Этап IУ. Сопоставление киносценария с его киновоплощением.
Этап III. Анализ текста сказки Шварца в сопоставлении со сказкой Перро.
Проблемная ситуация, которую разрешают ученики на этом уроке, связана с установлением главных отличий одного произведения от другого. Результат этой работы — осознание замысла Шварца.Без этого этапа невозможно будет понять, сохранили ли авторы фильма замысел сценариста и почему внесли в сценарий некоторые изменения.
Сопоставление проводим по двум линиям: фабула (о ней уже говорили, обсуждая кинофильм) и сюжет. Сосредоточиваем внимание учеников на образах персонажей и способах их создания, пейзажах и интерьере.
Сравнение эпизода из текста Шварца с киноэпизодом осуществляется как смена видов деятельности — перечитывание текста эпизода, его просмотр и обсуждение.
I. Работа с эпизодом «Золушка на кухне» (до диалога с мачехой).
1. Перечитываем эпизод сказки и анализируем его, выявляя смысл, средства изображения героя и выражения авторского отношения к Золушке.
Вопросы к тексту:
— Какое настроение у Золушки? Что говорит вам об этом в тексте? (Прямые авторские указания: «вздыхает печально», «еще печальнее».) Сочувствуете ли вы Золушке? Кто еще переживает за нее? (Природа: «листья плюща отвечают ей сочувственным вздохом», «вздыхают с ней еще громче».)
— Как вы думаете, почему именно в этот момент Золушка начинает петь? Печаль Золушки усиливается или уменьшается, пока она поет? Почему вы так решили?
— Как автор показывает, что Золушка не так одинока, как может показаться? (Она способна дружить даже с кухонной утварью, она заботится о них — сковородки начищены до полного блеска.) Вспомните свое отношение к кухонным предметам. О каких качествах Золушки говорит нам ее отношение к ним? Как Шварц убеждает нас в том, что Золушку слышат и понимают? (Огонь вспыхивает ярче, сковородки подпрыгивают и звенят, кочерга и метелка шевелятся, как живые, устраиваются поудобнее; Шварц называет их «друзьями», и они подтверждают правоту Золушки.)
— Какие качества Золушки раскрываются в ее монологе (а по сути — диалоге с кухонной утварью)? (Она стремится к справедливости, она умеет не только вести хозяйство и работать по дому, но и танцевать, петь, сочинять; причем она всему сама научилась. У Золушки богатое воображение: она умеет в бытовых занятиях найти поэтическое, творческое; вкладывает даже в грязную работу всю душу. Она мечтательна и терпелива, нежна и добра. Но она очень обижена на то, что никто не оценил ее таланты и ее доброе сердце, на то, что она одинока в мире людей. Золушка сама говорит и о том, что «ужасно гордая», т.е. она никому не будет жаловаться на то, что ей плохо живется. И все-таки она верит в добрых людей и зовет их.)
— Чем заканчивается эпизод? (Появляется мачеха и прерывает мечтания падчерицы.)
— Внимательно посмотрим еще раз, как поставлен этот эпизод в фильме Н.Н.Кошеверовой и М.Г.Шапиро, и, найдя отличия от текста Шварца, подумаем, почему режиссеры внесли их.