Миры города Калинова
Система действующих лиц
Смысл названия пьесы
А.Н. Островского
В основу пьесы легли впечатления Островского от поездки по Волге в составе экспедиции по изучению быта жителей Поволжья. Пьеса была написана в 1859 году. В это время в центре внимания русской литературы были 3 темы: крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский затрагивает еще одну тему – тему тирании самодурства и денег в купеческом быту, тирании, от которой страдали все члены купеческих семей, особенно женщины.
В русской литературе гроза издавна была символом свободы. Действие пьесы Островского разворачивается под звуки грома, но гроза здесь не только природное явление. Через отношение к грозе характеризуются герои драмы. Для одних гроза – предвестник бури, для других – очищение, начало новой жизни, для третьих – это голос «свыше».
«Тёмное царство» | Жертвы «темного царства» |
Дикой Кабаниха Феклуша мещанин Шапкин служанка Глаша | Катерина Борис Кулигин Варвара Кудряш Тихон |
1) Мир «отцов города» (Дикой, Кабаниха).
2) Мир «детей города» (Тихон, Варвара, Кудряш).
3) Мир странников (Феклуша).
4) Мир пришлых (Борис – из Москвы, Катерина – выдана замуж).
5) Мир Кулигина (поэзия XVIII века, наука, красота).
Действие пьесы происходит в вымышленном городе на берегу Волги. Город Калинов противоречив. С одной стороны – это чудесное место, дивная природа, а с другой – это ужасная жизнь людей. Принципы жизни в городе отражаются в таких словах Кулигина: «жестокие нравы, сударь, в нашем городе», «грубость да бедность нагольная», «честным трудом никогда не заработать», «торговлю подрывают из зависти», «враждуют». Принципы жизни в семье: «ворота заперты и собаки спущены», «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят», «слёзы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые».
Жители Калинова невежественны и необразованны, верят рассказам Феклуши об огненном змее, о ком-то с черным лицом, о других странах. Калиновцы верят, что Литва упала с неба, боятся грозы. Эти рассказы показывают темноту и безграмотность Феклуши.
Среди жителей Калинова выделяется Кулигин, образованный человек, механик-самоучка. Он тонко чувствует красоту природы и эстетически стоит выше других персонажей: поёт песни, цитирует Ломоносова. Кулигин ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод, пытается влиять на жителей города. Но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. В образе Кулигина воплощён вечный мотив горя от ума.
Дикой и Кабаниха – представители «тёмного царства», угнетатели и враги всего живого и нового. Их деспотизм и жестокость держатся на деньгах, которые позволяют им диктовать нравственные законы всему городу.
Дикой – самый богатый человек в Калинове, ругатель, самодур, грубиян, куражится над бедными, материально зависимыми от него людьми.
Кабаниха – блюстительница и защитница обычаев и порядков «тёмного царства». Кабаниха страшнее Дикого, так как её поведение лицемерно. Прикрываясь религией и заботой о других, она подавляет их волю. Больше всего Кабаниха боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.
Тихон – добрый, но безвольный человек, пьёт, мечтает вырваться из дома. Он полностью подчинён своей матери и боится её.
Борис – образованный человек, вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство. Борис – добрый, мягкий, действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах. Он не способен бороться за своё счастье, выбирает путь смирения.
Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать, для неё ложь – защита от законов «тёмного царства».
Кудряш – отчаянный человек, натура песенная и одарённая, разудалая и бесшабашная. Он всеми путями борется за своё счастье. Миру отцов Кудряш противостоит только своей удалью, но не нравственной силой.
Катерина, главная героиня пьесы, натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где она живёт, эти качества не доступны пониманию.
Катерина попадает в семью кабанихи, её выдали замуж за человека, которого она не знала и не любила. Но она старается быть верной и хорошей женой. Катерина живёт в неволе в доме Кабанихи, но она не умеет приспосабливаться и покоряться.
Детство Катерины прошло в любви и религиозном воспитании, она не испытывала давления со стороны родителей.
Главные черты характера Катерины – свободолюбие и независимость, чувство собственного достоинства, мечтательность и поэтичность, религиозность, решительность. Для Катерины главное – жить согласно своей душе.
Между Катериной и Кабанихой рождается непримиримый конфликт. Любовь Катерины к Борису – это протест, т.к. любовь для Катерины – это и есть стремление жить по законам своей души. Отказаться от любви – значит подчиниться миру Кабанихи. Но выбор любви для Катерины – это и счастье, и мучение.
Катерина – решительный человек: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы, бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.
Гибель Катерины – это протест, бунт. После её смерти город Калинов не сможет жить по-старому. Смерть Катерины пробудила у его жителей первые слова протеста: Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрёк в немилосердии, Варвара сбежала из дома.
Город Калинов – это типичный город России второй половины XIX века. Жизнь в городе – это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни – позиция автора, призывающего изменить её.
«Гроза» в русской критике
Вокруг драмы «Гроза» было много споров. Оценку пьесе дали критики Н.А. Добролюбов, А.А. Григорьев, Д.И. Писарев.
Споры критиков касались образа главной героини: жертва она или «луч света», сила в ней или слабость, последняя сцена – протест или смирение?
Н.А. Добролюбов в свое статье «Луч света в темном царстве» (1860) так писал о Катерине: «В Катерине мы видим протест против кабановских представлений о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за её живую Душу».
Д.И. Писарев даёт совершенно другую оценку Катерине. В статье «Мотивы русской драмы» (1864) он говорит, что Катерина еще не стала развитой личностью, что её образ стихийный и противоречивый, что действует она под влиянием чувства, а самоубийство ей - действие совсем неожиданное.
Добролюбов же о финальной сцене говорит: «Конец этот кажется нам отрадным… в нём дан страшный вызов самодурной силе».
А.А. Григорьев в своей статье «После «Грозы» Островского» (1860) отмечал, что главное в творчестве Островского – народность. И именно народность определяет своеобразие характера Катерины.
Статьи, посвященные драме «Гроза», показывают интерес к ней.
Многие театры и сегодня включают в свои репертуары драму «Гроза». Интерес этот вызван тем, что Островский в семейном конфликте увидел конфликт общечеловеческий, вечный. Никогда свободный человек не сможет подчиняться самодурным началам. Неся на себе бытовой колорит XIX века, пьеса удивительно современна.
ЛЕКЦИЯ № 9.
РОМАН И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»
Роман был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».
Первая часть романа посвящена обычному дню жизни главного героя, Ильи Ильича Обломова, русского барина. Жизнь эта ограничена пределами одной комнаты, в которой лежит и спит Обломов. Он ничего не делает, им овладели сон и апатия, на всех вещах в комнате следы запустения, пыль и беспорядок. Под стать хозяину и слуга Обломова – Захар, который тоже целыми днями спит на своей лежанке.
Но в то же время Обломов – живой и сложный человек. Он упрекает себя за бездарно прожитую жизнь, стыдится собственного барства.
«Сон Обломова» раскрывает обстоятельства, которые сформировали характер Ильи Ильича в детстве и юности. Картины деревни Обломовки – часть души самого героя. «Обломовщина» - это целый патриархальный уклад русской жизни. Не только рабство и барство формировали характер Обломова, но и поэзия среднерусской природы, и щедрое хлебосольство, и красота крестьянских праздников.
Обломов с недоверием относится ко всему суетному, расчётливому. Ему не нравится петербургская жизнь с её беготнёй, игрой страстей, жадностью, сплетнями и пересудами.
Становится ясно, что Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не желает жить по законам петербургской жизни.
Во второй части романа друг Обломова Андрей Штольц пытается пробудить его к деятельной жизни. Штольц – полная противоположность Обломову. Он – энергичный и деятельный человек. С помощью Ольги Ильинской он пытается поднять с кровати Обломова и вытащить его в большой свет.
Любовь Обломова и Ольги Ильинской вспыхнула ярко, но быстро угасла. Чувства Обломова были искренни и простодушны, а Ольга больше любила не Обломова, а свою высокую миссию пробудить его к жизни, ей нравилась роль путеводной звезды.
Рассудочной любви Ольги Ильинской противопоставлена в романе христианская любовь русской женщины Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Именно с ней нашел Обломов своё тихое счастье, у них родился сын Андрюша. Ольга Ильинская вышла замуж за Андрея Штольца. А через пять лет Обломова не стало.
В финале романа угасает не только Обломов. Окружённая комфортом Ольга тоже начинает испытывать приступы грусти и тоски. Её тревожат вечные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. И практичный Штольц ничего не может предложить ей в ответ.
В конфликте Обломова и Штольца просвечивается глубокий историко-философский смысл. Печально-смешной Обломов бросает в романе вызов современной цивилизации с её идеей исторического прогресса. Он мечтает о том, чтобы люди угомонились наконец и успокоились, бросили беготню за призрачным комфортом, оставили большие города и вернулись к деревенскому миру, к простой непритязательной жизни, слитой с окружающей природой. Здесь герой Гончарова в чём-то предвосхищает мысли позднего Льва Толстого, отрицавшего технический прогресс, звавшего людей к простоте и отказу от излишеств цивилизации.
ЛЕКЦИЯ № 10.
РОМАН И.С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В момент написания романа «Отцы и дети» (1860-1862 гг.) в России после реформы 1861 года обострилась борьба различных взглядов и течений. Эта борьба привела к расколу общественных сил страны на 2 лагеря: либералов-дворян и демократов-разночинцев. Тургенев не мог встать ни на одну из сторон. Ни те, ни другие не имели однозначного авторского отношения.
Тургенев хотел показать в своём романе подъем революционно-демократического движения и новое, зарождающееся явление - нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности, самомнение; представить конфликт двух сил – новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.
Нигилизм (от лат nihil – ничего) – течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру.