Голос и процесс его воспитания.
Голосообразование- сложный многофункциональный процесс. Он совершается в организме человека автоматически, согласно особой «программе», вырабатываемой специальными центрами, которые находятся в коре головного мозга. Эта программа зависит от того, какую речевую задачу должен решать человек в данной ситуации.
В обыденной жизни наш голосовой аппарат довольно легко справлялся с нагрузкой, предлагаемой ему возникающими обстоятельствами. Но вот человеку приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время. В этих изменившихся условиях бытовых навыков речи, привычныхприемов голосоведения уже недостает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки чаще всего приводит к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний.
Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, помогает аудитории воспринять мысль говорящего во всей ее содержательной полноте, создает определенный эмоциональный настрой, облегчающий восприятие. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро притупляет восприятие слушающих, мешает им вникнуть в существо дела.
От чего же зависит нормальное звучание голоса? Как можно развить его, или, как часто еще говорят, поставить? Какими знаниями, навыками и умениями в этой области должен обладать выступающий с речью?
Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса:
Первое — достаточная сила звука-. Ондолжен быть слышен в любой аудитории, даже при отсутствии технических средств усиления. Это качество носит название динамического диапазона голоса.
Второе — посыл звука,то есть его способность достигать нужной точки, долетать до каждого слушателя.
Третье — подвижность, гибкостьголоса, так называемый звуковысотный диапазон, позволяющий передавать мысль говорящего во всей ее полноте и разнообразии оттенков в меняющемся интонационном мелодическом рисунке устной речи.
Четвертое — тембрголоса. От того, насколько выразителен голос в своей тембральной окраске, зависит легкость восприятия слушателями смысла высказывания.
Пятое — полетность звука, его способность выделяться на фоне других звуков и шумов, не смешиваясь с ними, не теряясь среди них.
Шестое - выносливость, малая утомляемость голоса, позволяющая не терять основные свойства звучания при длительном интенсивном выступлении, выдерживать значительную голосовую нагрузку.
Как же выработать у себя эти необходимые голосовые качества?
Первый этап работы над голосом — освобождение фонационных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса. После этого можно переходить к следующему этапу — отыскать под наслоениями привычек свой естественный, свободный природный голос, то звучание, которое является для каждого из нас максимально органичным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.
Наиболее простым и эффективным способом нахождения такого звучания признаны упражнения типа «Стон», «Баюканье».
«Стон». Представьте себе, что вам нездоровится. Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате. Голосовое усилие, особенно связанное с физическим напряжением гортани, причиняет боль.
Привлеките к себе внимание легким звуком, родившимся на самых кончиках губ: «ммммм... мм... ммммм...».
Не изображайте болезнь, просто немного расслабьтесь физически, пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком, — это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье!
Следите за дыханием, пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.
Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ, так чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению.
«Баюканье».Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «ммм-ммм-ммм-м... ммм-ммм-ммм-м...». Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта, ровно, спокойно, без резких звуковых толчков, но достаточно энергично. Дыхание активное, спокойное. Рот приоткрыт, звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.
Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: «ммм-ммм-ммм-ма ... ммм-ммм-ммм-ма... ммм-ммм-ммм-ма...».
Выпускайте гласный звук «а» в конце каждого созвучия: «ммааммаа-ма... ммаа-ммаа-ма... ммаа-ммаа-мма...». Не открывайте на гласном звуке широко рот. Пусть гласные чуть выдуваются через губы, собранные как для свиста, не полощите звуком горло, звук возникает на кончиках губ.
«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: «ммммм... ммммм... ммм...».
Высота звука здесь должна быть, как и в предыдущих упражнениях, наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ* начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: «ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм...». Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.
Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: «А», «Э», «О», «У», «Ы», «И».
Повторяйте многократно свой текст: «мммаммм... мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм... мммиммм...». Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного звука «м».
Теперь передайте текст: «ма-ма-маммм... мэ-мэ-мэммм... мо-мо-моммм... му-му-муммм... мы-мы-мыммм... ми-ми-миммм ...».
Мы ввели в наши упражнения гласные звуки. Они, в силу различия в образовании, могут зазвучать в разных местах нашего речевого аппарата - у зубов, в куполе твердого нёба, в гортани... Возникает так называемая «пестрота гласных». Чтобы справиться с ней, следует научиться собирать все гласные в одну точку, как бы фокусируя их на кончиках губ.
«Перекличка в лесу».Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-аууу!». Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте слишком широко рот, следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.
Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: «Эээ-эээ-эээй!».
Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке - на самом кончике губ.
Хорошим упражнением для сравнивания гласных может послужить стихотворение С. Кирсанова «Станция «Маяковская»:
На новом Я будто
радиусе еду
у рельс путем .
метро сквозным
я снова в стихи
радуюсь — к поэту
здесь на встречу
так светло! с ним!..
Читайте стихи четко, немного скандируя слова, делая заметное ударение на каждом слоге, не теряя при этом целостности, слиянности мысли. Помните, что каждое слово (или группа слов), стоящее на одной строчке-ступеньке поэтической лесенки, отделяется от другого паузой.
Следите за точной фокусировкой всех гласных на кончиках губ. Четко произносите каждый согласный звук.
В работе над речевым голосом нельзя обойти такой важный элемент, как посыл звука.Он связан не с увеличением силы звука, а с умением направить звук в нужную точку, добросить его до слушателей. Легкий, но энергичный толчок диафрагмы при выдохе позволяет нам подбросить звук кверху, как мячик, послать его на большое расстояние. Для отработки посыла звука выполняется упражнение «Скакалка»(текст З.В. Савковой).
Со скакалкой я скачу, Голос звучен, льется ровно
Научиться я хочу И не прыгаю я словно.
Так владеть дыханьем, Раз - два!
чтобы Раз — два!
Звук держать оно могло Раз - два!
бы Раз!
Глубоко, ритмично было Можно
И меня не подводило. прыгать
Я скачу без передышки целый
И не чувствую одышки. час!..
Читайте его вслух, скандируя по слогам, в ритме человека, прыгающего со скакалкой (можно начинать упражнение, сопровождая его легкими поскоками). Не торопитесь. Успевайте добирать дыхание, следите за его равномерностью. Не разваливайте гласные звуки, они должны быть сфокусированы на кончиках губ, собранных как для свиста. Представьте себе, что вы говорите в рупор мегафона.
Следующий этап работы - развитие динамического диапазонаголоса, который зависит от умелого использования дыхания и резонаторов акустической системы.
Для усиления звука голоса необходимо, в первую очередь, активизировать дыхание, а затем умело использовать резонаторы- акустическую систему, способную усиливать звук. Такой природной системой в нашем теле служат полости, расположенные над связками(глотка, лицевые пазухи, купол твердого нёба, черепная коробка), или так называемая верхняясистема резонаторов, и нижняясис тема, расположенная под связками,— в первую очередь грудная полость.
При направленности звука в нижние резонаторы включается грудной регистрголоса, наиболее богатый дополнительными тонами (обертонами), придающими голосу определенную тембральную окраску. От грудного (нижнего) регистра зависит сила и выразительность звука. При тренировке этой системы ощущается сильная вибрация грудной клетки.
Головной(или верхний) регистрпридает звуку голоса звонкость, полетность. Для него характерны звуки высокого тона. Этот регистр беднее обертонами, зато от него зависит звучность, слышимость голоса.
Особого внимания требует основной регистр речевого голоса (в отличие от певческого, где допускается использование каждого из регистров отдельно) — микст— смешанный регистр, при котором резонацияусиливается в направлении, обратном высоте тона.Так, при низких тонах, когда грудная резонация и так достаточно сильна, нужно стремиться максимально использовать верхний (головной) резонатор, а при высоких тонах, включающих головные резонаторы, — нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае мы можем обеспечить активное и ровное звучание во всем диапазоне.
Во всех упражнениях на развитие динамического диапазона необходимо особо внимательно следить за верным голосоведением, свободой фонационных путей, хорошим посылом. Все это требует четкой работы дыхания. Время от времени необходимо проверять себя на упражнениях по развитию дыхания и на первых голосовых упражнениях.
Ниже приводятся примеры упражнений, помогающих вырабатывать верную резонацию.
«Колокола».Попробуйте имитировать голосом звучание большого колокола: «бом-м-м!.. бом-м-м!.. бом-м-м!..».
Короткий удар гласной «о» на удобной для вас низкой ноте и долгое гудение на звуке «м». Следите за тем, чтобы оба звука не «заваливались» назад, а звучали бы в передней позиции, на губах.
А теперь перебросьте звук в верхний регистр — зазвонили малые колокола, образуя веселый перезвон: «бим-бим-биммм... бим-бим-биммм... бим-бим-биммм...».
Звук должен свободно возникать на кончиках губ, без мышечного напряжения на удобной для вас высокой ноте.
Объедините звучание всех ваших «колоколов» в среднем тоне: «баммм... баммм... баммм... баммм... баммм...».
Положите одну руку на грудь, а другую на темя, контролируя оба резонатора, которые должны звучать одновременно. При верной позиции звука должна ощущаться сильная вибрация в области «маски» (носовые пазухи, зубы, губы).
«Барабанщик».Барабанщик отбивает походный марш:
Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам-пара-па-памм-паммм!.. Пам!.. Памм!.. Паммм!..
Продолжите это упражнение словами стихотворения А. Барто:
Левой, Барабанщик
правой, очень рад:
Левой, Барабанит,
правой, барабанит
На парад полтора
идет отряд. часа
На парад
подряд,
идет отряд. "^ "
Читайте текст ритмично, скандировано, имитируя барабанный бой. Закончите упражнение словами стихотворения И. Сельвинского:
| |
Пара Пара
барабанов, барабанов,
Пара Пара
барабанов, барабанов,
Пара Пара
барабанов барабанов
Била Била
бурю! бой!
Следите за добором дыхания. Помните, что сила звука зависит от активности дыхания, а не от физического напряжения гортани, вызывающего перенапряжение голосовых связок.
Продолжением работы над речевым голосом является I развитие звуковысотного диапазона. Он служит основным средством интонационно-мелодической выразительности голоса. «...Хорошие голоса в разговорной речи редки, - писал К.С. Станиславский. - Если же они и встречаются, то оказываются недостаточными по силе и по диапазону. А с голосом, поставленным на квинту, не выразишь «жизни человеческого духа» [10, 52].
Человеческий голос способен меняться по высоте в очень большом диапазоне. Для тренированного речевого голоса этот диапазон равен примерно двум октавам, однако в обыденной речи чаще всего обходятся гораздо меньшим диапазоном.
Бедность звуковысотного диапазона приводит к звуковому монотону.Монотонный, ровно звучащий в узком интервале трех-четырех тонов голос усыпляет слушающих, притупляет восприятие. А.С. Макаренко не случайно связывал высокий уровень педагогического мастерства с совершенным владением голосовыми средствами, считая себя настоящим мастером лишь с того момента, когда научился произносить фразу «иди сюда» с 15-20 звуковыми оттенками.
Диапазон голоса — качество, развиваемое специальными упражнениями. Делать их следует очень осторожно, следя за добором дыхания, за правильной позицией звука, «фокусированного» на кончиках губ. Не следует стремиться достичь предельной высоты звука, надо останавливаться, прежде чем возникает голосовое напряжение. Не нужно все время непрерывно идти вверх по диапазону, время от времени необходимо делать небольшие «отходы» - понижения, после чего можно продолжать голосовой подъем, рот некоторые из таких упражнений.
«Книжки».Прочтите отрывок из стихотворения С. Маршака «Книжка про книжки»:
У Скворцова И без начала,
Гришки Переплеты
Жили-были Как мочала,
Книжки - На листах
Грязные, Каракули.
Лохматые, Книжки
Рваные, Горько
Горбатые, Плакали.
Без конца
Распределите звуковое нарастание в соответствии с нарастанием по смыслу. Повышайте звук от строчки к строчке постепенно, по полутонам, не стремитесь непременно «забраться» на самые верха; как только появится напряжение, отступите по тону назад и затем снова продолжайте равномерное повышение. Зато понижение пусть будет активным, тремя резкими ступенями:
Книжки
горько
плакали!
«Митинг».Используйте для него отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием». Читайте его строго, активно, как бы обращаясь к большой группе людей, призывая их навсегда запомнить тех, кто отстоял мир на земле:
Помните!
Через века,
через года,
-помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте достойны!
Вечно
достойны!
Говорите энергично, мужественно, но не кричите, крик не может убедить людей. Пусть каждое слово будет сдержанным, чеканным. Призовите людей поклясться вместе с вами.
Развитие звуковысотного диапазона речевого голоса на определенном этапе, когда уже отработаны первые навыки, можно сочетать с воспитанием полетности звука. Полетность речевого голоса зависит от многих качеств, в том числе и от акустических свойств самого звука. Так, звонкие высокие голоса обладают болынейполетностью, чем низкие. По данным В.М. Морозова, голос выдающегося советского певца С.Я. Лемешева обладал высокой помехоустойчивостью и выделялся среди шума, будучи на 28 децибел ниже его уровня, в то время как голоса других менее опытных певцов терялись в том же шуме при силе звука на 18 децибел ниже уровня шума.
Для развития полетности звука используются в качестве упражнений тексты, которые выполняют задачу - собрать, созвать, привлечь внимание. Примером такого текста служит упражнение «Глашатаи». Закрепить навык поможет серия упражнений на текстах русской народной былины.
«Глашатаи». Возьмите текст глашатая из пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»:
Слушайте-послушайте, С красного двора в новы сени,
Государевы люди, На частые ступени.
Государеву волю! В дубовые двери,
Идите в красные ворота В государевы палаты, На красный царский двор!..Суд судить, ряд рядить.
Созывайте народ этим кличем. Произносите текст громко, чуть растягивая гласные, на широком активном дыхании, очень точно собрав звук, как бы в рупор мегафона. Можете для начала даже поднести к губам сложенные рупором ладони, фокусируя в них звук голоса. Не забывайте добирать дыхание после каждой строчки. Выдох должен быть ровным, не только не ослабевающим, но даже усиливающимся в конце каждой строки.
«Былина». Отличным тренировочным материалом для воспитания голоса может служить русская народная былина. Читать ее следует речитативом, говорком, чуть напевно (но без пения!):
Ай тут старыя казак да Илья Муромец
Стал добра коня тут он заседлывать.
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек —
Потничек он клал да весь шелковенький,
А на потничек подкладывал подпотничек,
На подпотничек седелко клал черкасское...
Сразу после былины целесообразно перейти на обычную речевую манеру, сохраняя при этом полноту и звучность гласных, активный посыл звука. Для этого можно использовать в качестве упражнения стихотворный текст, написанный в свободной разговорной манере, к примеру, стихотворение О. Бергольц «Разговор с соседкой». Стихотворная форма, ритмичность и звучность стиха помогут справиться с излишне бытовой манерой речи, ненужной торопливостью, приблизят речь к требованиям публичного выступления.
Дарья Власьевна, соседка по квартире,
сядем, побеседуем вдвоем..
Знаешь, будем говорить о мире,
о желанном мире, о своем...
Дарья Власьевна,- еще немного,
день придет — над нашей головой
пролетит последняя тревога
и последний прозвучит отбой...
Дарья Власьевна, твоею силой
будет вся земля обновлена.
Этой силе имя есть - Россия.
Стой же и мужайся, как она!
Поставьте перед собой задачу - поддержать человека в трудную минуту, придать ей новые силы для борьбы, помочь выстоять, победить.
Воспитание речевого голоса — работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Вое- I питанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. На занятиях важно усвоить методические приемы, позволяющие вести дальнейшую тренировку самостоятельно. Назовем основные из них:
■ навык контроля за активным смешанным диафраг-мально-реберным дыханием, обеспечивающим нормальный процесс голосоведения;
■ контроль за свободой фонационных путей, снятие напряжения с мышц гортани и плечевого пояса;
■ умение «сфокусировать» звук на кончиках губ, убирая «пестроту гласных», сравнивая гласные;
■ навыки развития звуковысотного диапазона, исключающего звуковой монотон;
■ навыки речи на смешанном регистре («миксте»);
■ навыки ровного, слитного звучания при активном посыле звука.
Помимо специальной тренировки необходимо следить за своей бытовой речью. Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышц шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих. Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каков механизм голосообразования? Почему этот механизм требует игровой методики воспитания голоса?
2. Охарактеризуйте основные качества профессионального речевого голоса.
3. Каковы условия для свободного звучания голоса? Какими упражнениями его тренируют?
4. Что такое «посыл звука»? Как его тренировать?
5. Что такое «динамический» и «звуковысотный» диапазон голоса? Как их развивать?
6. Что такое «полетность звука»?
7. Попробуйте определить основные недостатки собственного голоса.
8. Составьте план тренировки собственного голоса.
Глава 4