Анализ композиции как методический прием

Метод анализа литературного произведения и его приемы

Метод анализа играет важ­ную роль на уроках литературы в начальной школы. Но использова­ние приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. Задача учителя — научить ребенка приемам анализа и одновременно проанализировать художественный текст.

Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Главное назначение приемов ана­лиза — понятийное освоение текста, приближение читателя к ав­торской мысли в единстве образного и логического ее начала.

В этих приемах аналитическая деятельность выходит на первый план, что подчеркнуто названиями и содержанием операций: анализ ком­позиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопостави­тельный анализ образов или других художественных элементов про­изведения.

 

Основные виды деятельности учеников при анализе композиции: выявление сюжета, выделение эпизодов и составление плана, сопо­ставление эпизодов, мысленная перестановка эпизодов; восстановление пропущенных звеньев в тексте, соотнесение друг с другом различных элемен­тов текста с осмыслением их роли в произведении: сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и обра­зом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, сжатый или творческий пересказ.

Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская, авторы книги «Литера­тура как предмет эстетического цикла» и программы по литерату­ре для начальной школы, отмечают, что традиционное использо­вание в школе пересказа и составления плана не несут в себе специфически художественных задач, а нацелены только «на раз­витие логического мышления». «И хотя это очень нужная работа для развития интеллекта, но в таком виде, в каком она существу­ет в школе, она наносит непоправимый вред эстетическому раз­витию детей. Выделение главной мысли, «сокращение текста», пересказ «своими» словами формирует у детей установку на вос­приятие сюжета без учета своеобразия художественной формы». По мнению Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, составление плана и пересказ уместны как виды работы при изучении научных и научно-популярных текстов. При работе с художественными про­изведениями «пересказ должен обязательно служить средством решения художественной задачи». Разделяет это отношение к пе­ресказу и М. П. Воюшина.

 

Пересказ литературного произведения искажает его художественную природу, поэтому прибегать к пересказу на уроке нужно очень осторожно. Этот при­ем полезен при изучении научно-познавательных произведений или фольклорных сказок. При работе с художественным текстом лучше использовать творческие пересказы с заменой рассказчи­ка, что будет способствовать постижению характера и речевых осо­бенностей героев произведения.

 

Составление плана целесообразно в целяхвыделения композиционных элемен­тов, при нарушении хронологии в повествовании, чтобы восста­новить последовательность событий; при смене рассказчиков, при наличии в произведении «симметричных», «зеркальных» эпизо­дов или если в произведении много событий (например, «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина); в этом случае ребенок может перепутать их последовательность, а потому ему трудно будет осо­знать их взаимосвязи. Тогда составление плана оказывается осно­вой для «реконструкций» текста, соотнесения и сопоставления его частей друг с другом, что способствует постижению авторско­го намерения, осмыслению содержательной стороны композиции.

Детские писатели предпочитают строить действие, последова­тельно показывая события, от первого к последнему, от завязки к развязке, потому что знают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Если событий в рассказе много, то обычно они связаны с одним главным героем, если в рассказе несколько центральных персонажей, то тогда действие основано на одном событии.

 

Прием озаглавливания частей произведения входит в практику после знакомства учеников с произведениями, в которых главы имеют авторские названия, чтобы дети поняли их содержательную роль. 3.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина предлагают при составлении краткого пересказа глав «познакомить детей со старинными ро­манами, авторы которых давали краткое содержание главы в ее названии, и выяснить содержательную задачу такого "длинного" названия (например, в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулли­вера...")».