Государство и право в период перехода к буржуазной монархии 269

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

Рост революционного движения, развитие капиталистичес­ких отношений и поражение России в Крымской войне обу­словили необходимость перестройки вооруженных сил стра­ны. На первом этапе реформы был сокращен срок службы рекрутов (с 25 до 15 лет) и несколько улучшена подготовка офицерских кадров. Однако рекрутская повинность как спо­соб комплектования армии сохранялась вплоть до 1874 г. Только угроза быстрого усиления западноевропейских армий, формировавшихся на основе всеобщей воинской по­винности, заставила правительство ввести аналогичный по­рядок в русской армии.

1 января 1874 г. был утвержден «Устав о воинской повин­ности», вводившийся для всего мужского населения «без раз­личия состояний». Лица, достигшие 21 года, призывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска (не вытянувшие жребий) зачислялись в ополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет (из них действительная служба составляла б лет и служба в запасе — 9 лет). Сроки службы во флоте соответственно составляли 7 и 3 года. Для лиц с высшим образованием срок действительной службы сокращался до полугода, со средним — до полутора лет.

Для получения офицерского звания требовалось специ­альное военное образование. Командный состав по-прежне­му сохранял черты корпоративности и сословности, еще дли­тельное время в нем преобладали дворянские элементы.


Армия состояла из кадровых, резервных и запасных (ты­ловых войск). Офицерский корпус готовился в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях (команд­ных, юридических, медицинских).

Сохранялась особая военная юстиция, в ведение которой в 1878 г. было передано большое число дел о государственных преступлениях (сопротивление властям, нападение на поли­цию и войска). Еще ранее, в 1863 г., в связи с польским восста­нием генерал-губернаторам было дано право объявлять губер­нии на военном положении, в связи с чем многие дела пере­ходили в ведение военных судов.

39. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ «НЕОАБСОЛЮТИЗМА»

Государственные реформы 60—70-х гг. отразили буржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с тем стремились сохранить господствующее положение дво­рянства в политической и государственной системах.

Император сохранял закрепленный в Основных законах Российской империи статус неограниченного монарха: «по­виноваться верховной его власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Высшим совещательным учреждением оставался Государ­ственный совет, на который в ходе реформы легли задачи по рассмотрению большого количества законопроектов и по ко-. дификационной работе.

При Государственном совете образовывались различные комитеты (Западный, Кавказский, по делам об устройстве сельского населения) и комиссии (по охране государственно­го порядка, Особое совещание для охраны спокойствия). Один из таких комитетов со временем превратился в важный орган государственного управления — Комитет министров.

Сенат продолжал сохранять положение высшего судебно­го органа государства, выполнявшего, кроме того, некоторые административно-надзорные функции. Накануне реформ был учрежден высший государственный орган — Совет мини-


» К<»»»(4

УГ.

 


 


стров, в который вошли в качестве членов председатели Госу­дарственного совета и Комитета министров, министры, глав-ноуправляющие. Председательствовал в Совете министров император.

Аппарат министерств в этот период был значительно перестроен, многие из них стали создавать свои местные ор­ганы. Развитие капитализма в стране выдвинуло на первый план такие отраслевые ведомства, как Министерство путей сообщения. Министерство государственных имуществ. Глав­ный комитет железных дорог. Министерство финансов.

Министерство финансов образовывало на местах казен­ные палаты (ведавшие прямыми налогами), акцизные управ­ления (ведавшие косвенными налогами), фабричные инспек­ции. Для проведения выкупной операции потребовалось со­здание Крестьянского и Дворянского банков, осуществляв­ших кредитование. Наряду с Государственным банком воз­никла целая сеть частных коммерческих банков. Финансовая реформа привела к перестройке системы государственного контроля и централизованного порядка формирования госу­дарственного бюджета, согласно которому он рассматривал­ся и утверждался Государственным советом, а калькулировал­ся в Министерстве финансов.

Были выработаны новые бюджетные правила, и на фи­нансовые палаты возложена обязанность контролировать осуществление бюджета по первичным документам. Старые дореформенные подати, такие, как подушная и винные отку­па, были заменены поземельным и акцизным налогами.

Реорганизация налоговой системы вызвала значительный рост государственного бюджета. Вместе с тем резко возросли и государственные расходы, большая их часть уходила на со­держание административного, полицейского аппарата и армии. Главными потребителями государственных средств были Министерство двора. Военное министерство, Минис­терство флота и Министерство внутренних дел.'

Важную роль в пореформенный период приобрело Ми­нистерство внутренних дел, имевшее на местах подведомст­венные органы — уездные полицейские управления, губерн­ские правления, губернские присутствия и др.

Губернатор контролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходе реформы, — присут-