Любовная лирика.

Тема дружбы.

«Чаадаеву» (1821, южная ссылка). Определяющая тема – дружеская привязанность, прерванная ссылкой. Дружба как высшая ценность, общение с Чаадаевым – как ее ярчайшее воплощение.

«19 октября» (1825, ссылка в Михайловское) – вершинное произведение, относящееся к этой теме. Отклик на лицейскую годовщину. Осенний пейзаж, элегический мотив утраты красоты, одиночество лирического героя. Элегическое чувство подсказывает необходимость вспомнить ушедших: Н. Корсакова, Ф. Матюшкина. Гимн дружбе: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Это союз, причастный к поэзии и одушевленный идеями вольнолюбия. Стихотворение обогащается сокровенными переживаниями. Воспоминания о друзьях: И. Пущине, А. Горчакове, А. Дельвиге, В. Кюхельбекере. Мотив пиршества.

Стихи, посвященные Ивану Пущину (лицейский товарищ). «Пирующие студенты» (1814). «Воспоминание (К Пущину)» (1815). «К Пущину» (1815). «В альбом Пущину» (1817). Декабрист Пущин был осужден на 20 лет каторги и ссылку в Сибирь навечно. Послание «И.И. Пущину» (1825) – неоконченное произведение. 1826 г. – новое послание «И.И. Пущину», доставленное в Сибирь А.Г. Муравьевой.

Послание «К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825, Михайловское). Посвящено А.П. Керн. Размышление о сложности жизни, самоценности каждого ее мгновения. На этом фоне раскрываются разные психологические состояния внутреннего мира лирического героя. Психологический сюжет тесно сопряжен с историей любви лирического героя. Раскрытие этого чувства – основная тема стихотворения. Любовь как источник жизненного пробуждения. Стройность композиции: три равные части по две строфы. Каждый из этих фрагментов соотносится со временем – давно прошедшим, недавним и настоящим. Принцип контраста между первой и второй, второй и третьей частями. Симметрия строф. Певучесть стиха, воспроизведение одинаковых созвучий, которое рождает крепкую внутреннюю спаянность строк.

Элегия «Не пой, красавица, при мне…» (1828). Прием сопоставления и наложения двух женских образов. Жанр – элегия-воспоминание.

«Я Вас любил…» (1829). Чувство любви сопряжено здесь с различными переживаниями: печалью, безмолвием, ревностью, радостью, безнадежностью. Но при этом оно остается искренним, глубоким и нежным. Троекратное повторение признания в новом контексте. Самое главное – альтруизм, самопожертвование. Драматизм, который редко встречается в лирическом стихотворении-элегии. Стихотворение очень простое по языковой фактуре: нет броских эпитетов, сравнений и метафор. Но это обманчивая простота. Сложность – в интонационно-мелодическим ритме. Сложнейший размер – пятистопный ямб с цезурой (паузой) после каждого четвертого слога в каждой строке. 71 композитор написал музыку к этому стихотворению.