Голос и процесс его воспитания.

Голосообразование- сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автомати­чески, согласно особой «программе», вырабатываемой спе­циальными центрами, которые находятся в коре головно­го мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.

В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возника­ющими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычныхприемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, не­умелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функ­циональных, а порой и органических заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смыс­ловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль го­ворящего во всей ее содержательной полноте, создает оп­ределенный эмоциональный настрой, облегчающий воспри­ятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.

От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поста­вить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?

Выделяются следующие основные качества профес­сионального речевого голоса:

Первое — достаточная сила звука-. Ондолжен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии тех­нических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.

Второе — посыл звука,то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.

Третье — подвижность, гибкостьголоса, так называе­мый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии от­тенков в меняющемся интонационном мелодическом ри­сунке устной речи.

Четвертое — тембрголоса. От того, насколько выра­зителен голос в своей тембральной окраске, зависит лег­кость восприятия слушателями смысла высказывания.

Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.

Шестое - выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать зна­чительную голосовую нагрузку.

Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?

Первый этап работы над голосом — освобождение фона­ционных путей, создание наилучших условий для свобод­ного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мы­шечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоени­ями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.

Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Ба­юканье».

«Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосо­вое усилие, особенно связанное с физическим напряжени­ем гортани, причиняет боль.

Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм... мм... ммммм...».

Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мыча­ние, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье!

Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно ак­тивным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.

«Баюканье».Сядьте удобно, свободно, расслабясь, со­храняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не за­сыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м... ммм-ммм-ммм-м...». Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не рас­крывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толч­ков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокой­ное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кон­чиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть при­открыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма ... ммм-ммм-ммм-ма... ммм-ммм-ммм-ма...».

Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма... ммаа-ммаа-ма... ммаа-ммаа-мма...». Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.

«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как аз­букой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм... ммммм... ммм...».

Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рожда­ется свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ* начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм...». Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И».

Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм... мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм... мммиммм...». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного со­гласного звука «м».

Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм... мэ-мэ-мэммм... мо-мо-моммм... му-му-муммм... мы-мы-мыммм... ми-ми-миммм ...».

Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата - у зубов, в куполе твер­дого нёба, в гортани... Возникает так называемая «пест­рота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научить­ся собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.

«Перекличка в лесу».Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдален­ное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!».

Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке - на самом кончике губ.

Хорошим упражнением для сравнивания гласных мо­жет послужить стихотворение С. Кирсанова «Станция «Маяковская»:

На новом Я будто

радиусе еду

у рельс путем .

метро сквозным

я снова в стихи

радуюсь — к поэту

здесь на встречу

так светло! с ним!..

Читайте стихи четко, немного скандируя слова, делая заметное ударение на каждом слоге, не теряя при этом целостности, слиянности мысли. Помните, что каждое слово (или группа слов), стоящее на одной строчке-ступеньке поэтической лесенки, отделяется от другого паузой.

Следите за точной фокусировкой всех гласных на кон­чиках губ. Четко произносите каждый согласный звук.

В работе над речевым голосом нельзя обойти такой важ­ный элемент, как посыл звука.Он связан не с увеличени­ем силы звука, а с умением направить звук в нужную точку, добросить его до слушателей. Легкий, но энергич­ный толчок диафрагмы при выдохе позволяет нам подбро­сить звук кверху, как мячик, послать его на большое рас­стояние. Для отработки посыла звука выполняется уп­ражнение «Скакалка»(текст З.В. Савковой).

Со скакалкой я скачу, Голос звучен, льется ровно
Научиться я хочу И не прыгаю я словно.

Так владеть дыханьем, Раз - два!

чтобы Раз — два!

Звук держать оно могло Раз - два!

бы Раз!
Глубоко, ритмично было Можно
И меня не подводило. прыгать

Я скачу без передышки целый

И не чувствую одышки. час!..

Читайте его вслух, скандируя по слогам, в ритме чело­века, прыгающего со скакалкой (можно начинать упраж­нение, сопровождая его легкими поскоками). Не торопи­тесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равно­мерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.

Следующий этап работы - развитие динамического ди­апазонаголоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.

Для усиления звука голоса необходимо, в первую оче­редь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы- акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат по­лости, расположенные над связками(глотка, лицевые па­зухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняясистема резонаторов, и нижняясис тема, расположенная под связками,— в первую очередь грудная полость.

При направленности звука в нижние резонаторы вклю­чается грудной регистрголоса, наиболее богатый допол­нительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижне­го) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки.

Головной(или верхний) регистрпридает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высо­кого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.

Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается исполь­зование каждого из регистров отдельно) — микст— сме­шанный регистр, при котором резонацияусиливается в направлении, обратном высоте тона.Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (го­ловной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Толь­ко в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.

Во всех упражнениях на развитие динамического диа­пазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.

Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.

«Колокола».Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..».

Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в пере­дней позиции, на губах.

А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазво­нили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-биммм...».

Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.

Объедините звучание всех ваших «колоколов» в сред­нем тоне: «баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...».

Положите одну руку на грудь, а другую на темя, конт­ролируя оба резонатора, которые должны звучать одно­временно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).

«Барабанщик».Барабанщик отбивает походный марш:

Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам!.. Памм!.. Паммм!..

Продолжите это упражнение словами стихотворения А. Барто:

Левой, Барабанщик

правой, очень рад:

Левой, Барабанит,

правой, барабанит

На парад полтора

идет отряд. часа

На парад

подряд,
идет отряд. "^ "

Читайте текст ритмично, скандировано, имитируя ба­рабанный бой. Закончите упражнение словами стихотво­рения И. Сельвинского:

|

Пара Пара

барабанов, барабанов,

Пара Пара

барабанов, барабанов,

Пара Пара

барабанов барабанов
Била Била

бурю! бой!

Следите за добором дыхания. Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.

Продолжением работы над речевым голосом является I развитие звуковысотного диапазона. Он служит основным средством интонационно-мелодической выразительности голоса. «...Хорошие голоса в разговорной речи редки, - писал К.С. Станиславский. - Если же они и встречают­ся, то оказываются недостаточными по силе и по диапазо­ну. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь «жизни человеческого духа» [10, 52].

Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного речевого голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обы­денной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном.

Бедность звуковысотного диапазона приводит к зву­ковому монотону.Монотонный, ровно звучащий в узком интервале трех-четырех тонов голос усыпляет слушающих, притупляет восприятие. А.С. Макаренко не случайно свя­зывал высокий уровень педагогического мастерства с со­вершенным владением голосовыми средствами, считая себя настоящим мастером лишь с того момента, когда научил­ся произносить фразу «иди сюда» с 15-20 звуковыми от­тенками.

Диапазон голоса — качество, развиваемое специальными упражнениями. Делать их следует очень осторожно, следя за добором дыхания, за правильной позицией звука, «фо­кусированного» на кончиках губ. Не следует стремиться достичь предельной высоты звука, надо останавливаться, прежде чем возникает голосовое напряжение. Не нужно все время непрерывно идти вверх по диапазону, время от времени необходимо делать небольшие «отходы» - понижения, после чего можно продолжать голосовой подъем, рот некоторые из таких упражнений.

«Книжки».Прочтите отрывок из стихотворения С. Мар­шака «Книжка про книжки»:

У Скворцова И без начала,

Гришки Переплеты

Жили-были Как мочала,

Книжки - На листах

Грязные, Каракули.

Лохматые, Книжки

Рваные, Горько

Горбатые, Плакали.
Без конца

Распределите звуковое нарастание в соответствии с на­растанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «заб­раться» на самые верха; как только появится напряже­ние, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет ак­тивным, тремя резкими ступенями:

Книжки

горько

плакали!

«Митинг».Используйте для него отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». Читайте его строго, актив­но, как бы обращаясь к большой группе людей, призывая их навсегда запомнить тех, кто отстоял мир на земле:

Помните!

Через века,

через года,

-помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,-

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

павших

будьте достойны!

Вечно

достойны!

Говорите энергично, мужественно, но не кричите, крик не может убедить людей. Пусть каждое слово будет сдер­жанным, чеканным. Призовите людей поклясться вместе с вами.

Развитие звуковысотного диапазона речевого голоса на определенном этапе, когда уже отработаны первые навы­ки, можно сочетать с воспитанием полетности звука. По­летность речевого голоса зависит от многих качеств, в том числе и от акустических свойств самого звука. Так, звон­кие высокие голоса обладают болынейполетностью, чем низкие. По данным В.М. Морозова, голос выдающегося советского певца С.Я. Лемешева обладал высокой помехо­устойчивостью и выделялся среди шума, будучи на 28 де­цибел ниже его уровня, в то время как голоса других менее опытных певцов терялись в том же шуме при силе звука на 18 децибел ниже уровня шума.

Для развития полетности звука используются в качестве упражнений тексты, которые выполняют задачу - собрать, созвать, привлечь внимание. Примером такого текста слу­жит упражнение «Глашатаи». Закрепить навык поможет серия упражнений на текстах русской народной былины.

«Глашатаи». Возьмите текст глашатая из пьесы А.Н. Ост­ровского «Снегурочка»:

Слушайте-послушайте, С красного двора в новы сени,

Государевы люди, На частые ступени.

Государеву волю! В дубовые двери,

Идите в красные ворота В государевы палаты, На красный царский двор!..Суд судить, ряд рядить.

Созывайте народ этим кличем. Произносите текст гром­ко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, очень точно собрав звук, как бы в рупор мегафона. Можете для начала даже поднести к губам сложенные ру­пором ладони, фокусируя в них звук голоса. Не забывайте добирать дыхание после каждой строчки. Выдох должен быть ровным, не только не ослабевающим, но даже усили­вающимся в конце каждой строки.

«Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная бы­лина. Читать ее следует речитативом, говорком, чуть на­певно (но без пения!):

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Стал добра коня тут он заседлывать.

На коня накладывает потничек,

А на потничек накладывает войлочек —

Потничек он клал да весь шелковенький,

А на потничек подкладывал подпотничек,

На подпотничек седелко клал черкасское...

Сразу после былины целесообразно перейти на обыч­ную речевую манеру, сохраняя при этом полноту и звуч­ность гласных, активный посыл звука. Для этого можно использовать в качестве упражнения стихотворный текст, написанный в свободной разговорной манере, к примеру, стихотворение О. Бергольц «Разговор с соседкой». Сти­хотворная форма, ритмичность и звучность стиха помогут справиться с излишне бытовой манерой речи, ненужной торопливостью, приблизят речь к требованиям публично­го выступления.

Дарья Власьевна, соседка по квартире,

сядем, побеседуем вдвоем..

Знаешь, будем говорить о мире,

о желанном мире, о своем...

Дарья Власьевна,- еще немного,

день придет — над нашей головой

пролетит последняя тревога

и последний прозвучит отбой...

Дарья Власьевна, твоею силой

будет вся земля обновлена.

Этой силе имя есть - Россия.

Стой же и мужайся, как она!

Поставьте перед собой задачу - поддержать человека в трудную минуту, придать ей новые силы для борьбы, по­мочь выстоять, победить.

Воспитание речевого голоса — работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Вое- I питанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. На занятиях важно усвоить методические приемы, позво­ляющие вести дальнейшую тренировку самостоятельно. Назовем основные из них:

■ навык контроля за активным смешанным диафраг-мально-реберным дыханием, обеспечивающим нор­мальный процесс голосоведения;

■ контроль за свободой фонационных путей, снятие напряжения с мышц гортани и плечевого пояса;

■ умение «сфокусировать» звук на кончиках губ, уби­рая «пестроту гласных», сравнивая гласные;

■ навыки развития звуковысотного диапазона, ис­ключающего звуковой монотон;

■ навыки речи на смешанном регистре («миксте»);

■ навыки ровного, слитного звучания при активном посыле звука.

Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Если в области гор­тани возникает чрезмерное мышечное напряжение — за­жим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зев­ка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по воз­можности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высо­кой, добивайтесь ровного, слитного звучания при актив­ном посыле звука, используйте смешанный регистр.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каков механизм голосообразования? Почему этот механизм требует игровой методики воспитания голоса?

2. Охарактеризуйте основные качества профессионального речевого голоса.

3. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?

4. Что такое «посыл звука»? Как его тренировать?

5. Что такое «динамический» и «звуковысотный» диапазон голоса? Как их развивать?

6. Что такое «полетность звука»?

7. Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса.

8. Составьте план тренировки собственного голоса.

Глава 4