Понятие и перспективы развития информационного общества

Классификация экономической информации

В зависимости от объекта использования существуют различные виды информации. Одним из видов информации является экономическая информация. Экономическая информация- совокупность сведений, используемых при осуществлении функций организационно- экономического управления народным хозяйством и его отдельными звеньями. Это совокупность сведений в сфере экономики, которые необходимо отображать, фиксировать, передавать, хранить, преобразовывать и использовать для управления н/х страны.

Экономическую информацию можно классифицировать по различным признакам:

1. по сфере возникновения и потребления: внешняя и внутренняя;

2. по отношению к входу и выходу: входящая (предмет труда, сырьё) и исходящая («готовая продукция»);

3. по стабильности: постоянная, условно- постоянная, переменная;

4. по полноте: недостаточная, достаточная и избыточная;

5. по истинности: достоверная и недостоверная;

6. по стадии управления и производства: нормативная, прогнозная, плановая, учетная и др.;

7. по функция управления: осведомляющая, управляющая.

 

Конец ХХ века был ознаменован вступлением части человечества и информационную фазу развития. Информационное общество- общество, большинство работающих которого занято хранением и использованием информации, особенно её высшей формы- знаний. Характеристики информационного общества:

· Распространение сетевых технологий, новых средств ВТ и телекоммуникации экономики, науки и общественной жизни.

· Высокий уровень информационных потребностей всех членов общества и фактическое их удовлетворение для основной массы населения.

· Единое информационное пространство, свободный доступ каждого к информации, ограниченный только информационной безопасностью личности, общественных групп и всего общества.

· Высокая информационная культура- уровень общей и компьютерной подготовки.

· Повышение общественного признания квалификации, профессионализма, творческих способностей.

· Непрерывное обучение и переподготовка, в том числе дистанционная.

Информация стала наиболее важным ресурсом и продуктом современного производства, оттеснив землю, труд и капитал. Если в индустриальном обществе движущей силой был капитал, то в информационном- знание и творчество. Знание- результат проверки на практике познания действительности.

Движущей силой общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. В информационном обществе изменятся не только производство, но весь уклад жизни ( например, в развитых странах уже сейчас десятки млн. человек выполняют свои служебные обязанности не выходя из дома- на своих ПК). Изменится система ценностей, возрастёт значимость культурного досуга и интеллектуального труда. Основным капиталом будут творческие способности, знания и умения. Благодаря широкому использованию сетей сформируется информационное единство всей цивилизации.

Не подлежит сомнению, что ближайшее будущее человечество - путь информатизации. Информатизация- реализация комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Информатизация привела к появлению рынка информационных ресурсов и услуг- система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Объектом продажи являются информационные системы, технологии, инженерно- технические услуги, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу- хау и др.