Архитектура Позднего царства и Эллинистического периода

В 525 г. до н.э. Египет захватили персы, основав 27 династию. В архитектуре наблюдается отказ от монументальных ансамблей, храмы становяться меньше по площади и размерам, однако посвящены они прежним богам. Основные формы классического типа храмов сохраняются – главная роль по-прежнему отводится колоннадам, которые приобретают всё большую декоративность, капители отличаются пышностью и подробной проработкой каждой детали. В искусстве ясно чувствуется культурное влияние народов Средиземноморья.

В храме Гора в Эдфу при общей традиционнгой схеме планировки по-новому решена композиция перистильного двора, более просторного и связанного обходными галереями вокруг храма. На место передней глухой стены гипостильного зала выдвигается колоннада с пышными композитными и пальмовидными капитлями. Однако стена не исчезает совсем, её отрезки, украшенные рельефными панно, достигают половины высоты колонн.

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 г. до н.э. тут устанавливается династия Птолемеев, наступает период эллинизма. В это время происходит тесное соприкосновение месной художественной культуры с античным миром. Колонны храмов отличаются сложной формой капители, заканчивающейся пальмовыми листьями, а в общей планировке храмов преобладают египетские традиции. Показательна гробница Петосириса (4 в. до н.э.). В её планировке и убранстве египетские элементы сочетаются с греческими: фасад отмечен колонным портиком с нишами; колонны увенчаны сложными многоярусными капителями; проход в погребальную камеру шёл через колонный зал; рельефы на стенах сочетают местные стилистические черты с эллинистическими приёмами (постановка фигур, детали одежды и т.д.). Т.о. в этом памятнике наглядно проявляется синтез двух культур – античной средиземноморской и египетской древневостойной, характерный для всей культуры эллинистического периода.

 

ТЕМА 5: Архитектура Эгейского мира (крито-микенская архитектура)

В конце эпохи ранней бронзы, на рубеже 3-2 тыс. до н.э. на о.Крит возникает минойская цивилизация. На острове, расположенном на пересечении древних торговых путей, произощёл значительный рывок в развитии производительных сил – были освоены производство меди и бронзы, новые методы ведения сельского хозяйства, широко развивается ремесло, рыболовство, морская торговля и др. К началу 2 тыс. до н.э. на острове сложилось несколько самостоятельных государств. Каждое из них включало в свой состав по нескольку десятков отдельных поселений, которые группировались вокруг одного из 4 больших дворцов – в Кноссе, Фесте, Малии и Като Закро. Около 1700 г. до н.э. эти дворцы были разрушены в результате сильного землетрясения, но через некоторое время на их месте возводятся новые, ещё более величественные. Дворцы Крита – явление особенное, они не имеют ничего общего с тяжеловесной монументальностью ассиро-вавилонских и египедских построек, но также они далеки от гармонической уравновешенности классического греческого храма с его строго выверенными пропорциями.

Самым ярким архитектурным сооружением этого периода является дворец Миноса в Кноссе. Греки называли дворец Миноса “лабиринтом” и представляли его в виде огромного здания со множеством комнат (они считали, что в глубине этого дворца обитал огромный кровожадный Минотавр – чудовище с туловищем человека и головой быка. Подвласные Миносу племена должны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит афинским героем Тезеем. Само название лабиринт происходит от слова “лабрис” – двухлезвийный критский топор). Раскопки показали что эта легенда имела под собой определённую почву – в Кноссе действительно было обнаружено огромное здание или комплекс зданий, общей площадью около 10 000 м², и включавшее около 300 помещений разнообразного характера.

Кносский дворец был возведён из местного строительного мтериала – гипса и известняка. Внутренняя планировка дворца отличается чрезвычайной сложностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения располагаются как-бы безсистемно, образуя некое подобие муравейника. Но при всём этом она воспринимается как единый архитектурный ансамбль, чему в значительной мере способствовал расположенный в центре большой прямоугольный двор, с которым так или иначе были связаны все основные помещения. Двор был вымощен большими гипсовыми плитами, и по видиму использовался не для хозяйственных, а для культовых целей. За свою историю дворец неоднократно перестраивался. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные анфилады. В нём были такие необходимые условия для жизни, как водопровод и керамические ванны, а также канализация – по каменным желобам нечистоты выводились за пределы дворца. Во дворце существовала хорошо продуманная система вентиляции и освещения – вся толща здания сверху донизу прорезана специальными световыми колодцами, по которым свет и воздух попадали в нижние этажи. Этой же цели служили большие окна и открытые веранды.

При возведении дворца широко применены массивные круглые колонны, которые сужались к низу. Колонны окрашены в чёрный, красный и белый цвета. Критские колонны свидетельствуют о том, что тут работал гениальный архитектор, впервые заставивший архитектуру говорить архитектуру своим собственным условным языком, не привлекая в помощь другие виды искусств, языком масс, пространства, ритма и архитектоники. Одно из наиболее интересных помещений дворца – тронный зал, напротив которого находился басейн для ритуальных омовений. Каменный алебастровый трон фланкируют два грифона на стене.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми для хранения съестных припасов – зерна, вина, оливкового масла и др. Внутренние стены отдельных помещений украшали яркие фрески со сценами природы и быта жителей дворца.

На Крите очень часты землетрясения, поэтому критские строители первыми изобрели сейсмоустойчивую систему кладки стен – они перемежали слои камня или кирпича с деревянными брусьями. Эту кладку они использовали как при строительстве обычных домов, так и при возведении дворцов. Учитывая островное положение Крита и его господство на море, критские дворцы во все времена своего существования были неукреплеными (факт очень поразивший археологов).

Рядовые сельские поселения Крита представляли собой небольшие посёлки из нескольких десятков глинобитных домов, тесно подогнанных друг к другу и разделённых кривыми улочками. Рамы окон и дверей в домах делались из дерева. Как и все поселения, деревни не были защищены.

Около 1520 г. до н.э. в результате извержения вулкана на о. Фера на Крит обрушилось сильнейшее землетрясение, разрушевшее все дворцы острова, после чего многие дворцы не были восстановлены и навсегда были покинуты жителями. Вслед за этим воспользовавшись ослаблением критского государства из материковой Греции вторглись греки-ахейцы, разграбившие и подчинившие остров. В конце 15 или начале 14 в. до н.э. Кносский дворец был целиком разрушен и покинут навсегда.

Около 2200 г. до н.э. территорию материковой Греции заселяют воинственные племена греков-ахейцев. Первоночально пришлые, более примитивные, ахейские племена испытывали сильное влияние развитого Крита, в подчинении к которому они находились (о чём косьвенно также говорит миф о Минотавре). Но начиная с 16 в. до н.э. Греция вступила в новый, микенский, период своей истории.

Наиболее ранними памятниками микенской культуры являются, так называемые, шахтовые могилы в Микенах(16 в. до н.э.). 6 таких могил были обнаружены в 1876 г. в черте Микенской цитадели. (в них обнаружены многочисленные золотые маски, кинжалы, перстни, диадемы, серьги, мечи, панцири из листового золота – неслучайно в “Илиаде” Гомер назвал Микены “златообильными”).

Основными центрами микенской культуры, были, как и на Крите, дворцы(например, в Микенах, Тиринфе и Пилосе). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Во-первых, все микенские дворцы были укреплены и представляют собой настоящие цитадели. Мощные стены в них сложены из огромных малообработанных каменных глыб. Так, например, Тиринфская цитадель сложена из огромных необработанных глыб известняка, достигающих в отдельных случаях веса в 12 т. Они образуют наружные стены крепости, толщина которых превышала 4,5 м., высота в сохранившейся части – до 7,5 м. В некоторых местах внутри стен были устроены сводчатые казематы с галереями, в которых хранилось оружие и запасы продовольствия (толщина стен здесь доходила до 17 м.). Подход был продуман так, чтобы приближающийся к воротам противник был вынужден поворачиваться к стене, на которой находились защитники, незащищённым правым боком. Из цитадели был устроен подземный ход, заканчивавшийся в 20 м. от стены у тщательно замаскированного источника. Вход в Микенскую цитадель – т.н. “Львиные ворота”, был увенчан рельефом с изображением двух симетричных львов, стоящих по сторонам от колонны – символа правителей Микен. В развалинах дворца в Пилосе археологи обнаружили керамическую ванну, что указывает на высокий уровень санитарно-технического оснащения дворца.

К числу наиболее интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат величественные царские гробницы, именуемые толосами или купольными гробницами. Толосы располагались вблизи от дворцов и цитаделей, являясь местом последнего упокоения членов правящей династии. Самый известный из микенских толосов – т.н. гробница Атрея в Микенах. Гробница размещена внутри искусственного холма и представляет собой монументальное круглое в плане помещение с высоким куполом (около 13,5 м.). Стены и свод гробницы выложены из качественно отёсанных каменных плит и первоначально были украшены бронзовыми позолоченными розетками. С главной камерой соединяется ещё одна, меньшая, прямоугольная в плане и не так хорошо отделанная. По всей видимости тут помещалось царское погребение, разграбленное ещё в древности.

На рубеже 13-12 в. до н.э. в микенскую Грецию с севера вторгаются многочисленные дорийские и другие племена, стоявшие на более низком уровне развития, но весьма воинственные. Это завоевание привело к падению микенской цивилизации, упадку ремесла, торговли, сокращению численности жителей. Оставшееся население в свом развитии оказалось отброшенным на несколько веков назад. Каменные дворцы и цитадели были заброшены и лежали в развалинах. С этого времени начинается история собственно Древней Греции, наступает период, называемый “Тёмные века” (13-12 вв. до н.э.).

 

ТЕМА 6: Архитектура Древней Греции (12-1 вв. до н.э.)

Вся послемикенская история Греции делится на 5 периодов:

1. Тёмные века (13-12 вв. до н.э.);

2. Гомеровский период (11-8 вв. до н.э.);

3. Архаический период (7-6 вв. до н.э.):

4. Классический период (5-4 вв. до н.э.):

5. Эллинистический период (конец 4-1 в. до н.э.).