Формирование единого информационного пространства в России.

Закон об электронной подписи РФ (проект).

Закон состоит из пяти глав:

1. В первой главе рассмотрены общие положения, относящиеся к закону, основной целью провозглашается обеспечение правовых условий для применения электронной подписи в электронном документообороте и реализации услуг по удостоверению электронной цифровой подписи участников договорных отношений.

2. Во второй главе рассмотрены принципы и условия использования электронной подписи. В ней также выражена возможность и приведены условия равнозначности рукописной и электронной подписей, а также отмечаются следующие характерные преимущества электронной подписи:

а) юридическое или физическое лицо может создать себе различные электронные подписи и использовать их в различных условиях;

б) все экземпляры документа, подписанные электронной подписью, имеют силу оригинала;

В этой же главе изложен список требований к формату электронного сертифи­ката. В отличие от немецких и английских законов Российский требует включения в сертификат наименование средства цифровой электронной подписи, номера сертификата на это средство, срок его действия, наименование юридический адрес центра сертификации выдавшего данный сертификат, номер лицензии этого центра и дату ее выдачи. Такую же осторожность проявляют Франция и Китай.

3. В третьей главе рассмотрен правовой статус центра сертификации. В России оказание услуг по сертификации электронной подписи, является лицензируемым видом деятельности, которым могут заниматься только юридические лица.

4. Четвертая глава определяет общие черты порядка использования электронной подписи.

5. Пятая глава называется «заключительные положения» и рассматривает:

а) вопросы признания иностранных сертификатов;

б) вопросы использования документов подписанных электронной подписью в судебных разбирательствах;

в) ответственность за нарушение законодательства при использовании электронной подписи;

г) порядок разрешения споров.

В последнее десятилетие мир переживает переход от индустриального общества к информационному. Существует мнение, что мир в своем развитии пережил несколько информационных революций:

1. Первая информационная революция связана с изобретением и освоением человеческого языка. Устная речь позволила человеку хранить, передавать, совершенствовать и увеличивать приобретаемую информацию.

2. Далее изобретение письменности;

3. Изобретение машинописи;

4. Создание информационных технологий (например, телеграф, телефон, радио, телевидение);

5. Создание современных компьютеров и средств телекоммуникаций.

В законе об «Информации и информатизации и защите информации», даны определения понятий (в 1995г.):

Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Информатизация – это организованный социально-экономический и научно-технический процесс создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – см. введение.

Информационная система – это организационно-упорядоченная совокупность документов, информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Пользователь информации – это субъект, обращающийся к информационной системе, или посреднику за получением необходимой ему информацией.

Целями формирования единого информационного пространства в России является наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах деятельности.

Единое информационное пространство – представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и общим правилам, облегчающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворяющее их информационные потребности.

Единое информационное пространство складывается из следующих компонент:

1. информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, которые зафиксированы на различных носителях информации;

2. организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

3. средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программные средства и организационно-нормативные документы.

Целями формирования и развития единого информационного пространства России является:

1. обеспечение прав граждан на информацию, провозглашенные конституцией РФ;

2. предоставление возможности контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3. повышение деловой и общественной активности граждан путем предоставления равной с государственными структурами возможности пользоваться открытой научно-технической, социально-экономической, и общественно-политической информацией.

Для координации усилий всех органов государственной власти, при решении проблемы формирования и развития единого информационного пространства России, разработан комплекс организационных мероприятий, которые предусматривают разработку законодательных актов и нормативных документов, определяющих функции и правила взаимодействия субъектов информационного пространства, стимулирующих юридические и физические лица на активное формирование и пополнение информационных ресурсов. Также предусмотрены мероприятия, обеспечивающие пропаганду целей, задач и возможностей единого информационного пространства и обучение граждан основам информационной грамотности.

В едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

· соблюдение конституционного права «… свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (РФ);

· возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

· защиту авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечивающие;

· формирование и использование информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности;

· ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

· согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

· тесного информационного взаимодействия со странами – членами СНГ, и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества.

(назад в оглавление)