Этапы казахско-джунгарских войн. Освободительная борьба казахского народа против джунгар.
Культура Казахстана 14-15 вв. (фольклор, письменные памятники, архитектура)
Архитектура.
В XIV-XV вв. на территории Казахстана складывается новый архитектурный стиль -поливные изразцы вытесняют терракотовые облицовки, что привело к совершенствованию сводчато-купольных систем:
• Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу Тимура в Туркестане в конце XIV- начале XV вв. на месте погребения святого суфия. Тонкий расчет руководил Тимуром:
- польстить чувству кочевников вниманием к их национальной святыне;
- подчеркнуть духовное единство народов, исповедающих ислам;
- воздействовать на впечатлительного номада грандиозностью замысла
- дать представление о мощи империи.
Это комплексное мемориальное сооружение, состоящее из усыпальницы и других различных по назначению, но функционально связанных помещений. За центральным залом находится усыпальница Ходжи Ахмеда, надгробие которой сложено из гладких плит светло-зеленого мрамора. О мавзолее Ахмеда Ясави писал политический деятель и историк ибн Рузбихан: « одна из самых монументальных построек во всем мире, в архитектуре мавзолея проявлено человеческое искусство до поразительности и восхищения».
• Мавзолей Рабиги Султан бегим - находится рядом с мавзолеем Ахмеда Ясави в Туркестане, построенный в честь жены Абулхаира, дочери великого султана Улуг-бека Рабиги Султан бегим. Это однокамерный восьмигранный мавзолей, с выступающим порталом и куполом.
• Мавзолей Кок-кесене в окрестностях Сыгнака, где распологается некрополь степных ханов из рода Шайбана. Мавзолей возведен в честь хана Абулхаира в середине
XIV в., это оригинальное культовое сооружение с высоким порталом со стрельчатой аркой и коническим куполом, внутри которого шла арабская надпись.
• Мавзолей Сырлытам (XIV-XV вв.) -представляет собой портально-купольное сооружение с одним залом, в которой ведут два прохода.
• Мавзолей Дауд-бека - находящейся в Таразе, принадлежит тюрскому военоначальнику и является наиболее ранним памятником.
• Памятники монументальной архитектуры -соборная мечеть и баня в Отраре, которые датируется XIII-XIV вв.
• Памятники Центрального Казахстана в XIV-XV вв.:
- Мавзолеи Джучи хана на берегу р.Каракенгир в Центральном Казахстане, возведенный в XIII в. в честь старшего сына Чингиз-хана Джучи хана;
- Мавзолеи Алаша хана и Болган ана в районе Улутау Центрального Казахстана.
Для этих памятников характерны
прямоугольные композиции, купола шатрового типа, широкое применение в облицовке фигурных и резных плит, покрытых зеленой, голубой, синей или бирюзовой глазурью.
Культура
Язык и письменность.
В XIV-XV вв. интенсивно развиваются тюркские языки на 3 основных диалектных группах:
1. Кыпчако-огузский
2. Карлуко-уйгурский (шагатай)
3. Уйгурско-огузский.
Монгольское завоевание не привело к распространению монгольского языка. Вс< ханские указы издавались на тюркском языке.
В XIV-XV вв. из кыпчако-ногайско! подгруппы кыпчакской группы тюркски: языков выделился казахский язык. В эг подгруппу, кроме казахского входят ногайскш и каракалпакский языки.
псьменность развивалось в 3 вариантах:
1. рунические надписи
2. уйгурский алфавит
3. арабский алфавит с XIV века.
Письменная литература.
XIII-XIV вв. - эпоха развития письменной литературы на кыпчакском языке.
• Образцы фольклора (загадки, афоризмк пастушеские песни) сохранились в памятник: кыпчакского языка «Кодекс куманикус» памятник хранится в церкви святого Марка в Венеции.
• В 1245 г. написан на арабской график «Треджуман турки уа-араби» (арабе кыпчакский словарь). Словарь насчитывав 2,5 тыс.слов.
• Книга «Хисса Раббази», написанная в 1310г. состоит из эпических поэм и легенд.
• В 30-е гг. XIV в. в Золотой Орде написан литературный памятник на тюркском языке «Хусрау у а Шырын».
• В 1353 г. Хорезми написал по» «Мухаббатнаме» на кыпчакском персидском языках.
В 1635 году было образовано Джунгарское ханство. Начиная с этого времени, борьба между казахами и ойратами шла с переменным успехом на протяжении всего 17 века. К началу 18 века соперничество двух кочевых государств достигло апогея. Внутренняя междоусобица политической элиты казахов была главным препятствием объединения сил против внешних завоевателей. Джунгары стремились овладеть Южным Казахстаном и торговыми городами на Сырдарье. В 17 веке борьбу возглавил хан Жангир. Произошло 3 крупных сражения: 1635, 1643, 1652. Самое значительное – Орбулакское сражение 1643 года. Ему удается победить со своей армией (600 чел.) армию джунгар (5000 чел.) благодаря умению и распределению сил. Во время сражения успевает прибыть помощь от Бухарского ханства. В 1710 г. — курултай трех казахских жузов с целью организации ополчения для борьбы с Джунгарией. Ополчение возглавил Богенбай батыр. В Джунгарии к власти приходит Цеван-Рабдан. В 1718 году – битва при Аягузе, казахи терпят поражение. Весной 1723 г. началось широкомасштабное наступление джунгарских войск на Казахские Земли. Казахи не смогли оказать должного сопротивления в результате несогласованных действий. Это положило начало «Годам великого бедствия» (1723-1727). Эа этот периоб казахский народ потерял 40% своего населения, около 1 миллиона. Борьбу возглавили Бугенбай, Кабанбай, Жанибек, Малайсары, Тайлак. Большую роль в процессе объединения казахских войск сыграли три бия: Айтеке, Казыбек, Толе. В 1726 – курултай в районе Ордабасы. Глава ополчения – Абулхаир-хан. Крупное сражение в 1726 г. на берегу Буланты, в местности Карасиыр. Казахские воины нанесли джунгарам чувствительное поражение. Место получило название Калмык Карылган (место гибели калмыков). Перелом в борьбе. В 1729 г. происходит кровопролитное сражение на юго-востоке Балхаша — местность Анракай, где объединенные силы трех жузов одерживают победу. Сражением руководит Абулхаир, начинается с поединка его и зятя Галдана Церена Чарыша. Аблай отрубает ему голову. Войска завоевателей отступают по Или на восток. Однако разногласия среди каз. ханов не позволили воспользоваться этой победой. Последствия джунгарского нашествия оказались трагическими для казахского народа: опустели города, упадок торговли и ремесла, нарушены традиционные маршруты кочевок, связи между жузами.
37. Политико-правовая система Казахского ханства. «Жеты Жаргы».
По политико-административному устройству казахское ханство 16-18 веке имело структуру, где общество делилось на пять ступеней. Первой и самой низшей ступенью был аул, где правил бай. Минимальны аул состоял из 40 человек, 10 юрт по человека, в каждой юрте должно было быть по одному верблюду, всего в ауле 1000 овец=2 отары по 500 голов, лошадей не меньше 130. Второй ступенью был ата-аймак, третьей – Страта или Ру (Род), которая включала в себя 10-12 ата-аймак. Ру возглавлял Рубасы. Четвертая ступень – Арыс – несколько родственных родов (племенное объединение). Арыс возглавлял би ( судья, военачальник). Пятая ступень – улус – несколько племенных объединений, которое возглавлял султан (оглан, торе). Шестая ступень – жуз – несколько улусов, которым управляет султан, с 18 века – хан. Седьмая и самая верхняя ступень – три жуза, которыми правил великий хан (Чингизид). Хана выбирают, затем происходит разделение имущества выбранного хана (хан жалапай). В конце 17 века нормы обычного права казахов были модифицированы и дополнены. По историческим преданиям создателем Семи установлений или Жеты Жаргы был Тауке хан, который собрал в урочище Куль-тобе представителей 3 жузов, и соединил «старые обычаи ханов Касыма и Есима» в нормы Жеты Жаргы. Создание Жеты Жаргы преследовало цель приспособить существующие нормы обычного права к новым потребностям казахского феодального общества. В Жеты Жаргы были закреплены основные принципы и нормы патриархально-феодального права средневекового казахского общества.7 Жаргы содержит нормы административного, уголовного, гражданского права, положения о налогах, религиозных воззрениях.
Административно- правовые нормы и уголовное право.
Верховная власть по 7 Жаргы принадлежала хану. Хан являлся верховным судьей, разбирал иски, издавал порядок налогообложения.7 Жаргы узаконивало различные сборы в пользу хана и биев.
В казахском обществе 15- 17 веков еще не было разграничения между гражданским правом и уголовным. Понятие преступления сливалось с понятием дурного поступка, греха. В уголовном праве существовал закон возмездия - кровная месть. В большинстве случаев кровная месть заменялась выкупом- куном. За некоторые преступления полагались штрафы. Согласно 7 Жаргы уголовная ответственность распространялась лишь на виновника, вместе с тем был широко распространен принцип коллективной ответственности общины. Не было тюрьма. В целом исследователи отмечают гуманность казахского уголовного права. Смертная казнь была лишь в крайних случаях.
Гражданские отношения.
В области семейно- брачных отношений соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Судебная и административная власть не были отделены.
38.Казахское общество в 15-18вв.: социальная стратификация, элитарные группы.
В казахском обществе существовало 2 сосоловия: кара-суйек и ак-суйек. Ак-суйек – закрытая привилегированная группа лиц. В ак-суйек входили торе (потомки Чингисхана) и кожа (потомки пророка). Торе носили титул султана и имели право на престол. Кожа пользовались авторитетом, важная роль в духовной жизни. К кара-суйек: бии и батыры, тарханы, аксакалы. Бии исполняли административные, судебные, военные функции. Существовало отдельное сословие – кулы (рабы), использовались в домашнем хозяйстве, пленные. В хозяйстве хана использовались толенгуты. Самое бедное население – жатаки, шаруа, консы. Звание аксакал могли получить лица, обладающие интеллектом и знаниями, они являлись фундаментом казахского общества. В каз. обществе отсутствовала классовая борьба, существовала строгая иерархия, крепкие связи между социальными группами, которые были нарушены в ходе присоединения Каз. к России. Структура военно-политической организации строилась на основе доминирования наиболее мощного племени над другими.