БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ.

В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Лекция 12.

Поиск информации в Интернет.

В Интернет реализованы две стороны поиска информации, разных по методам:

- по ключевым словам;

- поиск по каталогу.

Аналогично этим методам существуют два сервера:

Поисковые машины – это специальный сервер, который, автоматически просматривая все ресурсы Internet, индексирует их, и создают БД из индексов. Пользователь формулирует свой запрос, поисковая машина находит в БД наиболее подходящие документы и список этих документов выбирает на запрос пользователя. Поисковые машины www.yndex.ru - 48%; www.rambler.ru - 21%; www.google.ru - 23%; www.aport.ru - 8%; иностранные www.altavise.rcom; www.lycos.com.

Каталоги ссылок.

- специализированный сервер, на котором хранятся тематически систематизированные коллекции ссылок на различные сетевые ресурсы. Как правило, ссылки в такие каталоги заносит администратор. Каталоги ссылок имеют древовидную структуру. Например: www.ru; weblist.ru; www.reicom.ru/Internet/Treasures; www. List.ru; yahoo.com.

(назад в оглавление)

Технологии и массовость внедрения Internet позволяют использовать сеть как рекламное пространство, средство массовой информации и универсальное средство коммуникаций. Можно выделить несколько направлений использования

Internet для продвижения товаров и услуг.

Россия ↔ Internet ↔ Мировое пространство

• массовая реклама и продвижение услуг и товаров, сравнимая с телевидением, но более качественная и с более широкими возможностями планирования рекламной компании на территории зарубежных государств;

• присутствие в сети с целью производства Паблик Релайшинз компании на весь деловой мир;

• поиск партнеров по бизнесу и предоставление своих услуг на территории России для зарубежных компаний.

Россия ↔ Internet ↔ Россия

Применительно к России, из-за ограниченного числа пользователей WWW, можно выделить:

• реклама услуг и товаров в крупных городах и областных центрах, сравнимая с тиражом радиостанции или журнала для специфического пользователя;

• предоставление информационных услуг через WWW;

• виртуальные магазины с доставкой товара клиенту и оплатой на месте, или просто on-line заказ товара с выпиской счета через сеть;

• публикация информации для ограниченной категории клиентов (например, баланс Банка для других Банков);

• присутствие в Internet.

Офис ↔ Internet ↔ Партнеры и постоянные клиенты

Представляется возможность объединить вместе всех, с кем находится в постоянном взаимодействии офис компании, создав «виртуальный офис», используя следующие технологии:

• WWW как информационное средство с возможностью быстрого обновления информации.

• E-mail для создания более удобного и дешевого документооборота (по сравнению с факсом).

• IRC как средство проведения телетайпных конференций в режиме on-line.

• I-phone. Используя средства мультимедиа и программу Iphone, можно разговаривать через Internet всего за 0,05 $/мин независимо от расстояния.

Информационные технологии, разработанные для Internet, нашли успешное применение в рамках локальных сетей организаций (LAN или ЛВС), что привело к появлению термина Intranet. Особенно интересным является использование WWW-браузеров (Netscape Navigator или Microsoft Explorer и программы «Plug-in» к ним)[21].

Сегодня Всемирная сеть Интернет — одно из уникальных явлений научно-технического прогресса в области информационных технологий. Основные виды деловой деятельности в Интернете приведены на рисунке. Ими являются:

• Создание представительства фирмы в Интернете.

• Реклама в Интернете.

• Электронная коммерция.

• Маркетинг в Интернете.

Информационные технологии также позволяют существенно ускорить коммуникации внутри или вне одного предприятия, используя экстрасети. Экстрасеть представляет собой электронный обмен деловой информацией в структурированном формате, происходящий между партнерами по бизнесу или различными подразделениями одной организации.

Экстрасеть поддерживает обработку огромных объемов данных при передаче их с одного компьютера на другой. Флэнаган (Flanagan, 1997) отмечает, что экстрасеть обычно используется для установления связей с потребителями, поставщиками, деловыми партнерами и другими группами людей, имеющими отношение к эффективности операций или к практическому результату. Экстрасети сокращают расстояние между производителем и конечным пользователем, и это относится почти ко всем отраслям промышленности.

Более простой, и дешевый способ распространения информации сближает производителей и потребителей, фактически уменьшая, или исключая вовсе многочисленных посредников. Экстрасеть позволяет производителям выходить непосредственно на конечного пользователя. Это явление проникает во все сферы бизнеса, будь то торговля акциями на бирже, производство одежды или компьютеров. Внедрение экстрасети подразумевает преобразование бумажных документов в электронный формат, который позволяет передать данные из одной компании в другую.

 

Рис. 6. Основные виды деловой деятельности в Интернете

По существу, экстрасеть представляет собой мост между общедоступным Интернетом и частной корпоративной интрасетью. Мак-Карти (McCarthy, 1997) отмечает, что Интернет принадлежит всем и каждому, в то время как интрасеть принадлежит конкретной организации, которая хочет создать свою, хорошо защищенную сеть на основе протоколов Интернета. Экстрасеть — это слой интрасети, открывающий доступ к сервисам компании и ее накопленным данным. Джим Барксдейл, президент и исполнительный директор компании Netscape Communications Inc., утверждает, что экстрасеть составляет важную часть бизнес-стратегии, системы распределения продукции и аппарата поддержки потребителя. Значит, экстрасеть по сути является средой, связующей производство с поставщиками и потребителями.

Фрост (Frost, 1998) отмечает, что концептуально экстрасеть представляет собой «тоннель» или виртуальную сеть внутри Интернета с высокими стенами для защиты от нежелательного проникновения. Реализация концепции экстрасети должна повлиять на способы ведения бизнеса в компании и резко изменить структуру издержек различных видов деятельности в цепочке начисления стоимости. В таблице 4 приведены возможные варианты снижения себестоимости в результате перехода к использованию экстрасети. После того как система интрасеть-экстрасеть установлена и работает, перед организацией возникают следующие вопросы, связанные с техническими возможностями web-серверов:

• конфиденциальность;

• управление информационными потоками;

• производительность;

• безопасность.

Большую часть этих вопросов можно решить, если спланировать и реализовать стратегию интрасети (Taylor, 1997; Bucatinsky, 1996; Millikin, 1996) 7. Одним из организационных вопросов также является необходимость обеспечения конфиденциальности информации.

Таблица 4

Основные варианты снижения себестоимости в результате

внедрения экстрасети

Приложения, работающие в системе интрасеть-экстрасеть, способны сохранять конфиденциальность пользователя, но возможны и нарушения. Конфиденциальность можно повысить, если использовать анонимную доставку секретной информации. С другой стороны, некоторые инструменты web-серверов, например журнал регистрации посещений web-сервера, могут потенциально нарушить конфиденциальность. Администраторы сети должны соблюдать баланс между желанием отследить всех посетителей и соблюдением конфиденциальности. Система интрасеть-экстрасеть позволяет поддерживать своевременное обновление информации, но не обеспечивает информационных потоков.

Для этого сами издатели должны следить за тем, чтобы информация на узлах сети вовремя обновлялась и была доступна пользователям. Если поместить дату последнего изменения на каждую страницу, то браузер сможет проверить, своевременна информация или нет. Некоторые страницы, например матрицы конкурентов, должны регулярно обновляться по мере поступления информации. Другие шаги, в частности наличие на странице электронного адреса или телефона автора, также будут способствовать использованию информации. Все больше инструментов помогают пользователям создавать свои HTML-странички (Hyper Text Markup Language, язык гипертекстовой разметки) для приложений интрасетей. Многие популярные текстовые процессоры позволяют сохранять документы в формате HTML.

Эти инструменты помогают обычным пользователям создавать документы в знакомых им приложениях и сразу передавать их на сервер, без дополнительных манипуляций с каждым файлом или документом. При использовании системы интрасеть-экстрасеть могут возникать проблемы с производительностью. Это касается приложений, ориентированных на обработку трансакций и работающих с большими объемами данных. Некоторые из этих проблем могут быть решены при помощи proxy-серверов и мощных многопроцессорных web-серверов. Внедряя систему интрасеть-экстрасеть, компании должны предусмотреть достаточность пропускной способности существующих каналов связи для работы с возрастающим потоком данных.

Организации, не имеющие надежных сетей на основе протокола TCP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol, протокол управления передачей, протокол Интернета), понесут немалые расходы при реализации концепции интрасети. А тем, кто уже использует сети на основе TCP/IP, возможно, придется установить новые линии связи с большей пропускной способностью, чтобы обеспечить необходимую производительность. Система интрасеть-экстрасеть используется для распространения информации, например передачи отчетов и графиков, но на практике ее производительность может оказаться недостаточной. При разработке средств поддержки интрасети-экстрасети больше внимания должно уделяться поддержке приложений, ориентированных на обработку трансакций; только тогда система интрасеть-экстрасеть в полном смысле станет четвертой парадигмой технологии клиент-сервер. Ограниченное число вопросов безопасности можно решить путем предоставления доступа лишь определенным сотрудникам. Сегодня наиболее популярные web-серверы позволяют осуществлять контроль доступа на основе принципа пользователь — группа — тема. Другие системы позволяют достичь гораздо большего:

системный администратор может ограничить права доступа к определенным страницам с компьютеров, имеющих те или иные IP-адреса. Эта возможность, например, позволяет системному администратору разрешить доступ к финансовым документам и личным делам сотрудников только с компьютеров, находящихся

в отделе управления. Для всех остальных пользователей и групп доступ будет закрыт, а неавторизованные сотрудники не смогут прочитать секретную финансовую информацию или личные дела.

Безопасность включает также и шифрование данных. Шифрование информации имеет значение в тех случаях, когда система интрасеть-экстрасеть охватывает несколько организаций или когда подразделения компании находятся в разных местах. Все большее число организаций размещает на своих web-серверах

информацию, предназначенную только для партнеров по бизнесу или потребителей, осуществляя контроль доступа к ней. Для обеспечения более высокой степени безопасности линий связи используются бранд-мауэры. С непрерывным усовершенствованием информационных технологий передача графиков, звуков и видеоизображений будет происходить гораздо быстрее. Развитие же технологий интранет-экстранет будет все больше ориентироваться на бизнес. В результате значительно увеличатся информационные потоки, передаваемые по корпоративным сетям, возрастет и ценность информации внутри организации или среди организаций-партнеров. Пользователи смогут получать быстрый и своевременный доступ к необходимой информации и источникам данных.