Тема человека и истории

Тема природы

Философская тема

 

Тютчев – поэт-мыслитель, его поэзия - это, прежде всего, философская поэзия, поэзия мысли.

Философичность лирики Тютчева объясняет появление основной жанровой формы – фрагмента.

В философской лирике Тютчева можно выделить несколько мотивов:

А) мотив постижения Вселенной

Вселенная – это живое, одухотворённое существо, которое развивается и растёт, устремляясь к торжеству правды, добра и красоты, к мировой гармонии. Единая «мировая душа» пронизывает и природу, и человека, и его внутренний мир. В мире всё пребывает в движении и в борьбе двух универсальных состояний бытия – хаотического и космического. Хаос – это бунт и разрушение. Космос – примирение и гармония. в хаосе преобладают демонические энергии, в космосе - Божественные. но борьба космоса с хаосом наиболее интенсивна не в природе, а в общественной жизни и в душе человека.

«Последний катаклизм»

«День и ночь»

Б) мотив призрачности бытия

Жизнь проходит, остаются лишь воспоминания, которые со временем тоже исчезают.

«Проблеск»

 

В) мотивы одиночества, невозможности познания, ограниченности человеческого разума

«Silentium»

 

 

Природа для Тютчева – это что-то величественное, бесконечное. Он видит в природе живую, Божественную сущность мира. Рисуя природу, поэт постоянно думает о жизни. Его пейзажи полны размышлений, символов и обобщений. Природа у Тютчева изменчива, многолика, наполнена звуками, красками, запахами. Она очеловечена, одухотворена, живёт своей жизнью, чувствует, дышит, радуется и грустит. В поэзии Тютчева исчезают барьеры между природой и человеком: и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа – творец мысли и красоты.

«Не то, что мните вы, природа»

«Осенний вечер»

«Есть в осени первоначальной»

 


 

Исходя из идеи Шеллинга о происхождении мира из бездны, тёмной бессознательной основы Вселенной, Тютчев представляет историю как величественное и непостижимое зрелище, игру сверхъестественных сил.

Современная цивилизация непрочна и хрупка. Будучи свидетелем французской революции, Тютчев начинает задумываться о крахе европейской культуры. Когда рушится цивилизация и культура, мир наполняется хаосом, полным неуправляемых и грозных сил. Но это разрушение представляет собой грандиозную, величественную картину, так как в результате этого рождается новый мир. Человек, ставший свидетелем трагических и прекрасных картин истории, становится бессмертным, потому что, как очевидец, он может нести это знание потомкам. Тютчев считает счастьем жить в переломные моменты истории.

«Цицерон»