Лирика природы.

Тема поэта и поэзии.

Программное стихотворение – «Пророк» (1826). Библейская образность. Истинный поэт должен обладать свойствами пророка: прозрение, мудрость, пламенность чувств, а также возвышенная цель и посвящение. Высокий драматизм: монолог, роли действующих лиц, напряженность высказываний, острота ситуации. Драматизм соединен с лиризмом, философской широтой мысли и иносказанием. Уникальный жанр – лирико-драматическая и философская аллегория.

«Поэт» (1827). Занимает центральное место в кругу лирических пьес, посвященных названной проблематике. Две части. Первая: будничное поведение поэта, прозаичное мироощущение, бездуховная жизнь. Вторая: пробуждение поэта, призванного к «священной жертве».

«Поэт и толпа» (1828). Поэт обличает противостоящую ему толпу и ее утилитарный подход к искусству. Диалогическая форма. Пушкин отделяет художественное творчество от наставления, морализирования, дидактики. «Цель художества есть идеал, а не нравоучение». Пушкин отвергает натурализм в поэзии, отвергает теорию «полезности» поэзии. Протест против посягательств на независимость и свободу творчества поэта.

«Кто видел край, где роскошью природы…» (1821). Впечатления от поездки в Крым. Образец романтического воссоздания мира природы. Поэта привлекают экзотика, «роскошь природы». Более всего воспевается проявление возвышенного. Поэтика стихотворения строится на контрастах. Обилие восклицаний, вопросов, обращений. Характерные романтические образы смерти и заброшенности. Субъективно окрашенный пейзаж включает в себя драматическую судьбу поэта. Романтическая элегия включает целую гамму переживаний романтической личности: любовное томление, горечь разлуки, остроту воспоминания, контраст прошлого и настоящего, мечты о будущем.

Элегия «К морю» (1824). Это эпилог романтического творчества Пушкина, но здесь еще сохраняются многие черты романтизма: обилие контрастов, категории возвышенного, отход от всего бытового и приземленного, отвлечение от конкретного. Романтическая композиция: внешне построение хаотично, прихотливо, динамично, неупорядочено; переходы к новым частям как будто немотивированны. Но внутренне все строится на смысловых параллелизмах, возвращающихся мотивах. Доминируют олицетворения. Эмоциональные эпитеты. Выразительны метафоры, метонимия, перифразы, обращения, риторические вопросы и восклицания. Жанр – романтическая элегия, сращенная с торжественным посланием к другу. Звукопись, анафоры, повторы.

«Зимнее утро» (1829). Три основные композиционные части: обращение к любимой, пейзаж, видимый из окна деревенского дома, предпочтение прогулки на природе пребыванию дома. Каждая из этих частей строится на противопоставлениях, контрастна соседней. Конкретные детали пейзажа, звукопись, народная лексика (вечор, нынче, кобылка), динамика ритма и интонации. Мажорное, жизнерадостное настроение стихотворения.