Сонеты.
Периодизация творчества.
Творчество Уильяма Шекспира.
Уильям Шекспир (Willam Shakespeare), 1564 - 1616 - гениальный драматург не только Англии и эпохи Возрождения, но и всего мира и всех времен. Сын перчаточника из Стратфорда-на-Эйвоне, он получил образование в грамматической школе, затем некоторое время работал младшим учителем. В 1587г. Шекспир уехал в Лондон и стал играть на сцене. С 1593г. он работал в театре Бербеджа в качестве актера, режиссера и драматурга, а с 1599г. стал пайщиком театра «Глобус». В 1612г. Шекспир оставил театр, перестал писать пьесы и вернулся в Стратфорд-на-Эйвоне. Шекспир умер 23 апреля 1616г. и был похоронен в родном городе.
Творческий путь Шекспираделится на три периода: 1591 - 1601, 1601 - 1608; 1608 - 1612.
В первый период были созданы сонеты и почти все исторические хроники, за исключением «Генриха VIII» (The Famous of King Henry, 1613), три трагедии: «Тит Андроник» (Titus Andronicus), «Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliett), «Юлий Цезарь» (Julius Caesr). Наиболее характерным для этого этапа жанром была веселая, светлая комедия: «Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew, 1594), «Сон в летнюю ночь» (A Midsummer-Night's Dream, 1594 - 1595), «Венецианский купец» (The Merchant of Venice, 1595), «Виндзорские насмешницы» (The Merry Wives of Windsor, 1597), «Много шума из ничего» (Much Ado about Nothing, 1598 - 1599), «Как вам это понравится» (As You Tike It, 1599 - 1600), «Двенадцатая ночь» (Twelth Night; or What You Will, 1600),
Второй период ознаменован интересом к трагическим конфликтам и трагическим героям. Шекспир создает трагедии: «Гамлет» (Hamlet, Prince of Denmark, 1600), «Отелло» (Othello; the Moor of Venice, 1604), «Король Лир» (King Lear, 1605-06), «Макбет» (Macbeth, 1606), «Антоний и Клеопатра» (Anthony and Cleopatra, 1606), «Кориолан» (Corilanus, 1607), «Тимон Афинский» (Timon of Athenes, 1607). В комедиях, написанных в этот период: «Троил и Крессида» (Troilus and Cressida, 1600) и «Мера за Меру» (Measure for Measure, 1604) усиливается сатирический элемент.
К третьему периоду относятся трагикомедии: «Перикл» (Penclus, 1608), «Цимбелин» (Cymbeline, 1609), «Зимняя сказка» (The Winter's Tale, 1610-11), «Буря» (The Tempest, 1611), в которых появляются фантастика и аллегоризм.
К концу XVI в. сонет стал ведущим жанром английской поэзии. Шекспировские сонеты по своей философской глубине, лирической силе, драматизму чувств и музыкальности занимают выдающееся место в искусстве сонета того времени. 154 сонета, созданных Шекспиром, объединяются образом лирического героя, воспевающего свою преданную дружбу с юношей и пылкую и мучительную любовь к смуглой леди.
Художественное совершенство в выражении глубоких философских идей неотделимо от сжатой, лаконичной формы сонета. Вшекспировском сонетеиспользуется следующая форма рифмовки: abab cdcd efef gg. В трех катренах (четверостишиях) дано драматическое развитие темы; заключительный дистих (двустишие) представляет собой афоризм, формулирующий философскую мысль темы.