Поэзия А. Ахматовой

Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) (1889 – 1966). Книги стихов «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini», «Бег времени» и др. И природу, и переживания она передает через точную деталь. Ее мир чувственно реален. Ее излюбленный прием – сопоставление несопоставимого, употребление антонимов как синонимов, создание оксюморонов («Смотри, ей весело грустить, / Такой нарядно обнаженной»). Обращается к народной речи, фольклору. Влияние Анненского, Некрасова, Пушкина. В поэзии она пристально анализировала человеческие отношения и чувства. Ее стихотворения чаще всего – миниатюры, состоящие из четырех – двенадцати стихов. В каждой миниатюре есть своя завязка, драматическое напряжение, психологическая коллизия. Это стихотворная новелла, даже роман в свернутом виде. При этом сюжет лишь обозначается двумя-тремя деталями, за счет чего достигается художественно значимая краткость. Возродила форму фрагмента, которую любили романтики: внешне произведение имеет вид отрывка, а по существу вполне законченно. Наподобие дневниковой записи, отрывка из письма, обрывка песенки. Многие стихотворения начинаются с союза, предлога, междометия. Стихотворение «Песня последней встречи» построено на намеках, ассоциациях, деталях, нагруженных смыслом. Здесь знаменитая ахматовская деталь: «Я на правую руку надела / Перчатку с левой руки». Поэзия Ахматовой читается на уровне фольклорных символов (см. выше: в народной поэзии противопоставление «правый-левый» означало: правый – хороший, левый – плохой). Она опиралась на мифологическую и фольклорную символику, а не создавала свою систему символов, как Блок. Стихия культурно-исторических и книжных образов, в которую погружались акмеисты, у Ахматовой – лишь повод и отправная точка для создания произведений интимной лирики («Читая «Гамлета»). «Царскосельские» мотивы (цикл «В Царском Селе»). Русская поэзия до Ахматовой не знала столь сильных женских стихов о любви. Трагизм интонаций, который их окрашивает, сочетается со светлыми жизнеутверждающими нотами. После революции ее стихи стали более философичными, но порою излишне созерцательными. В 1935 г. начата знаменитая поэма-цикл «Реквием». Внутренняя целостность и единство произведения, представляющего своеобразный лиро-эпос. Из отдельных образных штрихов и деталей, мгновенных эпизодов возникает ощущение живого, движущегося времени, хода истории. Слова «мертвый», «смертный», «могила», «гибель», «погребальный» – проходят лейтмотивом и определяют образно-смысловую и стилистическую тональность произведения. В годы Великой Отечественной войны проявилась патриотическая тема – цикл «Ветер войны». Наиболее крупное произведение Ахматовой – лирико-эпическая (в большей степени – лирическая) «Поэма без героя» (1940-1965). Трагедийная сюжетная линия с самоубийством молодого поэта вписана в общую тему надвигающегося катаклизма – гибели общественного уклада, которым живет страна. Многочисленные образные мотивы, ряд сведенных вместе разнородных фигур. Звучат мистические мотивы. Поэма отличается богатством образного содержания, отточенностью слова, ритмики, звучания. Подлинный герой «Поэмы без героя» – Время (так сказал Чуковский). И в «Реквиеме» и в «Поэме без героя» – опора на фольклор, Библию, античную мифологию, наследие смежных искусств: музыки, живописи, театра, оперы, балета. Здесь не только взаимодействие лирики и эпоса, но и драматическое начало. Это уникальные произведения, отмеченные чертами большого художественного синтеза.