Поэзия 1950-х – 1960-х годов

Эпоха «оттепели». Преодоление последствий «культа личности» Сталина. Эстрадный поэтический «бум». Приоритетна была роль поэзии в отражении общественных настроений, в формировании нового общественного сознания – в преодолении догматизма и иллюстративности. Возросший интерес к реальным противоречиям, сложным конфликтам и ситуациям, к анализу внутреннего мира человека. Стремление к жизненной конкретности сочеталось с тягой к широте охвата бытия, к масштабности поэтического мышления, с его историзмом и философичностью. Освоение художественного опыта и традиций отечественной поэтической классики, возвращение в литературу имен крупнейших поэтов 20 в.: Ахматовой, Есенина, Мандельштама, Цветаевой.

Поэты старшего поколения обращаются в стихах к событиям современности и исторического прошлого, тяготеют к философско-поэтическому осмыслению жизни. Книги Николая Асеева «Раздумья» (1955), Владимира Луговского «Солнцеворот» (1956), Николая Заболоцкого «Стихотворения» (1957), Михаила Светлова «Горизонт» (1959). Интенсивно развиваются жанры социально-философской и медитативной лирики, в том числе лирики природы и любви, а также сюжетно-лирической баллады, стихотворного рассказа и портрета, лирического цикла, многообразные формы лирической и лиро-эпической поэмы.

А. Ахматова. Ее поэзия обогащается эпическими мотивами. Чувство необратимого, закономерного движения истории, связи времен и эпох становится определяющим в ее стихах и поэмах. Слова «век», «эпоха», нередко встречаются в них. Стихотворение «Предыстория». «Поэма без героя». «Реквием».

Б. Пастернак.«Стихотворения Юрия Живаго» (см. «Гамлет» и др.), лирический цикл «Когда разгуляется» (1956—1959): отчетливо ощутима атмосфера времени, обновляющегося хода жизни. Единство человека и мира, чувство обновления от слияния с ним. Одухотворение природы. Пластически-живописное и музыкальное начала. Стихотворение «Единственные дни».

Николай Алексеевич Заболоцкий (1903—1958). Стихотворения «Оттепель», «Где-то в поле возле Магадана». Проблема «человек и страшная социальная действительность» здесь вплотную соприкасается с проблемами «человек и природа», «человек и мир». В образную ткань стихов входит высшее, космическое начало. В позднем творчестве Заболоцкого интенсивно разрабатываются социальные, нравственные, эстетические мотивы. Картины родной природы видятся ему в экспрессивно-романтических тонах. Стихотворение «Сентябрь» – пример одушевления пейзажа. Герои здесь – одухотворенный природный мир и человек. Природа – живое существо, всегда хранящее тайну. Синтез философского раздумья и пластического изображения. Связь современности, истории, «вечных» тем.

Леонид Николаевич Мартынов (1905—1980). Стихи-размышления о непрерывно движущемся времени, назревающих в мире изменениях, наступающем завтрашнем дне. Стихотворение «31 декабря 1950 года». Художественно убедительно и каждый раз по-новому переданы предощущение, потребность и неизбежность входящих в жизнь перемен.

Крупнейшим явлением поэзии 1950-х—1960-х гг. стал лирический эпос Александра Трифоновича Твардовского (1910—1971). Лирико-философская эпопея о современности и эпохе «За далью – даль» (1950—1960), сатирическая поэма-сказка «Теркин на том свете» (1954—1963) и лирико-трагедийная поэма-цикл «По праву памяти» (1966-1969). Эти произведения с разных сторон раскрывают исторические судьбы страны и народа, лирический образ человека середины столетия, 30—60-х гг. Новые возможности поэмного жанра.

Владимир Николаевич Соколов (1928—1997). Принципиально провозглашаемая поэтом связь с предшественниками – Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Фетом и др. Редко отзывается на злобу дня прямо. Темы любви, верности, природы. Богатство душевного мира, тонкость чувств, сдерживаемый и внутренне напряженный лиризм, требовательный самоанализ и живой интерес к окружающему. Книги «Утро в пути», «Четверть века».