Анализ композиции как методический прием
Метод анализа литературного произведения и его приемы
Метод анализа играет важную роль на уроках литературы в начальной школы. Но использование приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. Задача учителя — научить ребенка приемам анализа и одновременно проанализировать художественный текст.
Приемы анализа литературного произведения разнообразны и многочисленны. Главное назначение приемов анализа — понятийное освоение текста, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического ее начала.
В этих приемах аналитическая деятельность выходит на первый план, что подчеркнуто названиями и содержанием операций: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения.
Основные виды деятельности учеников при анализе композиции: выявление сюжета, выделение эпизодов и составление плана, сопоставление эпизодов, мысленная перестановка эпизодов; восстановление пропущенных звеньев в тексте, соотнесение друг с другом различных элементов текста с осмыслением их роли в произведении: сравнение образов персонажей, установление связей между пейзажем и образом персонажа, портретом и авторским отношением к персонажу, сжатый или творческий пересказ.
Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская, авторы книги «Литература как предмет эстетического цикла» и программы по литературе для начальной школы, отмечают, что традиционное использование в школе пересказа и составления плана не несут в себе специфически художественных задач, а нацелены только «на развитие логического мышления». «И хотя это очень нужная работа для развития интеллекта, но в таком виде, в каком она существует в школе, она наносит непоправимый вред эстетическому развитию детей. Выделение главной мысли, «сокращение текста», пересказ «своими» словами формирует у детей установку на восприятие сюжета без учета своеобразия художественной формы». По мнению Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской, составление плана и пересказ уместны как виды работы при изучении научных и научно-популярных текстов. При работе с художественными произведениями «пересказ должен обязательно служить средством решения художественной задачи». Разделяет это отношение к пересказу и М. П. Воюшина.
Пересказ литературного произведения искажает его художественную природу, поэтому прибегать к пересказу на уроке нужно очень осторожно. Этот прием полезен при изучении научно-познавательных произведений или фольклорных сказок. При работе с художественным текстом лучше использовать творческие пересказы с заменой рассказчика, что будет способствовать постижению характера и речевых особенностей героев произведения.
Составление плана целесообразно в целяхвыделения композиционных элементов, при нарушении хронологии в повествовании, чтобы восстановить последовательность событий; при смене рассказчиков, при наличии в произведении «симметричных», «зеркальных» эпизодов или если в произведении много событий (например, «Сказка о царе Салтане...» А. С. Пушкина); в этом случае ребенок может перепутать их последовательность, а потому ему трудно будет осознать их взаимосвязи. Тогда составление плана оказывается основой для «реконструкций» текста, соотнесения и сопоставления его частей друг с другом, что способствует постижению авторского намерения, осмыслению содержательной стороны композиции.
Детские писатели предпочитают строить действие, последовательно показывая события, от первого к последнему, от завязки к развязке, потому что знают психологические особенности детей младшего школьного возраста. Если событий в рассказе много, то обычно они связаны с одним главным героем, если в рассказе несколько центральных персонажей, то тогда действие основано на одном событии.
Прием озаглавливания частей произведения входит в практику после знакомства учеников с произведениями, в которых главы имеют авторские названия, чтобы дети поняли их содержательную роль. 3.Н.Новлянская и Г.Н.Кудина предлагают при составлении краткого пересказа глав «познакомить детей со старинными романами, авторы которых давали краткое содержание главы в ее названии, и выяснить содержательную задачу такого "длинного" названия (например, в романе Дж. Свифта "Путешествие Гулливера...")».