Ораторское искусство — явление историческое

Оценивая деятельность того или иного оратора, мы все­гда должны учитывать ту историческую эпоху, которая породила данного оратора, выразителем общественных интересов которой он был. Нельзя забывать, что каждая историческая эпоха возлагает на оратора определенные обязанности, предъявляет к нему свои требования. Инте­ресно написал об этом В.Г. Белинский в «Общей риторике Н. Кошанского»:

Если б Демосфен воскрес теперь и заговорил в английс­кой нижней палате самым чистым английским языком, — английские джентльмены и Джон Буль ошикали бы его; а наши современные ораторы плохо были бы приняты в древ­ней Греции и Риме. Мало того, французский оратор в Анг­лии, а английский во Франции не имели бы успеха, хотя бы они каждый в своем отечестве привыкли владычествовать над толпой силой своего слова [33, 117].

А вот что вспоминает бывший министр финансов А. Г. Зве­рев в своей книге «Записки министра» по поводу одного из своих выступлений в деревне в первые годы советской власти:

На собрание пришло человек 150. Разместились в сельсо­вете, заняв все скамейки, подоконники и пол. Впереди сиде­ли бедняки, пришедшие согласно уговору пораньше. Утвер­дили повестку дня собрания. Мой доклад, помню, продолжал­ся четыре часа. Между прочим, в то время в деревне это счи­талось негласной нормой. Если доклад продолжался менее трех часов, слушатели относились к выступавшему неодоб­рительно и усматривали в нем человека либо неосведомленного (не знает, о чем сказать), либо глупого (нет мыслей в голове), либо хитрого (что-то скрывает). После выступления последо­вали бесконечные вопросы.

Понятно, почему доклад был таким продолжительным. Приезд лектора, докладчика из центра считался большим событием. При отсутствии газет, радио, телевидения пуб­личное выступление было, по существу, единственным ис­точником информации.

Отметим еще одну особенность ораторского искусства. Оно имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эс­тетика - вот науки, на которые опирается ораторское ис­кусство. Специалистов разного профиля интересуют раз­личные проблемы красноречия. Например, лингвисты раз­рабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомен­дации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздей­ствия речевого сообщения, занимаются проблемами устой­чивости внимания во время публичного выступления, ис­следуют психологию личности оратора, психологию ауди­тории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать лож­ные утверждения противников.