Искусство

Архитектура

Изменения общей социокультурной ситуации и достижения научно-технической революции в Европе отразились на архитектуре. Изменение социального порядка, демографическая проблема, рост промышленных предприятий, рост городов оказали давление на архитектуру, обусловили ее характер и тенденции развития в новом веке. Так архитектурный стиль модерн преодолел широко распространенный эклектизм. Главными выразителями этого стиля были Гектор Гимар (1867 - 1942) во Франции и испанский архитектор Антонио Гауди (1853 - 1926).

Однако этому стилю были свойственны серьезные излишества во внешней отделке зданий. Примером являются Большой и Малый дворец в Париже на Елисейских полях, на фасадах которых можно в изобилии видеть претенциозные, вычурные орнаментальные украшения. Это и определило постепенную замену модерна функционализмом, в основе которого лежали идеи рационализма, техницизма и утилитаризма. В функционализме главное внимание сосредоточено на пропорциях фасадных плоскостей, окон, на выразительности основных конструктивных элементов. Бетон и железобетон проявили свою своеобразную эстетику в работах братьев Огюста и Гюстава Пере.

Ведущим представителем функционализма в XX веке стал Ле Корбюзье (1887 - 1965), создавший урбанистическую теорию строительства. В основе этой теории он преследует две идеи – создание нормальной жизни людям, несмотря на их численный рост, и сохранение окружающей природы, в гармонии с которой эти люди должны жить. Оба эти условия, по концепции Корбюзье, обеспечивались строительством многоэтажных многоквартирных зданий с плоскими покрытиями для разведения садов на крыше и открытыми опорами в нижних этажах здания.

Культура первой половины XX в. складывалась под знаком модернизма. В узком смысле - «модерн» (от фр. современный) есть художественно-стилевое направление западного искусства конца начала XX века. Когда говорят о широком значении модернизма, то употребляют также термин «авангардизм». Авангард обозначал экспериментирование с художественным материалом, создающим новые стили, язык и содержание в изобразительном искусстве.

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. В широком смысле он обозначает всю совокупность художественных течений, провозгласивших новые художественные стили – фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм. Произведения художников-модернистов принимали зачастую форму эстетического бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве.

Изобразительное искусство первой трети XX века называют периодом «художественной революции», породившим фовизм (от фр. дикий). Новое течение объединило в своих рядах А. Матисса, А. Марке, А. Дерена и др. Ироничное прозвище «диких» дала критика молодым живописцам, чьи картины были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году. Экспрессионизм, (от лат. выражение) провозгласивший единственной реальностью субъективный мир человека, просуществовал до первой четверти XX в.

Кубизм как направление возник в 1906 году во Франции. Его родоначальниками стали Жорж Брак (1882 - 1963) и Пабло Пикассо (1881 - 1973). Это модернистское течение выдвинуло на первый план формальные эксперименты по конструированию объемной формы на плоскости, выявлению устойчивых геометрических форм, разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами.

Футуризм (от лат. будущее) стал авангардистским направлением в европейском искусстве 1910 - 1920-х годов. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Художники-футуристы воспевали в своих картинах динамику и грохот современного индустриального города. Дадаизм (от фр. детский лепет) представляет авангардистское течение в 1916 - 1922 гг. Он сложился в Швейцарии и выразил себя в скандальных выходках - каракули, псевдочертежи, комбинации случайных предметов. В 20-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

Сюрреализм (от фр. сверх реализм) с 30-х годов (художники С. Дали, П. Блум, И. Танги) провозгласил источником искусства сферу подсознания, а его методом - разрыв логических связей, замена их свободными ассоциациями. Испанский живописец Сальвадор Дали (1904 - 1989) с необычной фантазией создает парадоксальные образы в своих картинах «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Предчувствие гражданской войны в Испании» и др. Обращаясь к сфере подсознательного он использует и прием «исчезающих образов».

Музыкальное искусство XX века характеризуется приверженностью к новым средствам звукового выражения. Утверждаются новые эстетические идеи и на смену Вагнеру, Верди, Сен-Сансу приходит новое поколение музыкантов, тяготеющее к таким музыкальным направлениям как веризм, символизм, экспрессионизм и импрессионизм. Выразителями этих музыкальных идей в начале века были французские композиторы Клод Дебюсси (1862 - 1918) и Морис Равель (1875 - 1937); норвежский композитор Эдвард Григ (1843 - 1907), финский композитор Ян Сибелиус (1865 - 1957).

Тенденцией развития музыки XX века стал ее переход к неоклассицизму. Немецкий композитор Рихарда Штрауса (1864 - 1949) создает в начале века в стиле экспрессионизма симфонические поэмы «Дон Жуан» и «Дон Кихот». Другим направлением стиля модерн в музыке XX в. был конструктивизм, по мнению которых современный композитор – - это техник, создающий всевозможные звуковые сочетания. Немецкий композитор, дирижер и теоретик, сторонник неоклассицизма П. Хиндемит (1895 - 1963)создает оперы «Кардильяк», «Художник Матисс», «Гармония мира».

Постепенно, по мере того как европейское сознание приходило в себя от перенесенных военных потрясений, западная музыка возвращается к истокам, в ней начинают звучать природные мотивы. Это «Пасторальная симфония» Миле, «Летняя пастораль» Онеггера, «Поэма о лесе» Русселя и др. Это было возвращением к первозданной гармонии мира, откуда первые цивилизации черпали богатство своего музыкального выражения. Это стало свидетельством того, что музыкальный модернизм не был конечным пределом возможностей западной музыки.