являются участниками исторических событий, патриотами, их не привлекает карьеризм и выгода, они близки к русскому народу. Курагины – нелюбимая семья, смысл жизни которой – личная выгода и благополучие.
Семьи, изображённые в романе:
Семья | Представители | Характеристика семьи |
Болконские | Старый князь Николай Андреевич Князь Андрей Княжна Марья Лиза, жена князя Андрея (умерла) Николенька, сын князя Андрея | Замкнутость, напряжённая духовная жизнь, абсолютная частность перед собой, ответственность за каждый свой шаг. В семье Болконских прежде всего думают о чести, а потом уж о благополучии. Чувства не принято демонстрировать. |
Ростовы | Граф Илья Андреевич, отец Графиня Ростова, его жена Николай, старший сын Вера, старшая дочь Наташа, младшая дочь Петя, младший сын Соня, племянница графа Ростова Андрюша, сын Николая Ростова | Веселье, радушие, открытость, хлебосольство, гостеприимство. Ростовы живут не умом, а сердцем, открыто радуются и плачут, открыто влюбляются и переживают любовные драмы. |
Семья | Представители | Характеристика семьи |
Курагины | Князь Василий Ипполит, его старший сын Элен, его дочь Анатоль, его младший сын | Презрение к людям, самоуверенность, самовлюблённость, бездушие. Курагины живут для себя, ради своего удовольствия и благополучия, он готовы перешагнуть через честь, совесть и стыд. |
Сопоставительный анализ двух любимых семей Толстого:
Ростовы | Болконские | |
Старшее поколение | Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение. Положение матери – положение хозяйки дома. Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины) | Старый князь Болконский – упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, он был сослан в деревню. Хотя ему при новом царе разрешили въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями – деятельность и ум. Он постоянно был занят делами: писал мемуары, занимался математикой, вытачивал на станке табакерки. Главная нравственная основа для него – честь. |
Отношения в семье между взрослыми и детьми | Доверие, чистота и естественность (рассказы Наташи своей матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жёстких норм воспитания (поведение Наташи во время именин, пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное – любовь, жизнь по законам сердца. | Отношения без сентиментальностей. Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая, мужская любовь (сцена смерти князя - последние слова о княжне Марье). Главное – жить по законам разума. |
Отношения между детьми | Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу. Заинтересованность в судьбе друг друга. Занятия – увлечение пением, танцами. Главное в отношениях – душа. | Сложность положения княжны Марьи в семье – ей не с кем поделиться своей духовной жизнью. В отношениях с братом Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой). |
Ростовы | Болконские | |
Близость к природе | Семья часто живёт в имении Отрадном. Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. | Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное). Постоянная жизнь в Лысых Горах – естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя Болконского. |
Отношение к народу | Восприятие народности и близость к народу на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). | Разумное восприятие народных проблем: преобразования в Богучарове, направленные на улучшения жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами. |
Патриотизм. Отношение к войне | Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие в Москве. | Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805 – 1807 гг., уходит в отряд Багратиона. В 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый князь Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства врагов и уезжает и Лысых Гор, которые должны захватить французы. |
Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Проявление жёсткости Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство Отца Ростова. | Тяжёлый, иногда самодурный характер старого князя Болконского (история с мадемуазель Бурьен). |
Автобиографичность | Николай Ростов – черты отца писателя; Наташа – черты родственницы жены писателя. | Старый князь Болконский – черты деда по линии матери; Княжна Марья – черты матери (ощущение, что мать была именно такой); Андрей воплощает мысли самого Толстого. |
Таким образом, отношения отцов и детей в семьях Ростовых и Болконских, основанные на любви, взаимопонимании и доверии, - образец для подражания.
«Мысль народная» в романе
«Мысль народная» составляет главную идею романа «Война и мир».
Народ, в понимании Толстого, - главная, решающая сила истории. А история – «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества», которой управляет фатализм (судьба). Полностью доверить свою жизнь высшей разумной воле способен только народ.
Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа. Его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
Главная мысль романа состоит в том, что народ является носителем нравственности, движущей силой истории.
Любимым народным образом Толстого в романе является образ Платона Каратаева. Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго», в нём – незыблемая вера в жизнь, дух правдоискательства, любовь к труду, бескорыстная любовь ко всем людям, терпение и служение, отсутствие личных интересов. Смысл жизни Платон Каратаев видит в единении людей, жизнь отдельного человека – частица целого.
Отношение Толстого к войне было двоякое:
1) война – чудовищное преступление, ужасное и противоестественное событие;
2) война – дело героическое и благородное, война является проверкой глубины патриотизма – истинный он или ложный, проверкой силы духа народа и отдельного человека; истинный герой тот, кто защищает родную землю.
I | II | III | |
Война 1805–1807 гг. Австрийские походы | 1812 год Бородино | Партизанская война | |
Завязка | Кульминация | Развязка | |
Со стороны России это захватническая война, её цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: | Это освободительная война, цель которой – защита своей земли, поэтому здесь – единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну («дубина народной войны»). Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея). | ||
героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу | тяжёлое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции | ||
Сопоставительный анализ двух сражений 1805-1807 гг.
Шенграбенское сражение | Аустерлицкое сражение |
Решающее сражение кампании 1805-1807 гг. Шенграбен – это судьба русской армии, а значит проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырёхтысячной армией через Богемские горы имел цель – задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т.е., по сути, сохранить армию. | Аустерлиц – «сражение трёх императоров». Цель его – закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжеством Наполеона-победителя». |
Цель сражения благородна и понятна солдатам. | Цель сражения не понятна солдатам. |
Поведение бойцов – героизм, подвиги. | Поведение бойцов – неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея. |
Итог сражения – победа. | Итог сражения – поражение. |