Проза 1970-х – первой половины 1980-х годов

Впервые за долгое время, начиная с 1920-х гг., прозаические жанры вышли на уровень большой литературы и вернули себе в ней лидирующее положение.

Деревенская проза. Это книги о русском человеке во всей сложности и трагичности его бытия в 20 в. События коллективизации затронуты В. Беловым («Кануны», 1972—1988), М. Алексеевым («Драчуны», 1981), Б. Можаевым («Мужики и бабы», 1986) и др.

Повесть В. Белова «Привычное дело» (1966).

В. Астафьев. Сельская тема у него связана с экологическими проблемами. «Повествование в рассказах» «Царь-рыба» (1972—1075). Люди у Астафьева не делятся на городских и деревенских. Он различает их по отношению к природе. Мысль о покорении природы кажется ему дикой. Символ – излюбленный прием Астафьева. Енисей, осетр, цветок в тундре – за каждой деталью большое художественное пространство.

Ф. Абрамов заканчивает тетралогию «Братья и сестры» (первый роман «Братья и сестры» написан в 1958 г., второй – «Две зимы и три лета» – в 1968 г., третий – «Пути-перепутья», 1973, четвертый – «Дом», 1978). Причем действие четвертого романа происходи в начале 1970-х гг.

Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Деньги для Марии» (1967), как и все последующие произведения Распутина, не отличается сюжетной динамикой, интригой, главное в ней – жизнь человеческой души. Повесть «Последний срок» (1970). Главная героиня – 80-летняя Анна открывает галерею распутинских «старух». Повесть «Живи и помни» (1975) – книга о нравственном выборе человека и ответственности за него. Повесть «Прощание с Матёрой» (1976) – философская притча, одно из самых значительных произведений деревенской прозы (см. ниже). Повесть «Пожар» (1985).

Городская проза. Колумбом городской прозы стал Ю. Трифонов. Повести «Обмен» (1969), «Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание (1971), «Другая жизнь» (1975). Нравственность человека испытывается здесь на будничном семейном уровне. Особенно удачно используется прием несобственно-прямой речи, помогающий создать внутренний монолог персонажа, показать его духовные искания. Роман «Время и место» (1981).

Городская тема раскрывается в произведениях С. Довлатова, С. Каледина, М. Кураева, В. Маканина, Л. Петрушевской, Ю. Полякова, Вяч. Пьецуха и др. В рамках городской прозы впоследствии обнаружил себя феномен женской прозы.

Военная проза. Со страниц военной прозы 1970-х гг. постепенно исчезают собственно военные реалии – все меньше описываются сражения, все больше возникает внутренних психологических коллизий. Повесть Е. Носова «Усвятские шлемоносцы» (1977), рассказ «Красное вино победы» (1971).

Свой аспект в исследовании трагической триады: любовь – долг – смерть нашли Б. Васильев («А зори здесь тихие», 1969), Г. Бакланов («Навеки девятнадцатилетние», 1979), В. Богомолов («Момент истины», 1974).

Уникальный сатирический подход к военной теме: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Войновича (1969—1979).

Историческая проза. В условиях «застойного» времени историческая проза была для многих писателей формой ухода от идеологизированной современности. Типы исторического повествования: 1) собственно исторические романы (Д. Балашов, Н. Задорнов, В. Лебедев, А. Солженицын и др.); 2) книги, ищущие ответа на современные вопросы в толще времени (В. Шукшин, Ю. Трифонов, Ю. Давыдов и др.); 3) параболические сочинения, обращенные к вечным вопросам, конкретизированным историей (Б. Окуджава, О. Чиладзе, Ч. Амирэджиби). Параболическое повествование удаляется от современного автору мира, а затем снова возвращается к оставленному предмету и дает его философско-этическое осмысление.