Изобразительное искусство

Музыка

На этапе подготовки к восприятию литературного произведе­ния мы можем вызвать у учеников определенные эмоции с помо­щью музыки. Сначала дети слушают музыкальное произведение или его фрагмент, а потом беседуют о настроении и переживани­ях, которые у них родились. Этот прием особенно эффективен при работе с лирическими произведениями.

 

1. Перед чтением стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гро­за» учитель предлагает детям послушать два музыкальных фраг­мента, изображающих природное явление (не называя само явле­ние), — «Июль. Летняя гроза» из «Времен года» А.Вивальди и интерлюдию «Гроза» из оперы Дж. Россини «Севильский цирюль­ник». Затем он задает вопросы:

— Какое природное явление изобразили композиторы?

— Что помогло вам это понять?

— Какие чувства вызвала у вас каждая гроза? Менялись ли они?

— Какой характер был у грозы Вивальди, какой у грозы Рос­сини? Выберите эпитеты, подходящие к образу той и другой гро­зы (ряд эпитетов). На что или кого была похожа каждая гроза (ряд сравнений или метафор)?

— А теперь посмотрим на еще одну грозу, ее изобразил Ф. И.Тют­чев.

Такая работа настроила учеников на восприятие стихотворе­ния о грозе, подготовила к тому, что грозы бывают разные, ожи­вила их чувственные представления, так как музыка воздействует на чувства, минуя сознание, их воспоминания о пережитом. При этом учитель ни слова не сказал о стихотворении Тютчева, со­блюдая принцип непосредственности восприятия.

 

2. Перед работой в III классе со сказкой Ш.Перро «Золушка», которую дети уже хорошо знают, учитель предлагает детям про­слушать несколько музыкальных фрагментов из балета С. Проко­фьева «Золушка»и угадать, к каким эпизодам сказки они написа­ны. По сути, дети разгадывают музыкальные загадки. Это делается для того, чтобы вызвать заинтересованность учеников в перечи­тывании уже известной сказки, обнаружить перед детьми, что они по-разному воспринимают музыку. Такой прием поможет и в орга­низации проблемной ситуации. При подготовке к самостоятель­ному восприятию возможно прослушать увертюру к балету «Зо­лушка» с целью создания установки на восприятие текста сказки. Задача учеников, которые не знают, с каким словесным произве­дением им предстоит встретиться, в этом случае может заклю­чаться в предугадывании содержания, жанровых особенностей и эмоционального характера произведения.

 

На этапе подготовки к восприятию можно вызвать определен­ное эмоциональное переживание с помощью изобразительного искусства, предлагая ученикам рассмотреть репродукцию карти­ны, а затем в беседе конкретизировать эмоциональные впечатле­ния ребят. Рассмотрим несколько примеров.

1. Перед знакомством в I или II классе с детской игровой по­эзией или произведениями о детстве можно показать ученикам картину К. Сомова «В детской»

 

К. Сомов. В детской

 

Композиция этой картины интересна, так как многопланова. Пространство изображено так, словно есть несколько точек, с которых мы смотрим на комнату. Во-первых, точка вне картины, с которой мы видим комнату. Во-вторых, точка в самой комнате, откуда смотрят бабушка и дети, отраженные в зеркале. Их вроде бы и нет, но благодаря отражению в зеркале мы знаем об их при­сутствии. Комната словно разбита на две части: то, что мы видим непосредственно со своей точки, и то, что предстает перед нами как отражение в зеркале. В-третьих, есть еще точка в самой ком­нате, откуда можно смотреть в окно: зритель словно входит в ком­нату и видит уже не ее, а пейзаж в окне. Пространство расширя­ется, хотя видим мы совсем небольшой уголок детской. Три кар­тины в одной: детская, сад и бабушка с внуками. Каждая из них обрамлена: сад — в оконной раме, бабушка с внуками — в раме зеркала, и комната — в раме картины.

Из окна льется свет, его потоки заливают детскую, блики иг­рают на занавесках, которые, кажется, слегка колышутся. Усили­вает интенсивность освещения и зеркало, выполняя функцию вто­рого окна. В то же время зеркало может восприниматься как еще одна картина. Вместе с зеленью в раскрытые окна веет ароматами сада.

Игра света и тени на картине придает атмосфере поэтичность. Обыденность быта соединяется с поэзией детской игры и таин­ственности (в зеркале бабушка что-то рассказывает детям, воз­можно, сказку). Детские игрушки ярко освещены, они лежат хоть и в одном месте, но в беспорядке, словно их только что оставили дети, занявшись чем-то другим. Может быть, в сундуке тоже иг­рушки.

Есть в картине и ответ на вопрос о том, что же отвлекло детей от игрушек, — они уютно устроились рядом с бабушкой на мяг­ком диване (его округлые, плавные контуры усиливают ощуще­ние покоя, комфорта) и внимательно ее слушают. А ходики в углу на стене тихо тикают, неумолимо отсчитывая минуты, часы, дни, годы... Когда-то и бабушка была девочкой, и играла здесь, и слу­шала сказки своей бабушки. И дети вырастут, и детская станет им мала, их жизненное пространство расширится. Но детство никуда не уйдет: оно будет жить здесь, в детской, вместе со старыми игрушками, ходиками, зеркалом, в котором отражается и про­шлое, и настоящее, и будущее.

Спросим у ребят, что за комната перед ними и почему они так считают. Какое настроение создает у них эта картина? О чем они вспомнили, подумали, что почувствовали, рассматривая ее? Как бы ее назвали? Что в картине создает настроение?

После беседы с элементами анализа картины предлагаем де­тям угадать, о каких произведениях словесного искусствамы бу­дем сегодня говорить.

 

2. Перед анализом в III классе стихотворения М.Лермонтова «На севере диком...» можно показать детям картину М.Шишкина с та­ким же названием. Предложим ученикам вглядеться в картину, послушать зву­ки, что-то почувствовать. Затем они поделятся своими впечатле­ниями и ощущениями. Спросим их о том, кого им напомнила сосна, чувствует ли она что-нибудь, с чем можно ее сравнить, на что похоже ее состояние.

Яркий зрительный образ вызывает у детей сильные эмоцио­нальные реакции, будит их воображение, создает настроение. Описывая сосну и ее чувства, они прибегают к сравнениям, мета­форам, олицетворениям, на что учитель обязательно обращает внимание класса. После этой работы звучит стихотворение Лер­монтова, которое воспринимается как еще один голос. Мы объяс­ним ученикам, что картина была написана к стихотворению, что именно таким увидел образ сосны, созданный Лермонтовым, Шишкин, и предложим сравнить картину с образом сосны в тек­сте.

 

3. При работе с баснями Крылова в III классе можно организовать вы­ставку иллюстраций к его произведениям и предложить детям уз­нать героев известных им басен, прочитать их наизусть, восстано­вить сюжет. Какие персонажи им неизвестны? Более внимательно рассмотрим эти иллюстрации. О чем они нам говорят? Можем ли мы предположить, о чем будут новые басни?

Иллюстрации, вызывая интерес детей, помогают настроить их на восприятие новых басен и оживить представления о басне Кры­лова в целом.

Важно, чтобы этап подготовки восприятия был непосредственно связан с текстом, который предстоит прослушать детям: выбор музыкального фрагмента, репродукции картины должен основы­ваться на сходстве эмоциональной палитры сравниваемых произ­ведений.