Этап IУ. Сопоставление киносценария с его киновоплощением.

Этап III. Анализ текста сказки Шварца в сопоставлении со сказ­кой Перро.

Проблемная ситуация, которую разрешают ученики на этом уроке, связана с установлением главных отличий одного произ­ведения от другого. Результат этой работы — осознание замысла Шварца.Без этого этапа невозможно будет понять, сохранили ли авторы фильма замысел сценариста и почему внесли в сценарий некоторые изменения.

Сопоставление проводим по двум линиям: фабула (о ней уже говорили, обсуждая кинофильм) и сюжет. Сосредоточиваем вни­мание учеников на образах персонажей и способах их создания, пейзажах и интерьере.

 

Сравнение эпизода из текста Шварца с киноэпизодом осуще­ствляется как смена видов деятельности — перечитывание текста эпизода, его просмотр и обсуждение.

I. Работа с эпизодом «Золушка на кухне» (до диалога с маче­хой).

1. Перечитываем эпизод сказки и анализируем его, выявляя смысл, средства изображения героя и выражения авторского от­ношения к Золушке.

Вопросы к тексту:

— Какое настроение у Золушки? Что говорит вам об этом в тексте? (Прямые авторские указания: «вздыхает печально», «еще печальнее».) Сочувствуете ли вы Золушке? Кто еще переживает за нее? (Природа: «листья плюща отвечают ей сочувственным вздо­хом», «вздыхают с ней еще громче».)

— Как вы думаете, почему именно в этот момент Золушка начинает петь? Печаль Золушки усиливается или уменьшается, пока она поет? Почему вы так решили?

— Как автор показывает, что Золушка не так одинока, как мо­жет показаться? (Она способна дружить даже с кухонной утварью, она заботится о них — сковородки начищены до полного блеска.) Вспомните свое отношение к кухонным предметам. О каких каче­ствах Золушки говорит нам ее отношение к ним? Как Шварц убеж­дает нас в том, что Золушку слышат и понимают? (Огонь вспыхи­вает ярче, сковородки подпрыгивают и звенят, кочерга и метелка шевелятся, как живые, устраиваются поудобнее; Шварц называет их «друзьями», и они подтверждают правоту Золушки.)

Какие качества Золушки раскрываются в ее монологе (а по сути — диалоге с кухонной утварью)? (Она стремится к справед­ливости, она умеет не только вести хозяйство и работать по дому, но и танцевать, петь, сочинять; причем она всему сама научилась. У Золушки богатое воображение: она умеет в бытовых занятиях найти поэтическое, творческое; вкладывает даже в грязную рабо­ту всю душу. Она мечтательна и терпелива, нежна и добра. Но она очень обижена на то, что никто не оценил ее таланты и ее доброе сердце, на то, что она одинока в мире людей. Золушка сама гово­рит и о том, что «ужасно гордая», т.е. она никому не будет жало­ваться на то, что ей плохо живется. И все-таки она верит в добрых людей и зовет их.)

Чем заканчивается эпизод? (Появляется мачеха и прерывает мечтания падчерицы.)

— Внимательно посмотрим еще раз, как поставлен этот эпи­зод в фильме Н.Н.Кошеверовой и М.Г.Шапиро, и, найдя отли­чия от текста Шварца, подумаем, почему режиссеры внесли их.