Тема 9. Формирование национального самосознания как проблема воспитательной работы школы.

 

План.

1. Понятие «национальное самосознание» и его структура.

2. Пути становления и развития национального самосознания.

3. Основы организации воспитания национального самосознания в школе.

4. Формы и методы воспитания национального самосознания.

 

Литература.

1. Горунов Э.Г. О формировании национальной и интернациональной позиции учащихся //Советская педагогика. – 1989. – № 10.

2. Мальдис А. Что передадим потомкам // Наст.газета. – 1989 от 24 мая.

3. Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский // Сов. педагогика. – 1991. – № 2.

4. Сандкасимов С. Национальные процессы и личность. //Философские науки. – 1990. – № 8.

5. Ягодин Г.А. Совершенствование межнациональных отношений и школа //Сов. педагогика. – 1989. – № 8.

 

В современных условиях национальные проблемы выдвинулись в число важнейших. Обостренное внимание к ним обусловлено не только эволюцией общества в целом, но и эволюцией самих наций, народностей, бурным развитием их самосознания. Чтобы вскрыть причины национальной направленности, объяснить всплеск национальных чувств, интересов, необходимо глубоко проанализировать

· Экономические, политические, правовые, культурные, языковые, нравственные аспекты современных национальных отношений;

· Проблемы национальной психологии и ее роли в межнациональном общении.

До 60-х годов о национальном самосознании как характеристике, признаке науки не говорилось практически нигде. У нас существовала единая нация – советский народ. Демократия привела в первую очередь к обострению национального вопроса и отсутствие анализа и учета вышеуказанных факторов привело ко многим негативным последствиям в Карабахе, Армении, Таджикистане, Казахстане, Югославии и т.д.

Современные исследования философов, психологов, педагогов позволили разработать концепцию национального самосознания, выявить его структуру, пути становления и развития.

Национальное самосознание – это познание нацией своей собственной сущности, система ее представлений о самой себе; это явление, которое представляет собой субъективное отражение объективно существующих национальных факторов жизни общества, осознание каждым народом своей национальной жизни, взаимоотношений с другими народами.

Только через самосознание вырабатывается общая и индивидуальная оценка, социальная позиция, активное отношение людей как к своей социально-этнической общности, так и к другим общностям. В нем воплощается осознание людьми принадлежности к своей нации, ее места среди других наций, особенностей и общих с ними черт.

Не следует понимать под национальным самосознанием простое отнесение людьми себя к той или другой национальности. Это более сложное структурное образование, которое включает и национальные стереотипы, и представление о территории, культуре, языке, об историческом прошлом.

Общность экономической жизни, общность территории, языка, а также национальных традиций, обычаи, система национальных ценностей – все эти факторы влияют на возникновение и развитие национального самосознания.

Современные исследования показали, что структурные элементы национального самосознания находятся в сложном сочетании и играют неодинаковую по своей значимости роль в его формировании и функционировании. Среди них есть элементы, которые носят устойчивый характер и меньше подвержены социально-политическим изменениям, но есть и такие, которые более подвижны и изменяются в зависимости от социально-политической роли и места его выразителей.

Одним из устойчивых элементов структуры национального самосознания является осознание человеком своего этногенеза. Причем принадлежность к определенному этносу по своему содержанию объективна и существует со дня рождения человека, что позволяет, отвечая на вопрос о национальности, обращаться к своему этническому, национальному происхождению. Осознанная и закрепленная в чувствах мысль о принадлежности к данному этносу сопровождает человека всю его жизнь. Остальные структурные элементы национального самосознания – любовь к своему родному краю, истории, культуре своего народа, его героям, почитание национальных традиций, обычаев, обрядов, приверженность к родному языку – могут изменяться и трансформироваться, а некоторые и вовсе отсутствовать.

 

2.Формируется национальное самосознание:

1) под воздействием истории нации и знаний этой истории. Оно покоится на свойствах человеческой памяти. Чувство исторических корней нации – первейший атрибут национального самосознания. Нация, пренебрегшая своей историей, ставит под вопрос и свое будущее.

2) Вдумаемся в содержание такого признака нации, как общность территории. Территория – это не только определенный пейзаж. Территория – это Родина, та самая, за которую предки проливали пот и кровь. Родина – это то, к чему человек не может относиться равнодушно. Это та среда, в которой он живет, где его человеческие корни находят питательную почву. Любовь к родной земле, матери, к родному дому – один из путей утверждения духовности нации.

3) Признак нации – это и общность языка. Но сам язык – это не просто совокупность условных знаков, с помощью которых люди общаются друг с другом. Это прежде всего то средство, с помощью которого человек приобщается к своим предкам, к своим потомкам, что делает его сопричастным к бесконечному ряду поколений. Потеря языка – это один из существенных этапов потери национального самосознания.

4) У каждого этноса существует своя культура. Каждая культура – это исторически сложившаяся реальность, развивающаяся на основе национальных традиций. Хорошо известно, что если в силу каких-то причин традиции насильственно и резко обрываются, народ может утратить свою самобытность и перестает существовать как этническое целое.

В целом ряде регионов национальная ситуация десятилетием развивалась таким образом, что наиболее слабым м уязвимым оказалось изучение прежде всего самими коренными жителями своей истории, языка, литературы, традиций, обычаев. Поэтому восприятие и усвоение исторического опыта нации, ее духовного наследия, ныне протекает в эмоциональной обстановке. Идет процесс сопоставления, соизмерения состояния и достижений «своей» нации с успехами других наций, с положением дел на общечеловеческом уровне. А это не совсем нормально.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что усиление этнической напряженности связано не только с экономическими трудностями, субъективными ошибками, но и недостатками в удовлетворении национально-культурных запросов, в том числе и в сфере образования. Без образования невозможны полная реализация национально-культурных интересов наций, гармонизация отношений между ними, упрочение духовных основ для динамического развития общества. Ведь кризис духовности – это прямой результат потери некоторыми народами своих национальных корней, национального сознания.

 

3.Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что без любви к матери и отцу, бабушке и дедушке, к музыке, песне, сказке, культуре, отечественной истории невозможно организовать полноценное воспитание школьников. Опыт убеждает, что недооценка указанных факторов воспитания привела к тому, что среди подростков распространяются опасные вирусы социальных заболеваний – историческое беспамятство, жестокость, насилие, алкоголизм, наркомания, распутство и т.д.

Следует признать тот факт, что школа страдает от дефицита знаний о человеке, народе, нации. На это еще указывал В.Сухомлинский, который был глубоко убежден, что знания о человеке, его самобытном и неповторимом внутреннем мире, культурно-региональных и национальных особенностях учащихся должны восприниматься в историческом аспекте. Это одно из условий формирования у молодежи исторической памяти – целостной научной картины мира, без которой не может быть полноценного человека. Исходя из народного понимания сущности воспитания, Сухомлинский считал, что школа должна воссоздать в каждом поколении родной народ: его философию, широкий и оригинальный взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, тесные духовные связи с другими народами. Он так организовал учебно-воспитательный процесс, что его ученики, познавая жизнь народа в прошлом и настоящем, принимали непосредственное участие в продолжении народных культурно-исторических традиций и обычаев.

Современная школа обязана направлять развитие в личности национального в русло, соответствующее общественным принципам и идеалам, сформировать умения подростков улавливать ту грань, где национальное превращается в националистическое, сформировать стойкий иммунитет к проявлениям национализма и шовинизма, высокую культуру общения, этику поведения, т.е. тактическое и уважительное отношение к людям другой национальности, к их культуре, языку.

Задача педагогов видится сегодня в том, чтобы в сознании учеников построить новую шкалу приоритетов, среди которых должен быть национальный историко-культурный комплекс.

 

4.Приемлемы все формы работы и индивидуальная, и групповая, и коллективная.

Методы: формирование сознания личности (беседы, лекции, диспуты), организация национальных товариществ, обществ, создание этнографических, национальных коллективов, музеев, выставок и т.д.

 

 


Тема 10. Формирование научного мировоззрения как важнейшая задача воспитания.

 

План

1. Сущность понятия «мировоззрение». Источники, виды и функции мировоззрения.

2. Структурные компоненты научного мировоззрения.

3. Психологические основы формирования научного мировоззрения.

4. Дидактические условия формирования научного мировоззрения.

5. Содержание работы по формированию научного мировоззрения на уроках языка, литературы и воспитательных мероприятиях.

6. Критерии сформированности научного мировоззрения.

 

Литература

Основная:

1. Формирование научного мировоззрения учащихся /Под ред. Монесзона Э.И. и др. – М.: Педагогика, 1985. – С. 18 – 23, с. 189 – 198.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 362 – 376.

Дополнительная:

 

1. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. – М.: Политиздат, 1983. – С. 11 – 40.

2. Гавриков А.И. Ориентиры молодежи в социальном мире. [ О формировании мировоззрения школьников] //Сов. пед. – 1991. – № 7. – С. 15 – 19.

3. Кавтарадзе Д.Н. А.А. Бударный. Развитие мировоззрения //Вестник образования – 1993. – № 7. – С. 17 – 20.

4. Попов С.И. Формирование научного мировоззрения школьников: психологический аспект // Сов. пед-ка. – 1991. – № 6. – С. 14 – 16.

5. Урманцев Ю.А. О формах постижения бытия: новая трактовка форм познания //Вопросы философии. – 1993. – № 4. – С. 89 – 105.

 

1. Человек живет в окружающем мире, а поэтому изначально стремится создать для себя ясную картину об этом мире, чтобы творить собственную линию жизни. Что изначально определяет эту линию жизни?. Психофизиологии, психологи (Коваль, Рубинштейн, Платонов, Ломов и др.) считают, что это такие фундаментальные потребности, как питание, одежда, жилье, потребность в общении, самоутверждении, ориентировка в мире. Мировоззрение, о котором сегодня идет речь, основывается на потребности в ориентировке и является, условно, важнейшим инструментом ориентирования человека в мире. Исходя из того, что такое мировоззрение? Существует много определений данного понятия.

Мировоззрение– это более или менее сложная, систематизированная совокупность образов, представлений, понятий, через которые индивид осознает мир в его целостности и свое положение в этом мире. (Чанышев известный философ).

Моносзон: Мировоззрение– это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей среде.

Это определенная система ответов на вопросы о происхождении мира, источниках знания, характере общественного прогресса, о смысле жизни человека, природе человеческого счастья и, наконец, его бессмертии. Таким образом, предметом осмысления в мировоззрении (мир плюс воззрение, т.е. сознание) являются системы:

Мир – человек

Я – другие люди

– Каждая ли личность имеет мировоззрение? (Да)

Источники мировоззрения коренятся:

а) в жизненном опыте человека;

б) каждый человек связан с какой-то социальной общностью, и поскольку мировосприятие этой общности обусловлено экономическими, социальными и др. факторами, оно будет различно.

Виды мировоззрения.

1. Мифологическое (в основе фантастическое представление о людей о мире)

2. Религиозное (в основе представления о происхождении мира с позиции той веры, которую человек исповедует).

3. Обыденное (житейское) – мировоззрение, основанное на здравом смысле.

4. Научное мировоззрение предполагает теоретическое осмысление сущности причинно-следственных связей, характеризующих развитие природы и общества.