Звуки Л и Р

Свистящие и шипящие звуки С — 3 и Ш - Ж

«Прокол». Проверьте на слух, нет ли в надутой камере волейбольного мяча прокола, сжимая его возле уха... Так и есть ... Слышен напряженный ровный свист выходяще­го воздуха: «ссссссссс!..». Имитируйте звук, точно соблю­дая установку артикуляционного аппарата. Помните, что при звуке «с» кончик языка опущен и прижат к передним нижним зубам, тело языка напряжено, образуя «горку» с чуть приподнятыми краями, по ней-то и «скатывается» выдыхаемый воздух.

Время от времени прижимайте «мяч» сильнее, звук уси­ливается.

«Паровоз».Паровоз медленно разводит пары: шшш... шшш... шшш... Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш... ш-шш-шшш... Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш... шшш-шш-ш... шшшшш-ш...

Выдыхайте воздух энергичными толчками диафрагмы. Следите за верной артикуляционной позицией звука. По­мните, что кончик языка поднят кверху, образуя в купо­ле твердого нёба «ковшик», в который и ударяется выды­хаемый воздух.

«Косарь».Наточите бруском косу. Брусок скользит то Jc одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз... ссс-ззз... | ссс-ззз... ссс-ззз...

Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах р.косы, и она звучно режет траву: жжж... жжж... жжж...

«Телеграмма». Выстукивайте телеграфным ключом | текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

«Капризный мотор».Попробуйте завести мотор игру­шечного автомобиля.... Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр... тррр... трррррр... тррррр... тр...

Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр... дрррррр...

Сочетание взрывных согласных.Соединим вместе три взрывных глухих согласных звука, взяв их во всех воз­можных сочетаниях: птк, пкт, ктп, кпт, ткп, тпк.Будем отрабатывать каждое из них отдельно (без гласных!), сле­дя за тем, чтобы каждый очередной взрыв был четко слы­шен: п! т! к! Затем станем сближать их между собою: п-т-к! Наконец объединим в одно сочетание: птк! Следите за тем, чтобы между согласными не проскальзывал шум вы­дыхаемого воздуха, а тем более звук голоса, не получи­лось бы п/х-т/х/-к/х/ или п/ы-т/ы-к/ы.

Отработав каждое из сочетаний, соедините их с основ­ным рядом гласных, произнеся одной фразой с ударением на первом слоге:

птка-пткэ-птко-птку-пткы-птки!

Отработав подобным образом все сочетания, создавайте варианты «фраз», «диалоги» из них: «Птка-пткэ-птко?» — «Тпка-тпкэ-тпко!»

Отработка окончаний слов.Впечатление небрежной речи создают нечеткие окончания слов, особенно, если они заканчиваются согласным звуком. Такие окончания необ ходимо специально тренировать, добиваясь их отчетливо­го звучания.

Удвоенные согласные. Небрежности речи способствует и привычка опускать согласные в середине слова, особен­но, если там имеется сочетание нескольких согласных, даже простое удвоение. Мы нередко слышим: воеНый, вместо воеННый, обыкновеНо, вместо обыкновенно и т. д. Необ­ходимо добиваться, чтобы удвоенная согласная звучала дольше обычной, как долгий звук.

Часто выпадает одна из двух одинаковых согласных на стыке произносимых слитно слов или слова и предлога, меняя смысл сказанного; например, вместо из здания мы слышим издание. Произношение подобных слов можно тренировать, подбирая парные слова с одним и удвоенным звуками: подать - оТДать (произносится оДДать); не то, Товарищи - не тоТ, Товарищи; раЗделать - еще раЗ Сде­лать (произносится раЗЗделать) и т. д.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

■Был тупогуб, тупогубенький бычок; у быка бела губа была тупа.

■От топота копыт пыль по полю летит.

■Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, тур­ка, трубку, не клюй, курка, крупку.

■Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Проко­па кипел укроп.

■Редька редко росла на грядке, грядка редко была в по­рядке.

■Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом из­рыла, вырыла да подрыла.

■Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пой­дет, Лавру на Фрола наврет.

■Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

■Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

■Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

■Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

■В Чите течет Читинка.

■Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

■Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

Работать над чистоговорками надо не торопясь, забот­ливо проверяя установку каждого звука, тщательно отра­батывая его верное звучание.

Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произно­сятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ТТТТТТыла» и т. д.

Записывайте упражнения с чистоговорками на маг­нитофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи.

Темп нашей речи необычайно убыстрился. Люди стре­мятся в минимальный отрезок времени уложить макси­мум информации, забывая о том, что быстрый темп при отсутствии четкости, ясной дикции, ведет к снижению уров­ня восприятия и, как результат, к потере смыслового зна­чения речи.

...Редко приходится слышать, — писал К.С. Станиславский, — медленную, звучную, слиянную или» по-настоящему скорую, легкую речь. В подавляющем большинстве случаев только паузы долги, а слова между ними проговариваются быстро [10, 195].

Активность, хороший энергичный темп речи требуют абсолютного владения дикцией, подлинного технического мастерства, которое позволит нам при любой скорости речи донести до слушателя во всей полноте смысл высказыва­ния. Для выработки четкости произношения при любом темпе речи служат специальные фразы — скороговорки.Они построены на сочетаниях слов, включающих в себя звуки, требующие непрерывной перестройки нашего рече­вого аппарата, быстрой смены артикуляционных позиций. Отработка быстрого темпа речи при сохранении дикцион-ной четкости требует особой методики тренировки. Начи­нать ее следует с установки артикуляционной позиции всех согласных, входящих в состав скороговорки, а затем с отработки четкости произнесения фразы в замедленном темпе. Когда сочетание согласных звуков будет хорошо отработано, можно будет перейти к упражнению «Дик­товка».

Медленно, отчетливо выговаривая каждый звук (так, как он произносится, а не пишется), продиктуйте текст скороговорки. Делайте люфтпаузы, не торопитесь. Хорошо записать такую диктовку на магнитную ленту, а затем прослушать и откорректировать. Когда вы убедитесь в чет­кости произношения каждого отдельного звука, чуть убыс­трите темп. Диктуйте так же, как и в первом случае — четко, ясно, соблюдая паузы, но уже вдвое быстрее, не скандируя слова, а произнося их в обычном разговорном темпе, а затем даже чуть убыстренно. Увеличивайте ско­рость только тогда, когда почувствуйте, что добились от­четливости фразы. Такой метод отработки скороговорок применяйте с каждым текстом.

Используйте для тренировки следующие скороговорки:

■ Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать -зарапортовался.

■ Меланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.

■ Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыско-роговоришь.

■ Не тот, товарищ, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу това­рищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

■ Тридцать три корабля лавировали-лавировали, ла­вировали-лавировали, лавировали-лавировали, да не вы­лавировали.

■ Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыкол-паковать, надо колокол переколоколовать, перевыколо-коловать.

■ На дворе - трава, на траве - дрова: дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор обратно.

Завершив работу над чистоговорками и скороговорками, можно закрепить навык четкого произношения, диктуя прозаический текст. Возьмите, к примеру, отрывок из ро­мана Л. Леонова «Русский лес», в котором описывается лекция профессора Вихрова, и попробуйте продиктовать несколько фраз, внимательно наблюдая за чистотой и чет­костью каждого произносимого звука.

«Не может быть равнодушия в лесных делах: народу нашему жить вечно на этой священной земле. Его потреб­ность в древесине, бумаге и продуктах усложненной лесо­химии будет возрастать, пока совершенная техника ком­мунизма не научит нас делать из всего все. Каждый дом в городе требует два кубометра дерева на квадратный метр жилой площади. Каждый километр железной дороги бе­рет по четыреста кубометров дерева на подсобные пост­ройки, телеграфную связь и шпалы... так что не верней ли было назвать их деревянными дорогами с железным покрытием? Каждьхе сутки десятки длиннейших эшелонов крепежного леса уходят под землю Донбасса... Когда же с дипломами лесоводов вы покинете эту школу, количество потребления возрастет, может быть, вдвое. Как бы ни обед­нела лесная нива, страна потребует от вас все возрастаю­щих поставок... Все это бесконечно повышает человечес­кую ответственность перед живым, зеленым и беззащит­ным существом, не спрятанным в земляной блиндаж с ки­лометровой кровлей, как мертвые нефть и уголь, не имею­щим даже шипа для самообороны. Так возникает необхо­димость всенародного раздумья о лесе, о его гражданстве в отечественной экономике, о пересмотре норм нашего обра­щения с ним... И почем знать, не займет ли он тогда почетное место среди цветных металлов?»

Представьте себе, что вы выступаете с этим обращением по радио. Можете даже записать эту речь на магнитную ленту и затем прослушать, отметив недостатки. Чаще ис­пользуйте в работе над техникой речи магнитофон, он по­зволит вам услышать свою речь со стороны, даст возмож­ность внести коррективы в процессе работы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Раскройте содержание понятия «дикция».

2. Почему дикцию считают основой профессиональной речи?

3. Какую роль в отработке дикции играет артикуляция? Что это такое?

4. Каковы недостатки вашей дикции?

5. Составьте план отработки собственной дикции.

6. По каким основным признакам характеризуются гласные и согласные звуки русской речи?

7. Чем различаются понятия «чистоговорка» и «скороговорка»?

Глава 5