Вечная Сонечка

Раскольникова

Наказание за преступление и крушение теории

 

Теория Раскольникова потерпела крах. Душевные муки героя начинаются еще до совершения преступления. Теория Раскольникова оказывается несовершенной. Например, к какому разряду людей он смог бы отнести своих родных: мать и сестру? И захотят ли они воспользоваться результатами преступления? В теории Раскольникова есть несоответствие замысла и результата: задумал осчастливить всё человечество, а заставил страдать близких и мучается сам. Столкновение с «двойниками» - возможные варианты завершения пути Раскольникова.

Наказание Раскольникова заключается в его страшных нравственных мучениях, в ужасе и отвращении перед совершённым преступлением, в постоянной боязни разоблачения, в духовной опустошённости и одиночестве. Совершив убийство, Раскольников отрезал себя от людей. Но его тянет к людям, он ищет общения с ними, возникает странная тяга Раскольникова к следователю Порфирию Петровичу. Спор со следователем – это отражение спора героя с самим собой. Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме нельзя, и он начинает вести психологическую игру. «Он у меня психологически не убежит», - говорит Порфирий и оказывается прав.

Раскольников измучил себя, ему не дают покоя его сны, он понимает бессмысленность своего бунта и раскрывает страшную правду о себе: он – обыкновенный человек, а значит, просто грешник. Признание, которое он делает Соне, это последняя правда о себе: «Я просто убил, для себя убил, для себя одного».

Публичное покаяние на Сенной площади и явка с повинной в полицейскую контору – это раскаяние. Но еще только внешнее раскаяние. Герой сбрасывает с себя груз тайны и разъединения с людьми, но продолжает оправдывать свою теорию. Теория деления людей на «властелинов» и «тварей дрожащих» еще цепко держится в его уме. Даже на каторге он не чувствует особой вины, кроме промаху, который с каждым может случиться.

 

 

Свои душевные муки и своё преступление Раскольников раскрывает не Порфирию Петровичу, а Сонечке Мармеладовой. Выбрав Соню, Раскольников считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор простирается терпение Сони, должна ведь и она взбунтоваться. Но Соня не бунтует, а только надеется на Бога, и в этом её сила.

И Соня, и Раскольников переступили нравственные законы общества. Но Соня это сделала ради конкретных людей, убив себя, а Раскольников – ради теории, абстрактной идеи, убив других. Поэтому Соня – нравственный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенности. Соня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает Раскольникова, ведёт его к вере через любовь и надежду. Она следует за ним на каторгу.

Истинное раскаяние приходит к Раскольникову не сразу, а после болезни и сна, приснившегося ему. Об этом говорится в эпилоге романа. Раскольников отказывается от своей бесчеловечной теории. В этом у Достоевского воплотилась библейская тема смирения: «Смирись, гордый человек!» Это воплощение главной идеи романа – только любовь к ближнему способна победить зло, только любовь может возвратить человека к вечным ценностям и идеалам.


ЛЕКЦИЯ № 19.

РОМАН-ЭПОПЕЯ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

 

 

Замысел романа «Война и мир»

 

Л.Н. Толстой задумывая своё грандиозное произведение, хотел объединить в нём и историю души человека, и историю целого народа. Поэтому, когда в середине 1850-х гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего на себе это событие.

Сначала Толстой хотел начать действие романа с 1856 года и показать героя, вернувшегося из ссылки. Но постепенно замысел писателя менялся, и он отодвинул действие начала романа на 1805 год и показал духовные искания героя, которые неминуемо должны привести его на Сенатскую площадь. Таким образом, действие романа охватывает временной период с 1805 по 1820 год.

В романе «Война и мир» нашли отражение проблемы первой половины XIX века:

1) судьба народа;

2) общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны;

3) истинный и ложный патриотизм;

4) вопрос об освобождении женщины, её образовании, о женской эмансипации.