Поэзия немецкого экспрессионизма
Тетрадь
Статья Эдшмида написана в 1917 г. О немецком экспрессионизма мы начинаем говорить с 1910 г.
Очень многие погибли, быстро ушли как поколение. Но потом началась эпоха экспрессионистского кинематографа (Мурнау, например)
Поэзия уже состоялась. Теория говорит о том, что было
Статья à термин приходит из живописи (возможно, так сказал Э.Мунк (норвежский художник) перед своей работой “Крик»
В чем недостаток импрессионизма? à мозаичность, отрывочность.
Какие предметы выбирает экспрессионист в окружающем мире?
Бодлер выбирает искусственное, вторичное. Экспрессионисты же, наоборот, отбрасывают все вторичное, декоративное. Они примитивны, прямолинейны. Много времени уделяется телу, особенного его нездоровому состоянию и духу.
Экспрессионисты считают утопической задачу напрямую подойти к объективной реальности. Подлинный взгляд – взгляд от противного. Сначала удар по глазам, развоплощение, а лишь потом воссоздание.
Эдшмид выступает за абстрагированное, психологическое, духовное искусство Уничтожение прихотливых стилистических аппаратов натурализма и символизма. Они не подлинны.
Экспресиионисты и прозе и поэзии:
(Г.Манн, П.Адлер, Дёблин, Л.Франк, Эренштайн, Вальзер, Кафка, Штернхайм, Бубер) – проза
Развоплощение, деформация
«Чтобы в мире можно было выжить, нужно его деформировать». à главный лозунг экспрессионистов.
Через деформации к абстрактной идее.
Человеческая телесность – инструмент развоплощения действительности.
Зачем изображать гибнущую телесность? à человек со страд.телом – человечество как оно есть (обобщенное страдание) Чья это философия? Шопенгаур + Ницше. Разлагающаяся плоть прикасается ближе к этой абсолютной материи.
Нет страдающей души без разлагающегося тела.
«Сумерки человечества» à антология немецкого экспрессионизма. Вышла в 1919г.
2 экспрес.журнала – «Штурм», «Акцион» + «Пан», «Белые листы».
Сборник «Штурм» à “Сумерки человечества»
«Акцион» à “Товарищи человечества» à политические теории проектируют на соц. действительность.
«Сумерки человечества» à поэты духовицы, эстеты.
У Ницше есть книга «Сумерки кумиров» à название-пародия на “Сумерки богов» à музыкальный цикл Вагнера.
Есть химеры-кумиры, которые должны быть уничтожены.
Есть представление именно об общности. Люди представляют некую слитность. Певцы урбанизма – Бодлер и Верхарн. Ключевое слово – масса.
Лирический герой – часть массы. Есть некий универсальный человеческий опыт. Лир.опыт лишь его повторяет. Такой как все, как многие.
Экспрессионизм – первая литература поколения.
Место действия поэзии – город – ночной, трущобы: больницы, морг, фабрики, ночное кафе, кварталы, каналы.
Почему кафе, кабаре, варьете? Часть берлинской культуры. Увеселительное заведение, Актер, танцовщик – носитель эстетического начала – связь с дионисийским началом. У Ницше многие герои танцуют. Носители площадного, но подлинного искусства. Низкое искусство, как и больной в жизни, - проводники.
Каковы герои? à больные, библейские персонажи (религиозная образность), простолюдины, старики, трупы, есть Офелия, есть Дон Хуан, люди в состоянии безумия, артисты.
Л.Рубинер «Танцовщик Нижинский» à состояние ослепленности. С одной стороны, отдает им себя, он их преобразует. А они ему нужны?
Как представлены образы? Много деталей. Они активные, полноценные герои. Вещи становятся персонажами. Сродни «Башмакам» Ван Гога. Лирический субъект – важное звено поэтичсекого анализа.
«Рождение» (191..г.) à как соотносится лицо и множество. Есть разные местоимения: «мы», (все), «ты» (товарищ, Берлин), «я».
Темпельхофское поле à ярмарка (до этого описываются центральные улицы).
Глобальный контекст сужается.
Сестра à речь идет о любовном свидании. Почему? Христианский подтекст.
Др.христианские мотивы «пламенеющие пальмовые листья над Берлином».
Происхождение всеобщего человеческого опыта и конкретного любовного опыта (от частности к абстракции)
à напоминает стихи Маяковского (те же соотношения лица и множества).
Г.Бенн «Английское кафе»
à каковы уровни восприятия действительности?
Почему английское кафе? à есть некая претензия на
Действие происходит все в том же Берлине
Кто такая Рахиль? à искушение (и библейский герой тоже)
Шарм д,Орси à духи
По меньшей мере выделяются две женщины – Рахиль и какая-то блондинка.
Это конкретное ночное заведение, не дешевое à проститутки конкретных национальностей
Женщина воспринимается через детали
Очень важна рука à обнажена (не было принято)
Также важны духи à сильный запах, чувственное физическое восприятие
Есть некая смена времен года
Почему пальмы так представлены? à продолжение христианских мотивов
Почему Адриатика? à языческое начало
Асфадели à цветы мертвых/смерти
Розы à цветы любви
Радуга à символ счастья + врата для возлюбленных
Все происходит в сознании лирического героя. Через низкое к высокому.
Брехт «Баллада о смерти от любви»
1921 г. à каков культ.контекст?
Любовь – смерть как устойчивое понятие. Действие происходит на чердаке à потом на них обрушились стропила.
Упоминания о детях как будто бы не из этого стихотворения
Много упоминаний о влаге, влажности.
Любовники и зеленое море à “Тристан и Изольда» à Вагнеровское либретто
К высокому можно пробиться только через низкое.
Эта пара отвратительна, но ничем не отличается от Тристана и Изольды (раньше все неприятное вычиталось)
Кафка «Процесс»
à написан в 1914-1915 гг, опубликован в 1925 (после смерти Кафки)
Мы имеем дело с текстом подготовленным не Кафкой.
Какова тема и смысл названия?
Есть упоминания и о других процессах (Блок) + др.обвиняемые
1) судебное разбирательство
2) внутренняя история человека
3) некое действие схема поведения
4) метафизические отношения с божественным законом
à религиозную традицию нужно принимать достаточно широко, но, с другой стороны, и предельно конкретно.
Время и место в романе
- скорее всего действие происходит в Праге (Собор, мост + немецкие обращения и имена) à в Праге учатся на немецком в школах
+ пейзаж конкретного города (холмы, горы, каменоломня)
+ только в финальной главе появляется пейзаж
- именно К. смотрит на/видит пейзаж, поворачивается к нему. Сам ведет стражей.
à упоминание лунного света (романт.общ.место, которое впервые упоминалось у Новалиса)
+ еврейская прослойка
+ действие в основном происходит в трущобах
Как в целом выглядит город? à узкие улочки, каморки, душные помещения
- страшное место, где проходит суд (в этой же комнате и живут и стирают, и занимаются сексом)
Комната-конструктор
Социальная характеристика à холост. Живет в пансионе, занимает высокую должность прокуриста, разбирается в культуре, знает итальянский язык. Каждую неделю посещает свою любовницу, у него есть дядя, ему 30 лет.
à у нас есть достаточно информации, которая в другом романе могла бы стать ключевой (но т.к. это все оторвано от процесса, мы не столько обращаем на это внимание)
Место его работы – банк (несколько раз встречаются подсобные помещения à алогизм.
àперемещения К. по городу (вверх-вниз à и по улицам, и по лестницам домов).
à связь с Раскольниковым те же путешествия вверх/вниз + тоже ему везде душно, живет в тесной маленькой каморке)
Мы видим не парадные помещения а каморки, тесные комнатушки.
Зачем такой город выбран?
à среда, в которой невозможно жить, город – лабиринт, непредназначенный для нормальной жизни + символ духовного спуска и подъема.
Роман пишется во время 1-ой мировой войны à от дня рождения до дня смерти циклы: год без одного дня à говорит, что через день наступит его д.р. à то есть год .. момента/начала процесса.
Есть повторение деталей à те же стражи, в 1-й и последний день принаряжается + сцена ареста повторятся, когда он рассказывает фройляйн Бюрстнер (моделирует арест) + письма дяде, где речь идет об аресте.
Почему, когда человека сажают в тюрьму, отбирают у него костюм?
à человек теперь не свободен (так же и в ночном одеянии люди приблизительно равны)
Почему процесс длится именно столько?
à обычно процесс длится 3-5 лет и далее до бесконечности; почему с ним по-другому? Будто бы он сам закончил процесс.
Можно ли говорит, что это второе рождение. Новое рождение? Смерть?
В романе 10 глав. Как они друг от друга отличаются? На каком этапе сталкиваемся с притчей?
Йозеф К. много занимается своим процессом, но приходи ли он к чему-то? Если ли продвижение?
Его собственное понимание расширяется. Сначала не понимает, за что судят, потом хочет бороться, потом хочет ускорить процесс.
Глава 9 выбивается по содержанию, как и 10 (фрагмент пейзажа в лунном свете. Во-первых, собор, а не суд.канцелярия; во-вторых, есть притча. Приходит, чтобы показать итальянцу достопримечательность. Шел не своему делу, но пришел в итоге куда надо (случайно, нет рационального зерна).
Кем оказывается священник в соборе? Тюремный капеллан.
Тоже разговаривает о процесса, впервые доверяет человеку, с которым говорит.
К.говорит, что он невиновен (до этого лишь ищет людей, которые могли бы его оправдать)
- Некая параллель с Чацким
(К. стремится объяснить суду, что этот процесс не соответствует его выс.представлениям; занят всем кроме цели – оправдания себя).
Священник зовет его по имени – Йозеф К. à на молитве фамилия несущественна.
О чем разговор и по какому поводу рассказана притча?
В 9-й главе есть некий прогресс à четко заявляет о невиновности.
В христианстве человек не может быть невиновным à первородный грех и т.д.
Правильное восприятие явления и неправильное толкование того же явления, никогда полностью взаимно не исключаются.
à ты можешь знать или чувствовать, но не можешь вербализовать
- объяснение писательской несостоятельности
Каков смысл притчи?
à что такое Закон? Врата предназначены лишь для одного человека. М.б. небесные врата (врата рая), м.б. столпы Завета, т.е. Ветхий Завет (Закон vs Благодать – Евангелие) Каждый человек рожден, у каждого свои врата, каждый по-своему виновен.
Какова личность привратника?
à непонятно, добрый он или злой, умный или глупый
Обычно священник и притча отвечают на все наши вопросы, а тут все еще более загадочно.
à после долгих мытарств нас просят принять все, как есть (утверждается некий абсолютный релятивизм)
Так почему тогда конец таков? Казнят в каменоломне. Почему не вешают? Убийство на камне – жертвоприношение (то, что Бог потребовал от Авраама – казнить Исаака)
«Позор» в конце текста à внутреннее чувство стыда
à некое личное отношение прослеживается
Манера повествования – несобственно прямая речь (передача слов персонажа)
Есть повествователь, есть изложенные мысли героя, есть прямая речь (в первых восьми главах почти нет собственно прямой речи). Потом повествователя становится меньше, а потом и вовсе исчезает + преклоняется.
Йозеф К. виновен, потому наказан à Кафка так считает