Виды понятий.

Логика выделяет виды понятий. Понятия делятся на виды по:

· количественным характеристикам объёмов понятий;

· типу обобщаемых предметов;

· характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы.

Большей частью эта классификация относится к простым понятиям. По количеству обобщаемых предметов понятия делятся на понятия с пустым (нулевым) объёмом и понятия с непустым (ненулевым) объёмом.

Пустым по объёму называют понятие, в объёме которого нет ни одного предмета из универсума рассуждений. Универсум 1) философский термин, обозначающий «мир как целое»; 2) мир, вселенная. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М., ЭКСМО – Пресс, 2001. С. 369.). Содержанием таких понятий являются системы признаков, не принадлежащие ни одному предмету из универсума. Например: 1) « вечный двигатель»; 2) «вещество, являющееся металлом и не являющееся электропроводным»; 3) « человек, знающий все европейские языки, но не знающий болгарского языка, являющегося европейским».

Пустота приведённых понятий обусловлена разными обстоятельствами. Первые два пусты из-за противоречивости их фактических содержаний, т.е. из-за противоречивости содержаний в рамках имеющегося знания. Содержание первого противоречиво в силу закона сохранения энергии. Содержание второго – в контексте со знанием « все металлы электропроводны».

Первые два понятия имеют пустой фактический объём, иными словами не соответствуют данным науки. Логические же объёмы этих понятий не пусты. Содержание третьего из приведённых выше понятий самопротиворечиво ( логически противоречиво). Оно имеет пустой логический объём.

Возникновение понятий, логическое содержание которых противоречиво, связано с ошибкой в познании. Такие ошибки возникают при образовании сложных понятий. Понятия, логическое содержание которых непротиворечивы, а фактически противоречивы, возникают в следующих случаях.

Первый.В науке образуются понятия не только о тех предметах, которые, уже известны, но и о тех, существование которых лишь предполагается. При образовании понятий последнего типа проявляется активных характер познания. В результате дальнейших исследований может оказаться, что этим понятиям ничего не соответствует в действительности, их фактическое содержание противоречиво. Например, « живые существа, обитающие на Марсе». В момент образования таких понятий их фактическое содержание противоречивым не является. Оно становиться таковым с развитием знания.

Второй. В науке образуются понятия, содержание которых с самого момента их образования является противоречивым в контексте всего имеющегося знания. Контекст законченная в смысловом отношении часть текста ( Ожигов С.И. Словарь русского языкаМ.,1972, С. 268).Предметы, обобщаемые в этих понятиях, не существуют в действительности. Например, « идеальный газ», «абсолютно чёрное тело». Понятия этого вида необходимы для построения теорий. В рамках этих теорий содержание их не противоречивыми.

По объёму выделяют понятия единичные и общие .В объёме единичного понятия содержится один элемент, а в объёме общего более одного элемента. Общие делятся на универсальные и неуниверсальные. Объёмом универсального понятия является весь универсум, а объёмом не универсального – не весь.

По типу обобщаемых предметов понятия делятся на собирательные и не собирательные, а так же на конкретные и абстрактные. Элементами объёмов собирательных понятий являются совокупности однородных предметов, мыслимые как целое. Примеры собирательных понятий: «народ», « студенческая группа». Указанные понятия являются общими. Собирательные понятия могут быть единичными. Например, «российский народ».

Элементами несобирательных понятий являются отдельные предметы. Например, «Кубанский государственный университет».

Конкретными называются понятия в которых обобщены реально существующие предметы или их признаки.

Абстрактными являются понятия о так называемых абстрактных объектах.

По характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы понятия делятся на положительные и отрицательные, а так же на относительные и безотносительные.

Содержанием положительного понятия является положительный признак, а отрицательного - отрицательный. Примеры положительных понятий: «живущий по средствам», «говорящий по английски», отрицательные «живущий не по средствам», « не говорящий по английски».